Щелкунс Наталья Александровна.
МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова».
Учитель физической культуры.
Использование элементов русских народных игр на уроках физической культуры младших школьников.
С давних пор подвижные игры составляют неотъемлемую часть в жизни человека. Игра занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении и влияет на развитие физических способностей.
В разные годы у разных народов и поколений были свои неповторимые игры, соответствующие духу своего времени. Они во всем своем своеобразии, связанные с этническими и другими особенностями, всегда хранили в себе признаки определенной социально экономической формации. Изменения в этой сфере приводили к отмиранию некоторых подвижных игр, к трансформации других и рождению новых. Всё это позволяет играм оставаться одним из эффективных средств развития физических качеств детей младшего школьного возраста.
Использование народных игр повышает мотивацию к занятиям физической культурой. Грамотное сочетание элементов народных игр с другими компонентами урока физической культуры способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся, повышает их мотивацию к занятиям спортом.
В своей практике на уроках использую элементы таких русских народных игр, как: «Пчёлка и ласточка», «Картошка», «Утка и селезень», «Капуста, «Салки», «Горелки», «У медведя во бору», «Краски, «Удочка», «Кошки- мышки», «Пол, нос, потолок», «Пустое место», «Прерванные пятнашки», «Пирог», «Колечко», «Колдунчики» и тд.
Для развития ловкости и быстроты реакции использую такие игры как: «Пчёлка и ласточка», «Капуста», «Горелки», «Пол, нос, потолок», Прерванные пятнашки», «Пирог», «Колечко».
Для развития быстроты движения, выносливости можно использовать игры: «Утка и селезень», «Салки», «Краски, «Пустое место», «Колдунчики».
Для развития координации в пространстве и умению перебрасывать мяч: «Картошка», «У медведя во бору», «Удочка», «Вышибалы», «Жмурки».
Важным качеством, развитию которого на уроках 1-4 классов, уделяется большое внимание, является быстрота мышления. Благодаря этому качеству ученик учится быстро соображать и это важно не только на уроках физической культуры, но и при изучении других предметов.
Для развития навыка используются элементы таких игр как: «Гуси-лебеди», «Хитрые мышки», «Цветные шарики», «Кошки- мышки», «Самолёт», «К своим флажкам» и тд.
Благодаря использованию игр, мои ученики с удовольствием посещают уроки физической культуры, показывают стабильные высокие результаты.
Учащиеся занимаются в спортивных секциях, принимают участие в спортивных соревнованиях, конкурсах различных уровней.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что подвижные игры на уроках физической культуры благоприятно влияют на развитие детей. Включение народных игр в учебный процесс позволит повысить уровень воспитанности учащихся, расширит их кругозор, будет способствовать укреплению и сохранению их здоровья.