СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов кикбоксинга на уроках физической культуры для повышения физической подготовленности обучающихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов кикбоксинга на уроках физической культуры для повышения физической подготовленности обучающихся»

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Использование элементов кикбоксинга на уроках физической культуры для повышения физической подготовленности обучающихся







Выполнил: Шергин Филипп Васильевич

студент группы: ФК21Б

Специальность: 49.02.01 «Физическая культура»

Руководитель: Сергеев Валентин Валериевич

Рецензент: Черноградский Дмитрий Валентинович

Допущена к защите: «___»_________ 20__ г.

Защищена: «___»_________________20__г.

С оценкой____________________________



2024-2025 учебный год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...

3

Глава 1. Теоретические аспекты использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у старшеклассников……


6

1.1. Кикбоксинг как вид спорта…………………………………………….

12

1.2. Особенности развития подростков 16-17 лет………………………...

16

1.3. Особенности построения процесса физической воспитания в школе…………………………………………………………………………


13

Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у старшеклассников (16-17 лет)………………………………………………



21

2.1. Организация и методы экспериментальной работы………………….

21

2.2. Методика проведения уроков физической культуры с применением элементов кикбоксинга……………………………………………………...


26

2.3. Результаты исследования и их обсуждение…………………………..

27

Заключение…………………………………………………………………..

31

Список источников и литературы………………………………………….

35

Приложения














Введение

Актуальность исследования. Сегодня проблема физической развития и физической подготовленности учащихся основной школы как никогда является актуальность. Дело в том, что современные условия, в которых растет молодые поколения, отличаются ухудшением экологической обстановки, а также различного рода негативными изменениям, затрагивающими повседневную жизнь. Все это отражается на здоровье детей и подростков, в частности на снижении их физической подготовленности.

Ряд исследователей, занимающихся изучением особенностей физического состояния современных детей и подростков, к числу которых относятся Г.П. Антонова, В.К. Бальсевич, В.П. Климин, ВП. Сердюк и другие, отмечают, что сильнейшему негативному влиянию подвергаются именно дети школьного возраста, поскольку в этом возрастном периоде происходит наиболее активный процесс формирования основных систем организма. В связи с чем, неадекватное физическое развитие отрицательно сказывается на здоровье на всю последующую жизнь.

По мнению А.К. Алтынина, Е.Я. Бондаревского, Я.С. Вайнбам, В.К. Велитченко и других, основной целью физического воспитания является обеспечение такого уровня физического развития и физической подготовленности, при котором будет гарантировано становление и сохранение здоровья, а также успешное решение задач повседневной жизни, трудовой и оборонной деятельности.

Для реализации первостепенной задачи физического образования возникла необходимость пересмотреть традиционные подходы к проведению занятий по физической культуре в образовательных учреждениях, в частности в школе. Именно поэтому уже сегодня стандартными программами предусматривается введение в программу физического воспитания элементов различного рода единоборств, к числу которых относится кикбоксинг. При введении кикбоксинга в вариативной форме появляется возможность творчески использовать программу физической культуре в школе.

Более того, это позволяет повысить физическую подготовленность школьников, которые являются будущими воинами и защитниками Родины.

Это обусловлено тем, что единоборства отличаются своеобразной системой движений, которая позволяет владеть телом как гармонически единым организмом, а также способствует развитию физических качеств и выступает в качестве эффективного средства контроля физической и функциональной подготовленности.

Кикбоксинг представляет собой комплекс физический упражнений, в которых сочетаются общефизическая и специальная подготовка во взаимодействии с психологическими устоями, которые предполагают реализацию через систему физической культуры высших ценностей, самосовершенствования как физическое, так и духовное. Более того, практика единоборств, как физкультурно-оздоровительная система, насчитывая достаточно много лет. У такого единоборства как кикбоксинг нет существенных ограничений, именно поэтому элементы кикбоксавнедряются в теорию и практику физического воспитания детей и подростков.

Стоит обратить внимание на то, что заимствование элементов кикбоксане должно носить механический характер, а только выборочный, предполагающий предпочтение наиболее удачных приемов, методов достижения целей, совершенствования движений в функциональном и психологическом плане.

Наряду с вышесказанным, стоит обратить внимание на то, что наиболее уязвимым в плане физического развития и физической подготовленности является подростковый возраст, выпадающий на промежуток от 16 до 17 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте предпочтение отдается интеллектуальной работе (которая необходима для сдачи ЕГЭ, а также дальнейшего определения с профессиональной деятельностью), а также предпочтением пассивного отдыха активному.

Все вышесказанное обусловило тему нашего исследования «Использование элементов кикбоксинга на уроках физической культуры для повышения физической подготовленности обучающихся».

Объект исследования – учебный процесс по физической культурев10-11 классах.

Предмет исследования – использование элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у подростков 16-17 лет.

Цель исследования – проверить эффективность использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры для повышения физической подготовленности у обучающихся 16-17 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-литературный источник по проблеме исследования;

2. Изучить особенности построения процесса физического воспитания в школе;

3. Ознакомиться с физическими особенностями развития подростков 16-17 лет;

4. Экспериментально проверить эффективность использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у старшеклассников 16-17 лет. На основании полученных результатов сделать выводы.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование вариативной части программы физического воспитания элементов кикбоксинга на уроках физического культуры будет способствовать повышению физической подготовленности обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в разработке качественного и полезного для большинства людей комплекса упражнений, а также в том, что материалы могут использоваться в процессе обучения юных кикбоксеров.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у старшеклассников

1.1. Кикбоксинг как вид спорта

Спорт в нашей стране стал важным фактором воспитания; он помогает наиболее полно проявить способности, рационально использовать и развить физические и нравственные возможности, воспитать и закалить волю. Проблема физического воспитания детей является наиболее актуальной в настоящее время. [23]

Самое важное из всех способствующих сохранению государственного строя средств, которыми ныне все пренебрегают - это воспитание юношества в духе соответствующего государственного строя. Такое понимание значения воспитания, сформулированное Аристотелем в IV веке до нашей эры, актуально и для наших дней. [17]

История происхождения кикбоксинга. В цивилизованной Европе долгое время было заблуждение, что единственным достойным видом рукопашного боя был и остается обмен ударами рук, а удары ногами (преимущественно в виде пинков ниже спины) является непристойным и низким по отношению к сопернику. Однако еще в античные времена просвещенные греки практиковали жестокий вид спорта-панкратион, в котором удары наносились как руками, так и ногами. Прошли века, и в Америке начал развиваться бокс. Перчатки стали надевать только в середине восемнадцатого века, для защиты суставов на тренировке. На ринге перчатки стали обязательной частью в 1867 году, когда маркиз Квинсберри ввел правила, сделавший бокс почти современным "обменом знаниями при помощи жестов". Удары ногами были запрещены как бесчестные, и с рождения единоборства. А уже два года спустя в Европе, где американский кикбоксинг очень быстро стал своим, основали старейшую организации любительского кикбоксинга существующую и первый день. [2, 6,14, 31]

