МОУ «Лицей №31»
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся
Учитель: Думшева Н.В.
Саранск 2014
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к русскому языку и литературе, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. И этими средствами являются электронные образовательные ресурсы.
Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет- это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся, в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, который становится таковым в результате применения ЭОР.
Поэтому приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс элементов компьютерной технологии. Почему меня привлекает именно этот метод?
Во-первых, применение электронных образовательных ресурсов на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование электронных образовательных ресурсов позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
- в использовании электронных учебников
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Также к числу основных принципов и приемов моего опыта относятся стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
В своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности. Основными средствами активизации познавательной активности учащихся, являются:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать решение других учеников.
Основные направления использования компьютерных технологий на моих уроках следующие:
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
Тренажёр (подготовка к ГИА и ЕГЭ)
Контроль за умениями, навыками учащихся
Самостоятельная исследовательская, творческая работа учащихся
В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. С большим желанием учащиеся готовят презентации и сообщения к урокам, становясь таким образом вместе с учителем полноправными участниками образовательного процесса.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес учащихся к предмету, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов.
Использование электронных образовательных ресурсов как средства построения индивидуальной учебной траектории с целью воспитания креативной, интеллектуальной, духовно богатой личности.
Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; учитываю индивидуальные особенности личности школьника; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения с использованием электронных образовательных ресурсов; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.
Оптимальность и эффективность средств просматривается в следующем:
- активизируется познавательная деятельность учащихся в результате использования ЭОР на уроках русского языка и литературы
- выстраивается индивидуальная образовательная траектория для ученика,
- оптимизируется исследовательская деятельность как в классе, так и дома;
- создаются условия для самостоятельного выбора учащимся уровня сложности заданий,
- организуется широкий доступ ученика к информационным источникам (энциклопедиям; словарям; орфографическому справочнику для поиска способа проверки той или иной орфограммы; школьному справочнику лингвистических терминов и пр.);
- учащийся получает возможность вступить в виртуальный диалог с персонажами учебника.
Все это усиливает учебную мотивацию, обеспечивает компетентностный подход к обучению, делает процесс обучения более эффективным.
В процессе работы я заметила: чем чаще используешь ЭОР в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон их применения. В своей педагогической практике я широко применяю следующие виды : электронные учебники («Репетитор по русскому языку», «Репетитор по литературе», электронные приложения к учебникам), цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, фрагменты из фильмов по программным произведениям.
В результате использования вышеописанных приемов в изучении русского языка и литературы удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся,
- сформировать навыки, позволяющие продолжить дальнейшее обучение,
От того, насколько продумана учителем организация учебного процесса, во многом зависит успех преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умение на практике в устной и письменной речи применять их.
Следовательно, эффективность обучения русскому языку и литературе во многом определяется тем, насколько совершенны и целесообразны организационные формы, используемые педагогом. Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в различных ситуациях. Учащиеся на уроках русского языка и литературы должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы. Чтобы это состоялось, необходимо преодолеть препятствие, которым становится сам урок в его сложившихся дидактических формах.
В результате использования электронных образовательных ресурсов удалось:
- активизировать учебный процесс;
- сформировать устойчивые познавательные интересы;
-выработать умения и навыки ориентирования в информационном пространстве
- повысить нравственный и интеллектуальный уровень учащихся;
-уметь применять полученные умения и навыки в практической деятельности.
Использование электронных образовательных ресурсов - верный шаг в решении педагогических задач, оптимальный способ активизации познавательной деятельности учащихся.