Использование электронных образовательных ресурсов
в условиях реализации ФГОС НОО
Дмитриева Е.В.,
заместитель директора по УВР
Современная школа требует новые подходы в обучении детей. В связи с реализацией Федеральных государственных стандартов начального общего образования особе внимание уделяется формированию ИКТ – компетенции учащихся начальной школы. А это значит, что младшие школьники должны научиться:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
искать информацию в соответствующих возрасту словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Поэтому в условиях изменение содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в образовательном процессе играют электронные образовательные ресурсы.
Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
ЭОР подразделяется на:
Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.
В образовательном процессе возможно использование как простых информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексных, содержащих простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).
Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.
К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.
Цели использования ЭОР
повышение эффективности обучения и качества знаний учащихся
развитие познавательной активности;
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:
Мультимедийность (это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами);
Моделирование (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов);
Интерактивность (выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР, использовании активно-деятельностных форм обучения.).
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы.
В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Уроки в начальной школе с применением электронных образовательных ресурсов могут быть различных типов: уроки изучения нового материала (это и презентации, и видеофильмы с сайта Инфо-урок); практикумы, где используются электронные учебники с сайта LECTA, тренажеры; уроки контроля (использование электронных приложений к учебнику, где каждый ребенок может пройти тестирование и получить свой результат).
В МАОУ «Лицей № 77 г. Челябинска» начальная школа уже несколько лет активно сотрудничает с представителями Интерактивной образовательной платформы UCHi.RU. Практически 90 % обучающихся начальных классов в этом учебном году поучаствовали в олимпиадах и конкурсах данного сайта и многие из них стали победителями и призерами. В октябре 2016 года на базе нашего лицея проходило открытие олимпиада «Русский с Пушкиным». Также представители UCHi.RU провели семинар и родительские собрания, где подробно рассказали о возможностях сайта.
Много занимательных заданий по разным предметам предлагают веб-сайты «Образовательные решения», «Веб–Грамотей», «Я-класс», где себя могут проявить как ученики лицея, так и педагоги.
Можно сказать, что в наши дни электронные образовательные ресурсы развиваются очень активно. Сейчас они позволяют организовать учебную деятельность эффективно, интересно, более адаптировано к процессу обучения.
Использование ЭОР в начальной школе открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Поэтому для повышения эффективности перехода массовой школы на современные образовательные технологии и достижения учащимися качественно новых образовательных результатов необходимо развивать и поддерживать сетевые образовательные сообщества педагогов как точек обмена и распространения опыта использования ЭОР, сценариев проведения занятий и внедрения результативных педагогических практик в образовательные учреждения РФ.
Список использованной литературы
Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО.
Камалетдинова М. Ш. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе - Чебоксары, 2017
Коробкова К.В., Калиновский Е.А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. - Магнитогорский Государственный Университет Магнитогорск, Россия.
Очиров М.Н.. Компетентностное обучение: модель реализации// Вестник Бурятского Государственного университета, 2010.
Сурикова С.В., Иванова Е.Н. Обучение младших школьников поиску информации в сети интернет на уроках информатики //Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013.
Быструшина О.Л. Электронные образовательные ресурсы в начальной школе.-//nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016.
Сурикова С.В. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в начальной школе. http://www.math.spbu.ru/user/gran/Herz6_2/P101-107.pdf.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/