Кикбоксинг на территории России в СССР кикбоксинг начал развиваться с 1987 г. и, благодаря своей простоте и эффективности, он сразу завоевал большое число поклонников. Первая общественная организация кикбоксинга была создана в сентябре 1989 г. в Киеве. В 1990 г. произошло официальное признание кикбоксинга самостоятельным видом спорта, создание Всесоюзной федерации кикбоксинга и вступление ее во Всемирную ассоциацию кикбоксерских организаций (WAKO). Первый чемпионат в городе Санкт-Петербург состоялся в 1990 г. и вызвал большой интерес у специалистов различных видов единоборств. Во всех международных соревнованиях опорой сборной команды России были спортсмены из Петербурга. [11]

Молодежная федерация кикбоксинга Санкт-Петербурга является Северо-западным отделением Федерации кикбоксинга России. За время своего существования федерация подготовила чемпионов мира и Европы, многократных чемпионов России и ближнего зарубежья, награждена дипломами и грамотами. Российский кикбоксинг по праву считается продолжателем победных традиций советского кикбоксинга. В ноябре 1991 года в Свердловске была образована Федерация кикбоксинга России. [7, 9]

Интересной особенностью первого чемпионата было большое количество участников из чистых боксеров, у которых в боевом арсенале в значительной степени преобладала техника нанесения ударов руками, а также из чистых каратистов, у которых, наоборот, перевес был в сторону нанесения ударов ногами. Доминировали, в основном, выходцы из бокса, но им явно не хватало в ударной технике комбинационной работы рук и ног. По мере развития кикбоксинга в стране, этот недостаток постепенно устранялся. В ноябре 1991 года была образована Российская профессиональная лига «Китек». В начале 90-х годов «Китек» сделала очень много для популяризации кикбоксинга в России и проявлении к нему интереса со стороны многочисленных зрителей и болельщиков, а также средств массовой информации. С 1992 года сборная команда России стала регулярно принимать участие в чемпионатах Европы и мира и сразу вошла в число ведущих стран, развивающих этот вид спорта. [2, 9, 19]

В сентябре 1997 года в универсальном спортивном комплексе «Дружба» прошло первое в истории кикбоксинга Первенство мира среди молодежи под эгидой Всемирной ассоциации организаций кикбоксинга (ВАКО). Сборная команда России уверенно занимает первое общекомандное место.В июле 1998 года в Москве прошли Всемирные юношеские игры, на которых кикбоксинг был представлен в демонстрационной программе, как международный турнир «Надежда». Соревнования собрали более 150 юных файтеров из 25 стран. В качестве почетных гостей на турнире присутствовали президент (ВАКО) итальянец Энио Фальцони и президент Всемирной ассоциации кикбоксинга (ВКА)англичанин Пол Ингрем, которые дали высокую оценку уровню организации турнира и спортивной подготовки участников.[13;25]

Кикбоксинг — это уникальный спортивный феномен современности, возникший на стыке нескольких культур и видов единоборств. Сегодня он объединяет миллионы поклонников по всему миру, демонстрируя невероятную гармонию духа и тела, позволяя спортсменам достигать высот мастерства и раскрывать собственные резервы. [25]

Исторические корни и возникновение кикбоксинга первые шаги кикбоксинга начались в Америке середины XX века, когда энтузиасты решили объединить лучшие черты западных и восточных единоборств. В 1960-е годы американские бойцы каратэ начали устраивать бои друг с другом, допуская удары ногами и ограничивая использование традиционных приёмов восточных стилей. Первоначально это воспринималось как некий симбиоз традиционного американского бокса и японского каратэ, однако вскоре возникли новые формы и правила. [8]

Первым официальным соревнованием по новому стилю стал турнир, проведённый в 1974 году в Лос-Анджелесе. Этот год принято считать годом официального рождения кикбоксинга как отдельного вида спорта. Уже в скором времени подобные мероприятия стали проводиться повсеместно, привлекая огромное внимание публики и специалистов.

Международная популяризация кикбоксинга Быстро распространившись сначала в Северной Америке, кикбоксинг начал стремительно покорять Европу и Азию. В Японии, Корее, Таиланде, Германии и Италии появились многочисленные школы и академии, готовящие профессиональных бойцов. В СССР кикбоксинг появился значительно позже, примерно в конце 1980-х годов, однако довольно скоро получил признание и массовую поддержку среди молодёжи. [24]

Одной из главных движущих сил популярности кикбоксинга стала его доступность и демократичность. В отличие от дорогих и элитарных направлений вроде дзюдо или тенниса, заниматься кикбоксингом могли представители любых социальных слоёв общества. Доступность оборудования, простота базового набора снаряжения сделали этот вид спорта доступным каждому желающему. [11]

Современный кикбоксинг: виды и стили за десятилетия своего существования кикбоксинг приобрёл чёткую классификацию, исходя из степени контакта и используемых технических приёмов. Современные специалисты выделяют четыре наиболее распространённых направления. [14]

Полный контакт (Full contact) это самый жёсткий и агрессивный стиль боя, предполагающий активное применение сильных ударов руками и ногами. Здесь используется полный набор боксерских перчаток и защитных приспособлений. По сути, полноконтактный кикбоксинг ближе всего к классическому боксу, с той лишь разницей, что ноги играют столь же важную роль, как руки

Семи-контакт (Semi-contact) данный стиль направлен на демонстрацию технического мастерства спортсмена, скорости и точности нанесения ударов. Контакт минимальный, победа присуждается за большее количество правильных попаданий по корпусу соперника. Используются специальные мягкие накладки, защищающие спортсменов от серьёзных повреждений.

Легкий контакт (Light contact)Самый безопасный и щадящий стиль, применяемый чаще всего в любительском кикбоксинге и детских школах. Позволяет освоить основы техники, не подвергаясь большим физическим нагрузкам и риску травмироваться.

Лоу-кик (Low-kick)Особенностью этого стиля является разрешение наносить удары ногами исключительно по нижней части корпуса противника. Подобный подход позволяет развивать взрывную силу и стабильность мышц нижних конечностей.

К-1 Особенностью этого стиля является разрешено нанесение ударов руками, ногами, коленями и локтями. Но основной упор делается на мощные удары ногами и коленями, что отличает её от традиционного бокса и классических разновидностей кикбоксинга. Бои проходят в трех раундах продолжительностью по три минуты каждый. Победителем объявляется тот боец, кто выиграл большинство раундов или досрочно победил оппонента нокаутом.

