Использование элементов РТВ и ТРИЗ технологии для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках
Использование в работе этих технологий позволяет мне создать на уроках нестандартную ситуацию, вовлечь учащихся в творческий поиск, помочь им самораскрыться.
Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют и хотят учиться. Они характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышление и воображение. Используя на уроках русского языка элементы технологии ТРИЗ, можно заметить, что учащиеся раскрепощаются, перестают бояться дать неверный ответ, поскольку его просто не бывает, в эту работу включаются даже самые слабоуспевающие, замкнутые ученики.
Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность урока как одной из главных единиц образовательного процесса в начальной школе.
Логическая разминка на уроке математики.
Прием «Морфологический ящик»
Задача. Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала. Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?
- Ребята, будем искать ответ на вопрос, пользуясь этой таблицей. Заполняйте ее внимательно.
| В | П | Б | Ш |
Ася | - | + | - | - |
Таня | - | - | - | + |
Ира | + | - | - | - |
Лариса | - | - | + | - |
Прием «Да-нет», который можно применять с первых уроков первого класса. Учитель (или ученик) задумывает часть речи или известный классу термин, определение, связанные с языкознанием. Остальные учащиеся задают ему вопросы, на которые ведущий может ответить только: «Да». «Нет». «И да, и нет». Последний вариант ответа наиболее интересен, так как выявляет противоречие, которое может привести к вероятному ответу. Данный прием помогает развитию умения четко ставить вопросы для получения нужной информации, формирует умение слушать и слышать друг друга.
При всей кажущейся примитивности игровой ситуации, на первых занятиях бывает трудно расшевелить учащихся, так как многие из них не умеют слушать друг друга, не умеют задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решений. Но через некоторое время обязательно будут видны положительные результаты: учащиеся перестают задавать несущественные вопросы, быстрее идет поиск решения.
Так, на уроке русского языка (В. Канакина,3 класс) по теме «Местоимение», вместо привычного – тема урока, я говорю: «Я загадала объект, который мы будем сегодня изучать на уроке русского языка».
Возможные варианты ответов.
-Это орфограмма?
-Нет.
-Часть слова?
-Нет.
-Часть речи?
-Да.
Могут быть разные варианты (существительное, прилагательное и т. д., пока не будет угадан объект).
Приём “Хорошо-плохо”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте. Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
Математика, 1 класс, тема «Число 0»
- Ну вот, например, если у нас 0 конфет.
- Это хорошо? (Да.)
- Почему? (От конфет портятся зубы.)
- Это плохо? (Да.)
- Почему? ( Дети любят сладости, а у нас их нет.)
Прием «Ложная альтернатива»
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
-Слово «часы» – пишется как «чесы» или «чисы»?
-Слово «кукла» – это имя прилагательное или глагол?
- Если 4 увеличить на 2, будет 5 или 6? (6)
- За числом 4 следует число 6 или 9? (5)
- Перед числом 8 стоит число 6 или 9? (7)
- Если 7 уменьшить на 2, будет 4 или 6? (5)
- Между числами 7 и 9 стоит число 6 или 8? (8)
Прием «Лови ошибку» активизирует внимание учащихся, формирует: умение анализировать информацию, умение применять знания в нестандартной ситуации, умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Сначала предупреждаю учеников заранее об этом знаком восклицания перед каким- либо заданием. Впоследствии, учащиеся готовы услышать и увидеть ошибку без предупреждения.
Приведу пример.
Урок русского языка (В. Канакина, В. Горецкий, 3 класс).
Тема: «Род имен существительных».
Учитель: Определите род имён существительных.
На доске слова: (а,о)вёс, р(а,о)кета, ябл(а,о)ко, п(а,о)льто, ин(е,и)й, ок(а,о)ло, м(а,о)рковь. Ошибка найдена, лишнее слово – около. Около - это предлог.
Универсальный приём ТРИЗ «Я беру тебя с собой», направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Давайте попробуем с Вами:
- У меня есть волшебный сундучок, в который я складываю определенные объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой машину. (ландыши, жираф, карандаши) А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру чеснок.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру ландыши
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы в которых есть орфограмма жи-ши.
У: Да. Так, какая тема нашего урока сегодня?.....
Можно использовать при изучении различных тем - безударные гласные, парные согласные, разделительный ь, словарные слова и т.д.
Приём «Шесть шляп», прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Пример. Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.