Использование электронных образовательных ресурсов в патриотическом воспитании старших дошкольников (краеведение в мультстудии, авторские ЭОР для интерактивной доски, интерактивная система ActivInspire)
Сегодня, информационный прогресс и компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми. Современные дети требуют современных образовательных средств, чтобы заинтересовать ребенка, стимулировать его активность и инициативность в образовательной деятельности.
Патриотическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений работы с детьми в нашем детском саду В поисках методов, способствующих формированию нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развитию творческого мышления ребенка, мы обратились к мультипликации.
Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности.
Мультипликация стала той новой технологией, которую мы включили в решении образовательных задач по краеведению. Создание мультипликационного фильма – это, по сути, интеграция образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, речевой. Работа над созданием мультфильмов имеет развивающий эффект на всех этапах его создания! Создавая свой собственный творческий продукт, ребенок активно развивает инициативность и самостоятельность, эмоциональный и социальный интеллект, такие личностные качества, как настойчивость, заинтересованность, коммуникабельность, трудолюбие.
«Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, становятся художниками, сценаристами, режиссёрами, актёрами, операторами, учатся договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками, добиваться общего результата.
Так, первые образные представления о Родине и родной природе у
детей появляются благодаря художественному слову. На стихи рязанского
поэта С.А. Есенина был создан мультфильм «Ау».
Детьми и педагогами объединения «Мультстудия» создан мультфильм
«Евпатий- Коловрат». Эта анимация позволяет реализовывать в рамках
создания мультфильма представления об исторических и национально-
культурных традициях нашего края.
Так же, для решения задач по патриотическому воспитанию, мы используем авторские электронные образовательные ресурсы, которые являются важным и актуальным каналом получения информации; представляют собой особую наглядность за счет медиа эффектов, интерактивности, вариативности; создается уникальная ситуация эмоционально-образного восприятия информации.
Педагогами нашего детского сада создана картотека авторских электронных образовательных ресурсов по патриотическому воспитанию для интерактивной доски в программе PowerPoint, с использованием триггеров.
К примеру, в игре «Предметы народного быта» Дети учатся находить предметы убранства русской избы среди современных. И проверить правильность своих ответов.
В игре «Рязанский народный костюм» дети знакомятся с особенностями женского и мужского народного костюма, с элементами вышивки, а потом находят народный костюм среди разнообразия предметов одежды.
Существующие образовательные программы дают огромные возможности их использования в патриотическом воспитании дошкольников. Одной из таких для нас, стала программа ActivInspire. Это программное обеспечение, специально, разработано для использования всех преимуществ интерактивной доски. С помощью разнообразных инструментов, изображений, звуков, шаблонов, действий и дополнительных ресурсов, ActivInspire дает возможность разрабатывать интерактивные занятия. Так же, в этой программе предусмотрены технические возможности для разработки воспитателем своих электронных учебных пособий.
Вот один из примеров использования возможностей этой программы.
Детям предлагают узнать картину по фрагменту, который виден в «Волшебной лупе». Если не могут узнать именно этот фрагмент, ребенку предлагается самостоятельно передвигать «Волшебную лупу» в любом направлении, пока кто-нибудь из детей не назовет картину и ее автора.
Далее воспитатель передвигает «Волшебную лупу» по лицам персонажей и предлагает назвать имена богатырей.
Еще одним примером использования программы может стать «Волшебный сундучок. Дети самостоятельно «достают» из сундучка старинные предметы народного быта, называют их и рассказывают, как пользовались ими наши прадедушки и прабабушки.
Таким образом, применение интерактивных комплексов в патриотическом воспитании дошкольников становится более качественным, интересным, продуктивным, создавая условия для развития познавательной активности детей.