Всемирные федерации и организация чемпионатов главной международной структурой, курирующей развитие кикбоксинга, является World Kickboxing Association (WKA). Основанная в 1976 году, эта ассоциация проводит регулярные мировые первенства, формирует судейские коллегии и занимается продвижением стандартов и норм кикбоксинга. Национальные ассоциации действуют почти в каждой крупной стране, поддерживая связь с международными организациями и координируя проведение местных мероприятий. [13]

Российская Федерация Кикбоксинга (РФС) ведёт активную деятельность по привлечению молодых талантов, созданию инфраструктуры для тренировок и соревнований, обеспечивая профессиональный рост наших соотечественников. Российские бойцы неоднократно становились победителями крупных мировых первенств, показывая высочайшие результаты.

Польза от занятий кикбоксингом распространяется далеко за пределы простого физического роста. Среди важнейших достоинств этого вида спорта отмечают:

Укрепление сердечно-сосудистой системы, развитие дыхательной мускулатуры.

Повышение устойчивости организма к стрессу, укрепление иммунитета.

Совершенствование чувства равновесия, улучшение осанки и походки. Рост уверенности в себе, приобретение навыков самозащиты.

Развитие быстрой реакции, координации движений, глазомерных способностей.

Многие спортивные врачи рекомендуют кикбоксинг как эффективное средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы и органов дыхания. Однако необходимо помнить, что интенсивные тренировки несут определённые риски травмы, поэтому начинать заниматься лучше под руководством опытного тренера.

Социальное значение кикбоксинга благодаря доступности и привлекательности, кикбоксинг давно вышел за рамки узкоспортивного движения, превратившись в популярный социальный институт. Во многих городах работают сотни клубов и секций, принимающие тысячи любителей и профессионалов. Молодёжь получает возможность заняться интересным делом, обрести друзей и единомышленников, научиться дисциплине и ответственности.

Во многом успех кикбоксинга объясняется тем, что он открыт для любого желающего независимо от социального статуса, национальности или материального положения. Простота базовых правил делает этот спорт понятным даже новичкам, давая возможность почувствовать вкус победы буквально сразу после начала занятий.

Перспективы развития кикбоксинга эксперты считают, что будущее кикбоксинга связано с интеграцией новых технологий и расширением взаимодействия с обществом. Возможно появление специальных онлайн-курсов, дистанционных мастер-классов и виртуальных тренажёров, что позволит ещё большему числу желающих приобщиться к искусству борьбы.

Становится очевидным, что этот вид спорта продолжит развиваться, привлекая всё больше поклонников и зрителей, укрепляя позиции как на мировой арене, так и в повседневной жизни миллионов людей.

Таким образом, кикбоксинг занимает важное место в современном мире спорта, предоставляя уникальную возможность для самовыражения, личностного роста и раскрытия внутренних резервов.


1.2. Особенности развития подростков 16-17 лет

Известным является тот факт, что бурное и неудержимое развитие и рост, а также совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения приходится на короткое время (по данным различных исследований этот процесс длиться около трех лет) и завершаются в юности. [38]

Подростковый возраст часто называют периодом полового созревания, который заканчивается у девушек к 16-17 годам, а у юношей к 18-19 годам. К моменту завершения периода полового созревания, у детей данной возрастной группы полностью формируются пропорции тела, а также завершается рост и окостенение скелета. Что касается других физиологических показателей, то для периода полового созревания характерным является набор веса, который в среднем увеличивается у юношей на 34 кг, а у девушек н 25 кг; увеличение роста: у юношей – 35 см, у девушек – 28 см; увеличение объема груди: у юношей – на 25 см, у девушек – 18 см. Все эти изменения обусловлены напряженной деятельностью систем и органов, которые регулируют процессы роста и обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма.

Стоит обратить внимание на тот факт, что регулирующие системы, к числу которых относятся нервная и эндокринная, продолжают собственное развитие и формирование. [10]

Сам процесс созревания организма является достаточно непростым, иногда он происходит не совсем гладко. Именно поэтому развитие подростков часто требуют пристального внимания со стороны родителей, которое не должно быть назойливым. Более того, в некоторых случаях необходим контроль, а при выявления каких-либо отклонений вмешательство врача. [17; 40]

Рост скелетной мускулатуры, который вызван эндокринной стимуляцией, значительно сказывается на мышечной силе. В качестве примера можно привести сжим кистевого динамометра, если в 10 лет мальчикам под силу сжимать 16 кг, то в возрасте 16-17 лет этот показатель превышает 35 кг. Что касается девочек, то у них сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Стоит обратить внимание на то, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. [9; 11; 28; 39]

Такая особенность подросткового возраста, как угловатость, неуклюжесть и неловкость, проходят у мальчиков к 15 годам, а у девочек немного раньше. [5]

Подростковый возраст характеризуется быстрым ростом сердца. Более того, организм детей подросткового возраста не предъявляется ни к одной системе таких высоких требований, как к сердечнососудистой. В период с 10 до 16 лет происходит увеличение веса сердца (в 2 раза) и объема (в 2,4 раза). Изменениям подвергается и сердечная мышца (миокарда): она становиться мощнее, появляется способность выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. [8]

В одном и том же возрасте (например, 16 лет) для быстро развивающихся девочек характерным является работа сердечно-сосудистой системы как у взрослых женщин, при этом у девочек, отстающих в развитии, работа сердечно-сосудистой системы соответствует работе сердечнососудистой системы младших школьниц (10 лет). Данная закономерность наблюдается и в работе сердечно-сосудистой системе мальчиков. Получается, что можно говорить о такой особенности подросткового возраста, как тесная связь работы сердечно-сосудистой системы с темпами роста и созревания.

Поскольку сердечно-сосудистая система не всегда успевает за стремительно растущим организмом, ей необходимо оказать помощь, которая может быть рациональной только в случаи повышения физической нагрузки посредством систематических физических упражнений, спорта и трудовой деятельности. [4]

Проблемы с сердечно-сосудистой системой становятся достаточно частым явлением в современных условиях жизни, которые характеризуются малоподвижным образом и как следствие недогрузка мускулатуры. [32]

Девочки и мальчики в возрасте 16-17 лет склоны стесняться своей слабостью и неловкостью, в связи с чем они полностью отказываются от занятий физической культуры. В результате такого отказа происходит формирование так называемого капельного сердце. В случаях, если подросток не начинает вовремя заниматься физической культурой, сердце не увеличится и в дальнейшем. Для подросткового возраста (16-17 лет) характерным является также артериальное давление, которое встречается из-за несоответствия просветов сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, с одной стороны, и возросшей емкостью сердца, с другой стороны. К 17 годам артериальное давление повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек. Еще одной немаловажной особенностью сердечно-сосудистой системы подростков 16-17 лет является временное нарушение ее нервной регуляции. Это обусловлено перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем, а также расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. Девушкам и юношам, развитие которых происходит гармонично, такие расстройство имеют место быть, однако они отличаются не долгосрочностью и отсутствием необходимости врачебного вмешательства. [11]

Наряду с этим, любые изменения величин кровяного давления не должны оставаться без должного внимания.

