СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование электронной формы учебника по предмету «История России» в образовательном процессе МБОУ СОШ с. Углезаводск

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация РИП на МБОУ СОШ с. Углезаводск в 2019-2020 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Использование электронной формы учебника по предмету «История России» в образовательном процессе МБОУ СОШ с. Углезаводск»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

С. УГЛЕЗАВОДСК









С.Х. ФЕДОТОВА



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
МБОУ СОШ С. УГЛЕЗАВОДСК

Методические рекомендации























с. Углезаводск

2020

Рецензент: Бек Ольга Константиновна, старший преподаватель ГБОУ ДПО «ИРОСО»

Федотова С.Х. Использование электронной формы учебника по предмету «История России» в образовательном процессе МБОУ СОШ с. Углезаводск: Методические рекомендации. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО. – 2020.



Методические рекомендации по использованию электронных форм учебников (ЭФУ) для учителей истории, работающих по учебникам «История России» под редакцией Торкунова А.В. издательства «Просвещения» были разработаны на основании опыта использования ЭФУ, полученного в рамках деятельности региональной инновационной площадки «Внедрение электронных форм учебников по предмету история в образовательный процесс МБОУ СОШ с. Углезаводск» в 2019-2020 учебном году. В них проведен анализ компонентов, содержащихся в ЭФУ издательства «Просвещения», раскрываются особенности организации образовательного процесса при использовании электронных форм учебников, даются рекомендации по использованию в образовательном процессе.





Печатается по решению РИС ГБОУ ДПО «ИРОСО»

Протокол № __ от __ _____ __




Содержание

Пояснительная записка 4

1. Методические рекомендации по использованию электронных форм учебников истории России 6

1.1 Возможности и преимущества электронной формы учебника 6

1.2 Компоненты содержания ЭФУ и их характеристики по истории России издательства «Просвещения» 6

1.3 Рекомендации по использованию электронной формы учебников 11

1.4 Отношение участников образовательного процесса об использовании электронных форм учебников 14

Заключение 15

Список используемой литературы 16





Пояснительная записка

С 1 января 2015 года линии школьных учебников, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме (далее по тексту ЭФУ или электронные формы учебников). При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий. Основываясь и на том, что федеральный закон «Об образовании в РФ» прописывает комплектацию библиотечного фонда электронными учебными изданиями, МБОУ СОШ с. Углезаводск в 2019-2020 учебном году с целью обновления образовательной среды апробировала внедрение электронных форм учебников в 8 классе по предмету «История» под редакцией Торкунова А.В.

Актуальностью разработки методических рекомендаций является их универсальность, так как электронные формы учебников с 1 по 10 класс по предмету «История России» под редакцией Торкунова А.В. представлены с одинаковым техническим контентом. В них раскрываются особенности работы с электронной формой учебника на разных этапах учебного процесса, приводятся примеры применяемых технологий обучения в процессе апробаций ЭФУ по истории России в МБОУ СОШ с. Углезаводск.

Данные рекомендации составлены с целью разъяснения учителям истории достоинств и недостатков ЭФУ под редакцией Торкунова А.В. по истории России, особенностей подготовки урока истории с применением электронных форм учебников.

Ожидаемый результат от использования методических рекомендаций представлен в осознании учителями истории необходимости перехода от традиционных форм урочной деятельности к инновационным формам посредством применения электронной версии учебников.

Издательство «Просвещение» не предлагает никаких рекомендаций по применению ЭФУ для учителей при подготовке к урочной деятельности, поэтому новизной данных методических рекомендаций является их практический опыт при подготовке и проведении урока с применением ЭФУ.

Методические рекомендации по использованию электронных форм учебников истории России в образовательном процессе общеобразовательного учреждения предназначены для учителей истории средних общеобразовательных школ.



  1. Методические рекомендации по использованию
    электронных форм учебников истории России

В рамках деятельности региональной инновационной площадки в 2019-2020 учебном году решались задачи по внедрению новой образовательной среды в процесс обучения МБОУ СОШ с. Углезаводск через апробацию электронной модели школьного учебника из федерального комплекта по истории России под редакцией А.В. Торкунова издательства «Просвещения» для 8 класса.

1.1 Возможности и преимущества электронной формы учебника

Электронная форма учебника представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на цифровых носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭФУ в сравнении с учебником на бумажном носителе имеет ряд преимуществ:

  • быстрый поиск необходимой информации;

  • электронная обработка информации;

  • обеспечение мгновенной обратной связи;

  • использование мультимедийных возможностей и интерактивных функций делает процесс обучения более интересным;

  • возможность демонстрации экспериментов с помощью встроенных интерактивных модулей;

  • минимизация времени для проверки знаний по определённому разделу;

  • соответствие уровню развития современных технологий.



