СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование электронных образовательных ресурсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст

Просмотр содержимого документа
«Использование электронных образовательных ресурсов»

Использование электронных образовательных ресурсов

в условиях реализации ФГОС НОО


Дмитриева Е.В.,

заместитель директора по УВР


Современная школа требует новые подходы в обучении детей. В связи с реализацией Федеральных государственных стандартов начального общего образования особе внимание уделяется формированию ИКТ – компетенции учащихся начальной школы. А это значит, что младшие школьники должны научиться:

    • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

    • искать информацию в соответствующих возрасту словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

    • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Поэтому в условиях изменение содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в образовательном процессе играют электронные образовательные ресурсы.

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

ЭОР подразделяется на:

  • мультимедийные продукты

  • программные продукты

  • изобразительные продукты

  • аудио продукты

  • текстовые продукты

  • электронные аналоги печатных изданий.

Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.

В образовательном процессе возможно использование как простых информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексных, содержащих простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.

К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.

Цели использования ЭОР

  • повышение эффективности обучения и качества знаний учащихся

  • развитие познавательной активности;

  • повышение интереса к изучаемому предмету;

  • развитие аналитического мышления;

  • формирование навыков работы с компьютером;

  • формирование навыков коллективной работы;

  • формирование навыков самостоятельного исследования.

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:

  • Мультимедийность (это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами);

  • Моделирование (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов); 

  • Интерактивность (выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР, использовании активно-деятельностных форм обучения.).

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы.

В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

 Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Уроки в начальной школе с применением электронных образовательных ресурсов могут быть различных типов: уроки изучения нового материала (это и презентации, и видеофильмы с сайта Инфо-урок); практикумы, где используются электронные учебники с сайта LECTA, тренажеры; уроки контроля (использование электронных приложений к учебнику, где каждый ребенок может пройти тестирование и получить свой результат).

В МАОУ «Лицей № 77 г. Челябинска» начальная школа уже несколько лет активно сотрудничает с представителями Интерактивной образовательной платформы UCHi.RU. Практически 90 % обучающихся начальных классов в этом учебном году поучаствовали в олимпиадах и конкурсах данного сайта и многие из них стали победителями и призерами. В октябре 2016 года на базе нашего лицея проходило открытие олимпиада «Русский с Пушкиным». Также представители UCHi.RU провели семинар и родительские собрания, где подробно рассказали о возможностях сайта.

Много занимательных заданий по разным предметам предлагают веб-сайты «Образовательные решения», «Веб–Грамотей», «Я-класс», где себя могут проявить как ученики лицея, так и педагоги.

Можно сказать, что в наши дни электронные образовательные ресурсы развиваются очень активно. Сейчас они позволяют организовать учебную деятельность эффективно, интересно, более адаптировано к процессу обучения.

Использование ЭОР в начальной школе открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Поэтому для повышения эффективности перехода массовой школы на современные образовательные технологии и достижения учащимися качественно новых образовательных результатов необходимо развивать и поддерживать сетевые образовательные сообщества педагогов как точек обмена и распространения опыта использования ЭОР, сценариев проведения занятий и внедрения результативных педагогических практик в образовательные учреждения РФ.



Список использованной литературы


  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО.

  2. Камалетдинова М. Ш. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе - Чебоксары, 2017

  3. Коробкова К.В., Калиновский Е.А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. - Магнитогорский Государственный Университет Магнитогорск, Россия.

  4. Очиров М.Н.. Компетентностное обучение: модель реализации// Вестник Бурятского Государственного университета, 2010.

  5. Сурикова С.В., Иванова Е.Н. Обучение младших школьников поиску информации в сети интернет на уроках информатики //Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013.

  6. Быструшина О.Л. Электронные образовательные ресурсы в начальной школе.-//nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016.

  7. Сурикова С.В. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в начальной школе. http://www.math.spbu.ru/user/gran/Herz6_2/P101-107.pdf.

  8. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/