Дети подросткового возраста (16-17) при наличии большой умственной нагрузки и малоподвижного образа жизни могут страдать нарушением регуляции тонуса кровеносных сосудов, что становиться причиной гипотонических и гипертонических состояний, в последствии развивающихся, соответственно, в гипотонию или гипертонию. Согласно общепринятым стандартам, для подростков 16-17 лет суммарная дневная учебная нагрузка не должна превышать 7-8 часов (при шестидневной рабочей неделе). На практике отмечается увеличение данной нагрузки в старших классах, что связано со сдачей ЕГЭ, а также поступлением в высшие учебные заведения. Результаты проводимых исследований свидетельствуют о том, что подростки в 16-17 лет в среднем 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности (сидят, лежат). Получается, что активной мышечной деятельности (игры, занятия физической культурой и т.д.) отводится только 6 часов в сутки. Однако, если эти 6 часов будут рационально использованы, то они могут принести большую пользу здоровью. [13; 24]

Стоит обратить внимание и на то, что статистика, составленная по данным исследований, проводимых в Москве и Московской области, свидетельствует о том, что 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе. В тоже время перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часов. Получается, что школьники приступают к выполнению домашней работы, не отдохнув, а, следовательно, можно говорить о низком уровне работоспособности. Те же данные свидетельствуют о том, что 28,4% детей тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8% - более 4 часов, а 4,4% - более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3-5 часов. [11]

Что касается оставшегося времени, то в качестве отдыха подростки выбирают просмотр телепередач, а также проведение времени за компьютером. Для занятий спортом у подростков не остается времени и именно поэтому занятия физической культуры в рамках образовательного учреждения (в частности в школе) должны компенсировать гиподинамию. Еще одной особенность, а точнее даже феноменом современных подростков является ускорение роста и развития по сравнению с предыдущими поколениями, то есть акселерация. Согласно современным представлениям, растущий организм представляет собой сложную саморегулирующуюся систему, развитие которой обусловлено заложенной в ней генетической программой. Каждый подросток растет и развивается, имея определенные анатомические и физиологические особенности всего организма, а также отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка. [4;15]

Что касается непосредственно полового созревания, то оно не зависит ни от расовых особенностей, ни от климата, ни от географической зоны проживания. Широко распространенным является мнение о более раннем половом созревании южных народов, встречающееся иногда даже в медицинской литературе, на самом деле эта гипотеза не нашла своего подтверждения. Наиболее существенными являются социально экономические условия, а также характер питания. Мы решили обратить на акселерацию особое внимание, поскольку она создает ряд проблем в процессе воспитания, особенно это касается детей подросткового возраста (16-17 лет). Дело в том, что при тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и «идеально» подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И «легкость», с которой подростки справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья. [9; 17; 25]


1.3. Особенности построения процесса физической воспитания в школе

Поиск путей дальнейшего совершенствования уровня развития физических качеств школьников различных возрастных групп был и остается одной из актуальнейших задач современной науки в области физического воспитания. Использование одних и тех же физических упражнений, тренировочных заданий и игр приводит к появлению монотонности и, как следствие, пропаже интереса у занимающихся к их выполнению, что, в конечном счете, неизменно сказывается на итоговых результатах. [35]

Следовательно, учителям физической культуры и педагогическому корпусу постоянно необходимо осуществлять поиск путей по поддержанию активности и снятия психологической напряженности и монотонности у занимающихся во время выполнения различных учебно-тренировочных заданий. Одним из путей для решения этих задач, на наш взгляд, может выступить педагогический прием – применение различных игр с элементами борьбы и внесение в них, по мере роста уровня физической подготовленности, различных усложнений, поскольку игры оказывают психокоррекционное, психотерапевтическое, оздоровительное, развивающее и воспитывающее воздействие на детей дошкольного, школьного, студенческого возраста.[4]

В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения является двигательная деятельность с общеобразовательной и обще развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, толерантное отношение к окружающим, творческие способности и самостоятельность. [16,35]

Цель физического образования в школе - гармоничное развитие личности, формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями учащихся.

Реализация цели осуществляется через решение следующих задач: [6]

- научить правилам безопасности при проведении занятий; расширение теоретических и практических знаний по предлагаемому виду спорта; профилактика асоциального поведения среди детей и подростков; развитие и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков; ознакомление учащихся с видами спорта;

- создание основ для привлечения школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом; расширить объем двигательных действий;

- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости; в процессе проведения занятий формирование тактического мышления;

- подготовить учащихся к участию в различных школьных соревнованиях;

- способствовать формированию коллективизма, командного духа, взаимовыручки и взаимопомощи;

- формирование навыков ведения кикбоксинг и, на её основе, создание базы для прохождения различныхвидов вспорта, входящих в школьную программу по физической культуре;

- организация активного внеурочного досуга обучающихся;

- научить учащихся применять полученные умения и навыки в практической жизни. [34]

В конце 1-го этапа обучения (начальная школа) обучающиеся должны:

- знать правила предупреждения травматизма во время занятий играми с элементами кикбоксинга;

- уметь выполнять гимнастические и акробатические упражнения, а также отдельные упражнения из знать подвижные игры с элементами;

- знать простые двигательные действия.

В конце II этапа обучения (основная школа) обучающиеся должны закрепить знания 1-го этапа обучения, а также:

- расширить свои теоретические­ и практические знания по данному виду спорта;

- знать правила техники безопасности во время занятий кикбоксинга;

- знать базовую технику кикбоксинга;

- знать и уметь выполнять базовые приемы в стойке, а также технические;

- расширить свой личный объем двигательных действий;

- уметь самостоятельно составлять простые из базовых приемов кикбоксинга;

- уметь анализировать ошибки при выполнении различных базовых приемов и исправлять их;

- приобрести навыки тактического мышления и использовать их в учебных, тренировочных и соревновательных схватках;

- уметь выполнять приемы кикбоксинга в учебных, тренировочных и соревновательных поединках. [14; 21]

В конце ΙΙΙ-го этапа обучения (средняя школа) обучающиеся должны закрепить знания Ι-го и ΙΙ-го этапов обучения, а также:

- знать правила соревнований по кикбоксинга;

- освоить более сложные технические действия, применяемые в кикбоксинга и способы их тактической подготовки; уметь выполнять связки из изученных ранее приемов кикбоксинга; демонстрировать комбинационный стиль школы кикбоксинга;

- владеть навыками самостоятельного составления различных комбинаций в стойке;

- уметь взаимодействовать со спарринг-партнерами и в группе занимающихся кикбоксинга; приобрести навыки участия в различных школьных и районных соревнованиях; применять полученные умения и навыки в практической жизни.