1.2 Компоненты содержания ЭФУ и их характеристики по истории России издательства «Просвещения»

Электронная форма учебника по истории России издательства «Просвещения» включает в себя следующие содержательные компоненты:

1. Изложение в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п. (т.е. в обычном «книжном» виде с присутствием элементов, не свойственных бумажному учебнику, такие, как анимация, возможность поиска информации по фрагменту текста).

2. Схемокурс – сокращенное графическо-текстовое представление содержания учебника, помогающее понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем, и сопоставляющее отдельные фрагменты содержания учебника с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию.

3. Тестовая система самопроверки (самоконтроля) – содержание учебного материала в виде вопросов и ответов, представляемое специальной интерактивной системой.

В таблице ниже представлена оценка качеств компонентов ЭФУ. Эта оценка основана на результатах использования ЭФУ и носит информативный характер.

Качества компонентов ЭФУ

Уровень выраженности качества

Отсутствие компонента

высокий

средний

низкий

Информативность

+




Визуализация материла (иллюстрации)

+




Визуализация материла (исторические карты)


+



Визуализация материала
(схемы)




+

Полнота и качество
справочного материала



+


Контроль знаний учащихся



+


Управляемость элементами учебника


+



Интерактивность



+


Наличие и качество аудиоматериалов и видеоматериалов




+


  1. Информативность. Информационный материал электронной формы учебника насыщен так же, как и материал печатной версии учебника. Материал параграфа дополнен краткой версией параграфа, в которой содержится вся основная информация в рамках изучаемой темы. Авторский текст параграфа печатной версии сохранен в полном объеме, что отвечает требованиям содержания обязательного компонента – авторский текст.

  2. Визуализация материла. Визуализация материала в электронной форме учебника, как и в печатной версии, представлена двумя видами: исторические карты и иллюстративный материал.

Исторические карты. Одним из недостатков электронной версии учебника является скудный картографический материал. Электронная форма учебника истории России, к сожалению, не содержит тех карт, которых нет и в печатной версии учебника. Не дополнен учебник и интерактивным картографическим материалом. Ввиду того, что история – это, прежде всего, освещение внешней политики, изменений территориальной целостности Российского государства отсутствие интерактивных картографических данных делает электронную форму учебника посредственной и неинтересной для учащихся. Тем не менее, с историческими картами можно работать дополнительно, превращая их в «живые» карты посредством использования приложений.

Иллюстрации (художественный материал). Стоит отметить, что иллюстративный материал в электронной форме учебника насыщенный, высокого качества, дополнен иллюстрациями, не входящими в печатную версию учебника. В связи с тем, что государственная итоговая аттестация по истории включает вопросы, связанные с культурными достижениями в России, насыщенность учебника иллюстрациями является одним из достоинств электронной версии учебника. Наиболее важно то, что иллюстративный материал учащиеся могут использовать для создания проектов, подготовки презентационного материала или демонстрации слайд-шоу. Иллюстративный ряд, включающий изобразительные и вещественные источники, научные реконструкции и историческую живопись позволяет учащимся наиболее полно рассмотреть изучаемую эпоху.

Схемы. Во время работы с электронной версией учебника был выделен еще один недостаток визуализации материала – отсутствие схем, отображающих исторические явления и процессы. Ценность компонента «схемы» видится в классифицированном, структурированном представлении исторического материала. При изучении темы, связанной с генеалогическим древом династии Рюриковичей или Романовых, было бы целесообразным размещение данных схем в иллюстративном ряде электронной версии учебника.

  1. Справочный материал. Исторические документы, даты, события и термины в электронной форме учебника в полном объеме дублируются в печатной версии. Положительным моментом в электронной версии является только то, что для их просмотра необходимо нажать соответствующую иконку за пределами параграфа, что обеспечивает к ним быстрый доступ учащегося. Недостатком справочного материала является отсутствие какого-либо дополнительного материала, не содержащегося в печатной версии учебника.

  2. Контроль знаний учащихся. Электронный вариант учебника вмещает в себя средства контроля двух видов: контроль знаний и тренажер. Обучающиеся выполняют проверочные работы и получают моментальную оценку своих знаний.

Положительной стороной тренажеров и контроля после изучения каждого параграфа является разнообразие заданий: установление хронологической последовательности исторических событий, соотнесение имени правителя и время его правления, тестовые вопросы на выбор правильного ответа. С помощью интерактивности данного учебника можно определенное событие переносить с места на место для выставления верной хронологической последовательности, время правления установить в окно на место возле имени необходимого правителя. Контроль тренажеров о правильно-выполненных заданиях осуществляется с помощью цветовой гаммы зеленого и красного цвета.

