СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В настоящее время в области образования идет активный процесс информатизации, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех средств коммуникаций, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве. Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала учащегося, развития его способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.

        Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.

        Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями.  

       Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся»»

Представление педагогического опыта

Овчинниковой Н.А.,

учителя русского языка и литературы.

«Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся»

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала. 

Образование сейчас немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем информационном обществе, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Сегодня современный учитель в современной школе - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

Актуальность и перспективы опыта

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы. 
   Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления.

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями.

 Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями.

В наше непростое время высоких скоростей и новейших технологий найти себя бывает непросто. Сегодня востребованы люди творчески активные, мобильные, способные самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач.

Следует отметить, что сегодня меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение электронных образовательных ресурсов объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Вопросы активизации познавательной активности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современных тенденций образования и практической деятельности. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной активности учащихся

    Применение электронных образовательных ресурсов на уроках - эффективный способ активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники и электронных учебников делает урок насыщенным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, определиться в выборе профессии, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть востребованными и успешными. 

Условия формирования опыта.

Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; учитываю индивидуальные особенности личности школьника; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения с использованием электронных образовательных ресурсов; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.      

  Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ЭОР в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся.

Следовательно, применение ЭОР необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ЭОР как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.
Теоретическая база опыта.

Один из философов сказал: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Сейчас, когда меняется система, цели образования и подходы к обучению, эти слова особенно актуальны. Но зажечь мало, нужно суметь поддерживать этот «факел» горящим, а для этого нужно идти в ногу со временем, развиваться вместе с учащимися, а иногда идти вперед и являться для них примером для подражания.

Наиболее актуальная задача образования в современных условиях – это формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится одним из самых эффективных средств, которые способствуют расширению современного образовательного пространства школы и способствует достижению основной цели модернизации образования, то есть улучшения качества обучения, а также увеличение доступности образования и обеспечение развития личности.

Для учителя необходимо уметь получать информацию из различных источников, использовать или же создавать ее самостоятельно. Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании русского языка и литературы. Важно и то, что использование современных технологий является и будет являться психологически привлекательным для учащихся. И именно за счет этого применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является одной из главных средств повышения мотивации учащихся в современном образовании.

Учителю нужно обдумывать каждый урок и стараться соизмерять с силами своих учеников. Применение компьютерных технологий позволяет продуктивнее решить все задачи урока. В увлекательной и творческой форме осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

От современного педагога требуется владение техническими средствами, такими как создание мультимедийных презентаций, использование компьютера или интерактивной доски. Все это позволяет расширить рамки урока и сделать процесс обучения более продуктивным и эффективным.

Теоретической базой опыта явились следующие труды:

1. А.В.Осин «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» М.: Агенство «Издательский сервис»,2010

2. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

3.А.В.Осин «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопрсах и ответах» М.: Агенство «Социальный проект», 2007

4.Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» М.: Азимут-Центр, 2011

5. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

6.С.В. Кульневич,Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» (практическое пособие). Воронеж,2006

Технология опыта

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить у обучающегося знания по данной теме;

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;

  • мотивировать обучающегося к учебной деятельности;

  • побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы:

  • составление списка «известной информации»,

  • рассказ – предположение по ключевым словам;

  • графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы;

  • верные и неверные утверждения;

  • перепутанные логические цепочки;

  • рассматривание иллюстраций;

  • мозговой штурм;

  • плюс -минус- интересно; плюс-минус-вопрос.

Предполагается последовательное включение обучающихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала.

Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность обучающимся:

  • получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней;

  • осмыслить информацию;

  • соотнести новые знания с уже имеющимися.

На данном этапе актуальны такие приемы, как:

  • чтение текста,

  • ведение различных записей,

  • выделение ключевых слов;

  • новый кластер;

  • сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?).

Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление,

  • обобщение полученной информации;

  • присвоение нового знания;

  • расширение предметного поля;

  • формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма.

Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют

исключительной новизны для преподавателя. Вместо «вызова» более привычно для преподавателя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний обучающихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучающихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Методические приемы технологии

«Ключевые слова»

Стадию вызова на уроке литературы можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных преподавателем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Кластеры

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Обучающиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены преподавателем). Таким образом, обучающиеся выходят на собственное целеполагание. Информация записывается. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). На стадии рефлексии работа с кластерами завершается.

Результат проведенной операции – наглядное представление ключевого понятия урока и его параметров; обучающиеся, опираясь на визуально-словесную информацию, структурированную на экране, формулируют задачи урока.

Вопросы

Из жизненного опыта все знают, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому ребят необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ , и те, на которые ответить столь определенно невозможно.

Синквейн

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (обычно существительное)___________________________

Описание (обычно прилагательное)____________________________

Действия___________________________________________________

Чувство (фраза)_____________________________________________

Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

Лесник

Одинокий, старый,

Помогает, защищает, спасает,

Помогаешь ты - помогают тебе!

Хранитель.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и

другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Эссе

Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе на основе знакомства обучающихся с  различными точками  зрения на один и тот же вопрос. Данный приём продуктивен при знакомстве на уроках литературы с критическими  статьями, посвящёнными произведению.

Модель написания эссе.

1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.

2. Работа над черновиком.

3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.

4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

5. Публикация. Чтение на аудиторию.

Данная технология даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие обучающимся самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.

Анализ результативности опыта.

В результате использования электронных образовательных ресурсов удалось:

  • активизировать учебный процесс;

  • сформировать устойчивые познавательные интересы;

  • выработать умения и навыки ориентирования в информационном пространстве

  • повысить нравственный и интеллектуальный уровень учащихся;

  • уметь применять полученные умения и навыки в практической деятельности.

Данный педагогический опыт ориентирован в моей деятельности на конкретный результат.

Выпускники 9-х -11–х кл. успешно сдают ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку литературе.

Также конкретный результат моей деятельности проявляется в успешном участии моих учеников во Всероссийской предметной олимпиаде муниципального уровня. В период 2014-2015 и 2015-2016 учебный год мои учащиеся стали призерами муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе. Использование ЭОР позволяет эффективно и целенаправленно проводить подготовку учащихся к олимпиадам.

Учащиеся являются победителями и призерами муниципальных и республиканских конкурсов. Учащийся 7 класса стал победителем муниципального и республиканского конкурса сочинений «100 примеров мужества. Герои рядом».

В 2017-2018 учебном году Бражникова Полина стала призером муниципального конкурса чтецов «Живая классика».

По итогам муниципального конкурса чтецов, посвященного юбилею

С.М. Михалкова «Поэт детства» команда учащихся 5-х классов стала призером в номинации «Театральное мастерство».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия. Компьютер позволяет увеличить объём языковой тренировки, развивает образное мышление, активизирует страноведческие знания обучающихся.

Несомненно, ИКТ помогает повысить интерес обучающихся к учебе, улучшить результаты учебной деятельности. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Следует также помнить, что использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому, учитывая здоровьесберегающую сторону учебного процесса, учитель должен следить за тем, чтобы использование обучающимися ИКТ на уроке не превышало 15-20 минут.

Компьютер – это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому более простому и быстрому способу получения и обработки информации, помогает интеллектуальному росту ребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны – нельзя уповать только на компьютер и превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное – живое общение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!