Форма проведения учебных занятий: групповые и индивидуальные тренировочные занятия, беседы, спортивно-оздоровительные мероприятия и соревнования, контрольные тесты.

Принципы обучения:

- принцип наглядности (наглядность должна соответствовать целям и задачам занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей);

- принцип воспитывающего обучения (пример тренера-преподавателя, своевременное начало урока, наличие правил и норм поведения);

- принцип систематичности и последовательности (давать стройную систему знаний, связывать новые знания с ранее изученными, отслеживать результаты обучения);

- принцип прочности (систематическое повторение, стимулирование самостоятельной работы, систематический контроль и оценка).

Методы обучения:

- словесные (доступное объяснение упражнений и целесообразность их выполнения);

- наглядные (показ правильного исполнения конкретного упражнения тренером-преподавателем или с помощью учащегося);

- проверки на практике (выполнение упражнения учащимися целиком для простых упражнений, пошагово и целиком для сложных).

Глава 2.Экспериментальная проверка эффективности использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у старшеклассников (16-17 лет)

2.1. Организация и методы экспериментальной работы

Исследование проводилось в период преддипломной практики на базе МБОУ «МодутскаяСОШ», с. Тумул, Намского улуса. Это муниципальное образовательное учреждения, расположенное в селе Тумул, Намский улус, Республики Саха (Якутия). Школа зарегистрирована в 2002 году и является средним общеобразовательным учреждением. Директором школы является – Тихонов Иван Павлович.

Исследование проводилось в 3 этапа.

I этап (сентябрь-декабрь 2024 г.) – на этом этапе проводился анализ научно-методической литературы по проблеме использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у старшеклассников (16-17 лет). Так нам удалось получить сведения об особенностях кикбоксинга как профессионального вида спорта, об особенностях построения процесса физического воспитания в школе, а также о физиологических особенностях развития старшеклассников 16-17 лет и возможности использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры. В результате теоретического обзора литературы по проблеме использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у старшеклассников (16-17 лет) будет поставлены цель и задачи экспериментального исследования.

II этап (апрель-май 2025 г.) – на этом этапе исследования будет подбираться группа испытуемых, база исследования МБОУ «Модутская СОШ». Будет проведена диагностика физического развития и физической подвижности, отобран комплекс упражнений, которые могут использоваться на уроках физической культуры, будут разработаны уроки по физической культуре с использованием элементов кикбоксинга. Все испытуемые будут разделены на две группы: экспериментальная (в которой будет проводиться уроки по физической культуре с использованием элементов кикбоксинга) и контрольная (в которой будут проводиться традиционные уроки физической культуры).

III этап (май 2025 г.) – осуществлялся анализ и синтез полученных результатов, формулировка выводов.

В работе былииспользованы следующие методы исследования:

-анализ научно-методической литературы;

-метод педагогического наблюдения;

- тестирование физических качеств;

- математический метод обработки результатов.

1. В результате анализа научно-методической литературы было установлено, что кикбоксинг − относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала кикбоксинга служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств. Число приёмов в арсенале кикбоксинга непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства.

Также было установлено, что поиск путей дальнейшего совершенствования уровня развития физических качеств школьников различных возрастных групп был и остается одной из актуальнейших задач современной науки в области физического воспитания. В связи с чем, нами была изучена методическая литература по использованию элементов кикбоксинга на уроках физической культуры в основной школе.

Мыознакомились с особенностями физического развития детей 16-17 лет, которые необходимо учитывать при построении урока по физической культуре с использованием элементов кикбоксинга, поскольку переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

2. Метод педагогического наблюдения использовался на втором этапе исследования непосредственно во время уроков физической культуры. Отслеживается состояние занимающихся в начале занятия – соответствие внешнего вида, физическая готовность, настроение. Контролируется правильное выполнение упражнений, реакция организма на предполагаемую нагрузку изменение физического и психологического состояния занимающихся.

3. Тестирование физических качеств испытуемых осуществлялось в соответствии с учебными нормативами по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств.

Контрольные тесты:

1. Бег на 60 м.Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м. выполняется с высокого старта. Участники стартуют по 2-4 человека.

2. Бег на 2000 м. и 3000 м. Бег на длинные дистанции проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Успешное выполнение нормативов в беге на 2000 м. и 3000 м. во многом определяется уровнем развития выносливости, т. е. способности бежать с умеренной скоростью продолжительное время и противостоять утомлению.Участники стартуют по 7-9 человека.

3. Подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши).Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ногине касаются пола, ступни вместе.

Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 секунд исходное положение, продолжает выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.

4. Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девушки).Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине выполняется из исходногоположения: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.Высота грифа перекладины для участников VIступеней (16-17 лет)– 110 см.Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.

5. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (отжимания).Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, может проводиться с применением «контактной платформы», либо без нее. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, выполняется из исходного положения: упор, лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см., затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и, зафиксировав его на 0,5секунд, продолжить выполнение тестирования. Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук.

6. Наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на полу или на

гимнастической скамье.Наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами, выполняется из исходного положения: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см.При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и фиксирует результат в течение 2 секунд.При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 сек. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-» и знаком «+».

7. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения.Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.Измерение производится по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.

8. Поднимание туловища из положения, лежа на спине (количества раз за 1 мин).Тестирование поднимание туловища из положения, лежа на спине, лечь на коврик, согнуть ноги в коленях, руки вытянуть в сторону головы. Энергично поднимать руки и быстро подтянуть за ними тело, чтобы оказаться в положении сидя.  Делать подъем тела на выдохе. Затем на вдохе плавно вернуться в исходное положение. Следует выполнять без пауз, непрерывно поднимая и опуская тело. Здесь действует то же правило сокращения и растяжки мышц пресса, что и в упражнении скручивания. Растягивайте пресс, когда лежите на коврике, и максимально сокращайте, когда сидите. Засчитывается количество правильно выполненныхподнимании туловища за 1 минуту.

Таблица 1

Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств детей 16-17 лет, VI ступень (сайт gto.ru)


Юноши

Девушки

Б

С

З

Б

С

З

1

Бег на 60 м (с)

9,0

8,4

7,9

10,7

9,9

9,2

2


Бег на 2000 м (мин,с)

-

-

-

12:25

11:10

9:45

Бег на 3000 м (мин,с)

15:20

14:10

12:20

-

-

-

3

Подтягивания из виса на высокой перекладине (количества раз)

8

12

15

-

-

-

4

Подтягивания из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз)

-

-

-

10

14

20

5

Сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

25

32

43

8

12

17

6

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи –см)

+6

+8

+13

+7

+9

+16

7

Прыжок в длину с места толчок двумя ногами (см)

192

213

235

157

173

188

8

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количества раз за 1 мин)

35

41

51

32

37

45

Для обработки полученных результатов использовался математический метод, который позволил наглядно отобразить динамику положительного роста показателей.