Системе самопроверки знаний должно быть уделено особое внимание. Можно утверждать, что система самопроверки учебника должна быть всеохватывающей (конечно, в пределах содержания учебника), хорошо контролирующей уровень знаний содержания учебника и одновременно обучающей. К сожалению, недоработкой тренажеров и контроля в конце каждого параграфа, по нашему мнению, можно выделить малое количество заданий (3), поэтому для того, чтобы провести повторение по определенному изученному тематическому блоку. Учитывая полноценного контроля знаний учащихся, рекомендуем учителям истории подготовить дополнительные задания для проверки качества знаний обучающихся по тематическим блокам.

  1. Управление элементами учебника. Одним из достоинств электронной версии учебника является простое управление элементами учебника. Достаточно обладать навыками обычного пользователя для того, чтобы работать с приложением учебника.

  2. Интерактивность. К сожалению, самым основным недостатком электронной формы учебника является его низкий уровень интерактивности. Технические возможности работы с информационным и иллюстративным материалом минимальны и сводятся только к увеличению или уменьшению изучаемого материала (иллюстраций).

  3. Аудиоматериалы и видеофрагменты. Полное отсутствие аудиоматериалов и видеофрагментов исключают возможность создания определенной эмоциональной атмосферы для полного погружения учащихся в историческую эпоху и развития их творческого воображения. Дополнение учебника аудио и видеоматериалами будут способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся к изучению истории.

При организации учебной деятельности уроков истории с использованием ЭФУ необходимо четко вести учет индивидуального темпа работы детей, выдерживать определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника интерактивными элементами, тренажером и контролем знаний создает все условия для индивидуализации процесса обучения.

Нужно помнить о том, что ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. Учителю важно продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, так как ему необходимо четко планировать технологию проведения урока с использованием электронной формы учебника.

1.3 Рекомендации по использованию электронной формы учебников

Основываясь на все полученные данные, на опыт учителя истории в ходе апробации электронной формы учебников по истории России, было выделено, что применение ЭФУ возможно на любых этапах обучения:

  1. При изучении нового материала. В начале урока целесообразно провести традиционный фронтальный опрос или опрос учащихся с помощью печатных тестов. При переходе к изучению нового материала учащиеся используют ЭФУ по плану учителя в течение 20 минут. На заключительном этапе урока (5-7 минут) при обобщении знаний учащихся повторная работа с электронной версией учебника, возможно выполнение заданий тренажера или контроля знаний.

  2. Этап закрепления материала. На уроке изучение нового материала объясняется учителем, а при закреплении материала учащиеся в течение 5-7 минут выполняют задание по электронной форме учебника. Варианты работы могут быть разные: заполнение таблицы, работа с историческими документами, выполнение заданий тренажера или контроля знаний.

  3. В рамках урока закрепления знаний по изучению определенного раздела. При закреплении и применения своих знаний для ребенка могут быть представлены определенные элементы параграфов, по которым он должен выполнить задания учителя (15-20 минут). Работа может быть организована как в пара, так и индивидуально. Вариантом работы для младших школьников в процессе обобщения знаний может быть урок-путешествие.

  4. Самостоятельно изучение материала (исследовательская или проектная деятельность учащихся). Такая работа организовывается в парах или группах (3-4 человека). На изучение параграфа и создания собственного проекта предоставляется время 15-20 минут. На защиту проектов в конце урока отводится время 10 минут, где каждая пара или группа обучающихся представляет выполненное задание.

Наиболее эффективные технологии обучения с применением электронной формы учебника «История России» под редакцией Торкунова А.В., на которые стоит обратить внимание при подготовке урока:

1. Проектная технология обучения рекомендована к использованию на отдельных уроках, когда возможно самостоятельное изучение параграфа, после изучения которого, учащиеся смогут предоставить проект (демонстрационный материал). Работа может быть организована как индивидуально, так и по группам (2 человека за ноутбуком). В процессе выполнения задачи, поставленной учителем, учащиеся не только самостоятельно получают необходимую информацию по изучаемому вопросу, но и учатся совместно работать, развивая тем самым необходимые навыки коммуникации.

Наиболее продуктивна проектная технология на уроках истории с использованием электронной формы учебника по темам, касающимся развития культуры или подведения итогов правления политического деятеля определенного исторического периода.