2.2. Методика проведения уроков физической культуры с применением элементов кикбоксинга

Кикбоксинг может использоваться на уроке физической культуры, поскольку позволяет успешно решать весь комплекс задач по физическому развитию и физической подготовленности учащихся, являясь действенным средством подготовки учащихся практической жизни. Занятия данным видом спорта могут проводиться, как самостоятельный урок физической культуры, так и в сочетании с другими видами спорта входящих в программу по физической культуре для образовательных учреждений. В младших классах школьники знакомятся с основами кикбоксинга, проводя подвижные игры. В средней школе ребята уже осваивают приемы, а старшеклассники отрабатывают аткаки. На самом деле, для детей, для младшего школьного возраста – это акробатика, умение падать, страховка, самостраховка, это различные подвижные игры, направленные именно на развитие физических качеств – скорости, силы, выносливости. Конечно, 50% – это приемы кикбокса. Но настолько хорошая разминка, настолько хорошая подготовка, что у нас случаи травм каких-то крайне редки». [7, 16]

Для того чтобы проводить занятия по кикбокса в рамках физкультуры, преподавателям достаточно пройти курсы повышения квалификации. Кикбокс, как вид спорта, идеален для детей и подростков, он включает в себя элементы различных боевых искусств, дает нагрузку на разные группы мышц, хорошо воспитывает, и имеет, в отличие от других единоборств. Есть и еще одно стереотипное мнение, порой высказываемое родителями школьников, об агрессивности, которую якобы воспитывают единоборства. Это система самообороны без оружия. К тому же именно кикбокс в период своего становления в 1987 году стало эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных детей и подростков. Кикбокс может помочь справиться с агрессией и комплексами некоторых подростков: «Как раз занятия различными видами спорта дает возможность слить тот заряд агрессии, который есть у подрастающего поколения. Более того, при нормальной подготовке, это дает возможность стабилизировать психику. Каким-то образом настроить человека на систему достижений, на уверенность в себе, убрать у него те страхи, которые есть у каждого ребенка или подростка и тем самым воспитать действительно настоящего мужчину, чего, на мой взгляд, сегодня в обществе не хватает».[7, 16]

Правда, в школах говорят и о проблемах. Прежде всего, это закупка специального инвентаря для занятий –ринги для кикбокса, поскольку школьные маты для этого не годятся. Эти и другие вопросы рассматриваются на заседаниях попечительского совета при губернаторе города. [24]


2.3.Результаты исследования и их обсуждение

После проведения серии уроков по физической культуре с использованием элементов кикбоксинга в экспериментальной группе, нами была проведена повторная диагностика, результаты которой были сопоставлены с результатами первичной диагностики.

Показатели физической подготовленности испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после эксперимента представлены на рисунках 1-4 (см. Рис. 1-4).

Рис.1. Сравнительные показатели КГ до и после эксперимента

Рис.2. Сравнительные показатели КГ до и после эксперимента

Сравнительные показатели контрольной группы до и после эксперимента: в беге на 60 метров прибавили на 3,1 %, а в беге на 2000 метров существенного различия не было 0,24 %, а в беге на 3000 метров разница не большая 0,31%. В подтягивании из виса нет прогресса. В поднимании и опускании туловища прибавили после эксперимента на 6 %, а наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке, прибавили 2%,прыжки в длину с места прибавили после эксперимента на 27%, а в сгибании разгибании рук из упора лежа прибавили 5%.

Как видно из приведенных рисунков 1-2 в контрольной группе увеличение показателейпроизошло по всем восьми тестам.

Рис.3. Сравнительные показатели ЭГ до и после эксперимента

Рис.4. Сравнительные показатели ЭГ до и после эксперимента

Как видно из приведенных рисунков 3-4 в экспериментальной группе показатели лучше, чем в контрольной группе. Увеличение произошло по всем восьми тестам.

Сравнительные показатели экспериментальной группы до и после эксперимента: в беге на 60 метров существенного различия не было 0,4 %, а в беге на 2000 метров прибавили на 0,26 %, а в беге на 3000 метров разница не большая 0,3%. Подтягивания из виса прогресса на 2%. в поднимания и опускания туловища прибавили после эксперимента на 4 %, а наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейки прибавили 1%, Прыжки в длину прибавили после эксперимента на 3% а в сгибания разгибания рук из упора лежа прибавили 2%.

Таким образом, данные сравнительного анализа позволяют говорить о том, что гипотеза о том, что использование вариативной части программы физического воспитания элементов кикбоксинга на уроках физического культуры будет способствовать повышению физической подготовленности обучающихся, нашла свое подтверждение.
























Заключение

Спорт в нашей стране стал важным фактором воспитания; он помогает наиболее полно проявить способности, рационально использовать и развить физические и нравственные возможности, воспитать и закалить волю.

Проблема физического воспитания детей является наиболее актуальной в настоящее время. Самое важное из всех способствующих сохранению государственного строя средств, которыми ныне все пренебрегают - это воспитание юношества в духе соответствующего государственного строя.

Кикбокс– относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического aрсеналакикбокс служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения. Число приёмов в арсенале кикбокс непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства. Поиск путей дальнейшего совершенствования уровня развития физических качеств школьников различных возрастных групп был и остается одной из актуальнейших задач современной науки в области физического воспитания. Использование одних и тех же физических упражнений, тренировочных заданий и игр приводит к появлению монотонности и, как следствие, пропаже интереса у занимающихся к их выполнению, что, в конечном счете, неизменно сказывается на итоговых результатах.

Следовательно, учителям физической культуры и педагогическому корпусу постоянно необходимо осуществлять поиск путей по поддержанию активности и снятия психологической напряженности и монотонности у занимающихся во время выполнения различных учебно-тренировочных заданий. Одним из путей для решения этих задач, на наш взгляд, может выступить педагогический прием – использование элементов кикбоксинга на уроках физической культуре в основной школе и внесение в эти уроки, по мере роста уровня физической подготовленности, рaзличных усложнений.

Для воспитания выносливости вкикбоксе, с учетом присущих этому виду спорта характеристик двигательной деятельности, следует увеличивать продолжительность основных упражнений (схваток), повышать интенсивность, уменьшать интервалы отдыха. Постепенно, с ростом тренированности спортсменов и с учетом их возрастных особенностей, время отдыха между схватками сокращается и уменьшается число самих схваток. Для контроля тренировочных нагрузок спортсменов по показателям внешней физической нагрузки необходимо учитывать такие параметры, как интенсивность упражнения; продолжительность упражнения; число повторений; продолжительность интервалов отдыха; характер отдыха.

Правильное сочетание этих составляющих значительно усиливает тренировочный эффект. Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей включают алактатную и лактатную, анаэробную и аэробную направленность нагрузки, которые следует варьировать в зависимости от этапа подготовки спортсменов. К занятиям кикбоксинга допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.Анализ научно-литературных источников по проблеме исследования показал следующее:

Проблема изучалась различными авторами, однако имеющиеся исследования носят фрагментарный характер и часто касаются отдельных сторон вопроса.

Выявлены противоречивые точки зрения по ряду ключевых аспектов, что свидетельствует о недостаточной разработанности концепции и наличии разногласий между учеными.

Имеющаяся литература подтверждает важность рассматриваемой проблемы и подчеркивает её практическую значимость, однако отсутствуют комплексные рекомендации по устранению выявленных трудностей.

Исследования показывают высокую степень зависимости результата от внешних факторов, таких как социально-экономическая среда, организационно-педагогические условия и личностные характеристики субъектов образовательного процесса.

Недостаточно представлены современные тенденции и инновационные технологии, которые могли бы способствовать совершенствованию практики.

2. Комплексный подход: программа физического воспитания охватывает разнообразные виды физических упражнений и видов спорта, направленные на гармоническое физическое развитие, улучшение функционального состояния организма и профилактику заболеваний.

Оздоровительная направленность: Одной из главных целей физического воспитания является профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия, укрепление сердечно-сосудистой системы и повышение общей выносливости учащихся.

Развитие двигательной активности: Современные методики направлены на активацию и поддержание высокого уровня ежедневной двигательной активности, включение динамических переменок, подвижных игр и внеклассных занятий.

Повышение мотивации: Важную роль играет стимулирование позитивного отношения к спорту и регулярным занятиям физическими упражнениями посредством вовлечения школьников в спортивные соревнования, мероприятия и клубы по интересам.

Таким образом, построение процесса физического воспитания в школе представляет собой многоуровневую деятельность, обеспечивающую гармоничное развитие ребёнка, укрепление его здоровья и подготовку к активной самостоятельной жизни.

3. Подростковый организм обладает высокой пластичностью и адаптивностью, что требует особого внимания к условиям жизни, питания, режима труда и отдыха, занятий физической культурой и спортом.

Эти особенности подчеркивают необходимость целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, включающей дифференцированные физические нагрузки, здоровый образ жизни и внимательное отношение к состоянию здоровья подростка.

Улучшились показатели физической подготовленности участников эксперимента: увеличилась сила мышц ног и рук, повысилась общая выносливость и скорость реакции.

4. На основании полученных данных можно сделать вывод, что элементы кикбоксинга целесообразно включать в уроки физической культуры старших классов. Они положительно влияют на физическую форму учащихся, развивая силу, выносливость, координацию и мотивируя ребят к активным занятиям спортом. Однако необходима осторожность при подборе интенсивности тренировок и строгий контроль безопасности во избежание возможных негативных эффектов.

В результате проведения экспериментальной проверки эффективности использования элементов кикбоксинга на уроках физической культуры у старшеклассников (16-17 лет) нами было установлено, что использование вариативной части программы физического воспитания элементов кикбоксинга на уроках физического культуры будет способствовать повышению физической подготовленности учащихся. А это свидетельствует о том, что современным учителям по физической культуре необходимо обратить внимание на внедрение элементов кикбоксинга на уроки по физической культуре, поскольку упражнения, заимствованы из данного вида единоборства обладают большим потенциал развития физической подготовленности детей, в частности детей старшего школьного возраста (о чем свидетельствуют результаты эксперимента).







Список источников и литературы

  1. Алексеев А.В., Ильин Е.П. Психология спорта. Теория и практика физической культуры и спорта. – 2018. №1. –с. 7-15.

  2. Аллянов Ю. Н., Письменский И. А. Физическая культура. М.: Юрайт, 2024. 451 с.

  3. Ангелова О. Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. М.: Лань, 2023. 102 с.

  4. Андреев Ю.А. Методика подготовки спортсменов-кикбоксеров высокого класса. Спортивная наука и образование. – 2019. №2. –с. 23-30.

  5. Андриянова Е. Ю. Спортивная медицина. М.: Юрайт, 2023. 342 с.

  6. Бабушкин Г. Д. Психолого-педагогические особенности подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. Учебное пособие для вузов, 3-е изд. М.: Лань, 2023. 348 с.

  7. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2023. 182 с.

  8. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2023. 182 с.

  9. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.

  10. Бочкарёв Г.Н. Особенности техники ударов ногами в кикбоксинге. Физическая культура и спорт. – 2020. №3. – с. 18-25.

  11. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.

  12. Васильев М.И. Организация тренировочного процесса в кикбоксинге. Педагогическое образование и наука. – 2021. №4. – с. 35-42.

  13. Величко Т. И. Лечебная физическая культура и лечебное плавание в ортопедии. Учебно-методическое пособие для вузов, 3-е изд. М.: Лань, 2024. 124 с.

  14. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.

  15. Волков Н.Д. Исследование эффективности различных методов тренировки в кикбоксинге. Вестник спортивной науки. –2022. №5. –с. 47-55.

  16. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.

  17. Гимазов Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение двигательным действиям. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. М.: Лань, 2024. 156 с.

  18. Гончаров О.С. Анализ соревновательной деятельности в кикбоксинге. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2023. №6. – С. 61-68

  19. Григорьев Д.Л. Влияние психологической подготовки на спортивные достижения в кикбоксинге. Современная психология спорта. –2024. №7. – с. 73-80

  20. Енченко И. В. Экономика и менеджмент физической культуры и спорта: менеджмент физкультурно-оздоровительных услуг. Учебное пособие для СПО, 2-е изд. М.: Лань, 2023. 88 с.

  21. Игнатьев В.К. Кикбоксинг: теория и методика подготовки. – Москва: Советский спорт, 2018. – 230 c.

  22. Казанцев П.Р. Основы спортивной тренировки в кикбоксинге. – Санкт-Петербург: СПбГУФК, 2019. – 250 с.

  23. Кириллов А.Б. Биомеханические основы двигательных действий в кикбоксинге. – Новосибирск: НГАУ, 2020. - 280 с.

  24. Колесников В.Т. Физиологические особенности организма спортсменов-кикбоксеров. – Екатеринбург: Ур Фу, 2021. – 300

  25. Конвишер, И. Б. Тайский бокс. Техника, тактика и современные методы тренировок / И.Б. Конвишер. – М.: Феникс,2017. – 208 c.

  26. Крылов Г.О. Тренировка выносливости в кикбоксинге. – Челябинск: Чел ГУ, 2022. – 320 с.

  27. Лаптев А.Ю. Техника и тактика ведения боя в кикбоксинге. – Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2023. – 350 с.

  28. Лисицын, В.В. Специфика технико-тактической подготовки женщин-боксеров высокого класса / В.В. Лисицын. – Москва:Мир,2020. – 386c.

  29. Маслов Н.И. Подготовка юных спортсменов-кикбоксеров. – Волгоград: Волг ГТУ, 2024. – 380 с.