2. Технология «Перевернутый класс». Указанная модель обучения предполагает доступ учащихся к электронной форме учебника в домашних условиях. При использовании варианта мобильный класс, учащиеся имеют доступ к электронной форме учебника не только в школе на ноутбуках, но и получают доступ на своих мобильных устройствах. На онлайн-уроках учитель дает необходимые инструкции по выполнению домашнего задания к следующему уроку. Используя возможности электронной версии учебника, учащиеся смогут просмотреть заданный материал, предварительно выполнив задания, необходимые для дальнейшей работы в классе на уроке. Таким образом, при подготовке к уроку учащиеся осваивают самостоятельно большую часть материала, а на уроке продолжат отработку знаний вместе с учителем.

Технологию «Перевернутый класс» целесообразно применять при изучении объемного количества исторического материала («Преобразования Петра I», «Реформы Александра II», «Революция 1917г.» и др.)

3. Технология формирующего оценивания. Применение данной методики в форме «Недельные отчёты» обеспечивает быструю обратную связь, с помощью которой можно проанализировать, чему научились учащиеся за неделю (2 урока истории в неделю) и какие трудности у них возникли.

Вопросы могут быть как простые, так и сложные:

1. Что я узнал нового по истории за неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Данный опрос позволяет выяснить учителю о том, чему учащиеся научились, самостоятельно изучив материал параграфа истории России. На основании полученных ответов учитель может планировать следующий урок, четко понимая, каким вопросам уделить особое внимание.





1.4 Отношение участников образовательного процесса об использовании электронных форм учебников

Конечно, при рассмотрении вопроса об использовании электронных форм учебников в школе важно принять во внимание то, как оценивают ресурс этих пособий участники образовательного процесса.

Среди родителей, педагогов и учащихся 8 класса МБОУ СОШ с. Углезаводск было проведено анкетирование с целью выявления их отношения к различным формам современного учебно-методического комплекта по истории. Участникам анкетирования был задан один вопрос, содержащий три варианта ответа: «Какой вариант учебника наиболее эффективен в образовательном процессе, по вашему мнению, электронная форма учебника, бумажный вариант или интеграция (совмещение двух перечисленных вариантов)»?

По результатам анкетирования в декабре 2019г.: педагоги и родители предпочли вариант бумажный вид учебника (59,7% и 55,8% соответственно), на втором месте у педагогов вариант интеграции (33,9%), у родителей – ЭФУ (20,8%), на третьем месте у родителей интеграция (20,8%), у родителей – ЭФУ (6,4%).

Учащиеся 8 класса отдали предпочтение электронной форме учебника (51,2%), на втором месте – бумажный вид учебника (32,5%) и на третьем – интеграция (11,3%).

Анкетирования среди участников образовательного процесса в марте 2020г. показали совершенно другие результаты:

Педагоги: бумажный вид - 57,6%, интеграция 40, 4%, ЭФУ – 10,2%.

Родители: бумажный вид – 42,9%, ЭФУ – 35,3%,интеграция-21,8%.

Учащиеся: бумажный вид – 62,3%, интеграция 26,2%, ЭФУ – 11,5%.

Следует отметить, что все участники образовательного процесса готовы к внедрению новых технологий и положительно воспринимают модернизацию образования в МБОУ СОШ с. Углезаводск.



Заключение

В заключении стоит отметить, что электронный учебника в современном образовательном процессе является эффективным инструментом обучения, который помогает учителю не только сделать урок ярким и интересным, но и оперативно получить результат работы учащегося и выставить отметку в электронный журнал.

Таким образом, изменения, происходящие сегодня в современном образовании требуют инновационных методов деятельности педагога. Использование в образовательном процессе электронных форм учебников и пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решает несколько задач одновременно – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. А значит, именно уроки с применением электронной формы учебника позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Кроме того, электронный учебник потенциально готовит человека к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.

Надеемся, что разработанные нами методические рекомендации по использованию электронной формы учебников по истории России помогут добиться Вам эффективных педагогических результатов.



Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию»;

  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск: Норматика, 2019. – С. 143 (Кодекс. Законы. Нормы.)


Монографии, учебники, учебные пособия:

  1. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение, Москва, 2016. – С.258.

  2. Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. – М.: Изд-во МЭИ, 2013. – С. 115.

  3. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дом педагогики, 2014. – 231 с.

  4. Масленикова О.Н. Работа с электронной формой учебника. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2016. – С. 156.

  5. Методические рекомендации по использованию электронных форм учебника/ В.В. Барабанов. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. – С.44.

Журналы:

1. Использование электронной формы учебника в образовательном процессе / М. В. Бреславцев, В. А. Коновалова, Э. А. Беглярова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Международная научно–практическая конференция (Чебоксары, 22 января 2016 г.) / редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 215-223.