  30. Михайлов П.А. Спортивное питание и восстановление в кикбоксинге. – Омск: Ом ГУ, 2023. – 400 с.

  31. Мокеев, Геннадий Во власти бокса / Геннадий Мокеев, Анатолий Ширяев. – М.: Слово,2021. – 288 c.

  32. Москаленко, Р. В. Бокс / Р.В. Москаленко. – М.: Эксмо,2017. – 626c.

  33. Николаев К.Д. Психологическая подготовка спортсменов-кикбоксеров. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2024. – 420 с.

  34. Огуренков, Е.И. Современный бокс / Е.И. Огуренков. – М.: Медиа,2019. – 918c.

  35. Осипов, Константин Красные гладиаторы / Константин Осипов. – М.: Амфора,2022. – 280 c.

  36. Остьянов, В.Н. Обучение и тренировка боксеров / В.Н. Остьянов. – М.: Олимпийская литература,2022. – 186c.

  37. Перрека, Джорджио Кикбоксинг. Подготовка – Технические приемы – Поединок / ДжорджиоПеррека , Даниэле Малори. – М.: Астрель, АСТ,2021. – 160 c.

  38. Пэт, О'Лири Школа современного бокса / О'Лири Пэт. – М.: Феникс,2022. – 195c.

  39. Рока, Гектор Фитнес-бокс. Все мужчины в нокауте! / Гектор Рока, Брюс Сильверглейд. – М.: Попурри,2019. – 336 c.

  40. Сагат, Ной Коклам Основы таиландского бокса / Сагат Ной Коклам. –М.:Феникс,2021.– 352c.

  41. Софеев, Н. Бокс / Н. Софеев. – М.: Книга по Требованию,2020. – 968c.

  42. Филимонов, В. И. Теория и методика бокса / В.И. Филимонов. – М.: Инсан,2019 – 584c.

  43. Худадов, Н.А. Психологическая подготовка боксера / Н.А. Худадов. – М.:Медиа,2019.– 180c.

  44. Чарат, ПаньяМуай Тай. Тайский бокс / ПаньяЧарат. – М.: СПДФЛ Дудукчан И. М.,2020. – 104 c.

  45. Штейнбах, Валерий Бизнес большого ринга / Валерий Штейнбах. – М.: Физкультура и спорт,2019. – 192 c.





Приложения

Таблица 1

Результаты контрольных тестов контрольной группы до эксперимента


№ п/п

Испытуемый

Бег на 60м

(сек)

Бег на 2000м

(мин/сек)

Бег на 3000м

(мин/сек)

Подтягивание из виса/подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

(количество раз)

Поднимание и опускание туловища

(количества раз за 1 мин)


Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см)

Прыжок в длину с места(см)

Сгибание и разгибание рук из упора лежа

(количество раз)

1

Испытуемый №1

7,9

-

13:44

22

57

+4

230

48

2

Испытуемый №2

8,8

-

15:39

9

46

+11

198

50

3

Испытуемый №3

8,3

-

14:17

10

50

+13

210

41

4

Испытуемый №4

9,6

10:28

-

14

43

+18

170

19

5

Испытуемый №5

8,5

-

13:19

18

53

+8

206

48

6

Испытуемый №6

9,7

10:39

-

16

44

+15

168

17

7

Испытуемый №7

10,2

11:14

-

15

40

+14

159

14

8

Испытуемый №8

11,5

11:54

-

10

32

+12

156

12

9

Испытуемый №9

11,2

11:28

-

17

39

+14

163

15


12,2

11:26

14:04

19

44

+12

184

29






Таблица 2

Результаты контрольных тестов экспериментальной группы до эксперимента


№ п/п

Испытуемый

Бег на 60м

(сек)

Бег на 2000м

(мин/сек)

Бег на 3000м

(мин/сек)

Подтягивание из виса/подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

(количество раз)

Поднимание и опускание туловища

(количества раз за 1 мин)


Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см)

Прыжок в длину с места(см)

Сгибание и разгибание рук из упора лежа

(количество раз)

1

Испытуемый №1

8,2

-

13:18

35

45

+16

234

60

2

Испытуемый №2

10,7

-

15:39

8

20

+2

184

24

3

Испытуемый №3

8,3

-

14:07

11

36

+6

214

43

4

Испытуемый №4

7,5

-

12:29

16

43

+14

218

54

5

Испытуемый №5

8,2

10:43

-

20

17

+17

166

31

6

Испытуемый №6

9,1

10:26

-

19

18

+15

168

36

7

Испытуемый №7

10,1

-

15:42

10

22

+4

194

32


8,8

10:54

14:23

17

29

+11

197

44







Таблица 3

Результаты контрольных тестов контрольной группы после эксперимента


№ п/п

Испытуемый

Бег на 60м

(сек)

Бег на 2000м

(мин/сек)

Бег на 3000м

(мин/сек)

Подтягивание из виса/подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

Поднимание и опускание туловища

(количество раз за1 мин)

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см)

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание и разгибание рук из упора лежа

(количество раз)

1

Испытуемый №1

7,5

-

13:14

25

60

+5

235

63

2

Испытуемый №2

8,4

-

15:27

12

49

+14

201

54

3

Испытуемый №3

7,9

-

14:11

14

54

+15

215

45

4

Испытуемый №4

9,3

10:22

-

18

49

+20

176

21

5

Испытуемый №5

8,1

-

13:11

21

58

+11

210

50

6

Испытуемый №6

9,2

10:32

-

18

49

+17

170

19

7

Испытуемый №7

9,8

11:10

-

19

45

+16

162

16

8

Испытуемый №8

10,9

11:49

-

14

39

+15

161

15

9

Испытуемый №9

10,8

11:21

-

22

44

+17

165

19


9,1

11:02

14:35

18

50

+14

211

34







Таблица 4

Результаты контрольных тестов экспериментальной группы после эксперимента


№ п/п

Испытуемый

Бег на 60м (сек)

Бег на 2000м (мин/сек)

Бег на 3000м (мин/сек)

Подтягивание из виса/подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)

Поднимание и опускание туловища

(количества раз за 1 мин) (количество раз)


Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см)

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание и разгибание рук из упора лежа

(количество раз)

1

Испытуемый №1

8,0

-

13:11

37

47

+17

237

62

2

Испытуемый №2

10,0

-

15:30

10

23

+4

189

31

3

Испытуемый №3

8,1

-

14:02

12

36

+7

216

47

4

Испытуемый №4

7,3

-

12:17

18

47

+15

220

56

5

Испытуемый №5

7,9

10:34

-

21

26

+19

170

38

6

Испытуемый №6

7,8

10:22

-

20

24

+17

173

46

7

Испытуемый №7

9,8

-

14:03

13

30

+6

197

40


8,4

10:28

14:20

19

33

+12

200

46