ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ
И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Аннотация: в статье описывается принцип работы сказкотерапии на логопедических занятиях.
В настоящее время наблюдается устойчивый рост числа детей с речевыми нарушениями. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение артикуляционной, мелкой и общей моторики, эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии высших психических процессов. Зачастую такие дети соматически ослаблены. Поэтому перед логопедом стоит важнейшая задача – сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим актуальным становится вопрос внедрения в практику логопеда здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это инновационные разработки, способствующие
сохранению и улучшению здоровья человека. Эти технологии охватывают различные
сферы жизни, включая медицину, спорт, питание и экологию.
Использование этих технологий позволяет значительно повысить эффективность
коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедической работы и
способствовать оздоровлению детей.
Коррекционные технологии являются важным инструментом в образовательном процессе. Они направлены на помощь детям с особыми образовательными потребностями в достижении успешных академических результатов. Одной из основных задач коррекционных технологий являетсяиндивидуализация обучения. Это означает подход к каждому ребенку с учетом его особенностей и потребностей.
При использовании коррекционных технологий логопед может адаптировать учебный
материал и методы обучения к уровню и возможностям каждого ученика.
Примером коррекционных технологий является использование различных наглядных пособий, таких как таблицы, схемы, карты и другие наглядные материалы. Это позволяет детям с нарушениями зрения или восприятия лучше понимать и запоминать учебный материал.
Еще одним важным компонентом коррекционных технологий является
использование компьютерных программ и интерактивных учебных материалов. Такие инструменты помогают детям развивать умения и навыки в интерактивной и увлекательной форме.
Одним из важных аспектов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях является правильное использование голоса и дыхания. Логопед помогает детям осознавать и контролировать свое дыхание, научиться правильно артикулировать звуки, формировать речевые навыки. Это способствует улучшению дыхания, развитию голоса и повышению интенсивности повторений.
Еще одним элементом здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях является использование игр и упражнений для коррекции осанки. Правильная осанка позволяет ребенку свободно дышать и артикулировать звуки. Логопед может использовать веселые игры, направленные на развитие осанки, укрепление мышц спины и шеи, для улучшения речи ребенка.
Сказкотерапия - метод психологической помощи, основанный на использовании сказок
и их символического значения. Этот метод также может эффективно применяться на логопедических занятиях для детей с речевыми нарушениями. Сказки могут стать мощным
средством для развития речи, восстановления артикуляционных навыков и улучшения
общего психического состояния ребенка.
Во время логопедических занятий логопед может использовать сказки с определенными
заданиями для ребенка. Например, это могут быть задания на восприятие звуков, упражнения
на развитие правильной артикуляции или игры на развитие словарного запаса.
Сказочные персонажи также могут стать участниками игр на тренировку правильного произношения звуков. Ребенок может повторять звуки или слова вместе с героем сказки, тем самым отрабатывая правильную артикуляцию. Сказки также могут помочь развивать фантазию и творческие способности ребенка. Логопед может предложить ребенку придумать продолжение сказки или создать своего героя. Это будет стимулировать речь и воображение ребенка.
Основная идея сказкотерапии заключается в том, что сказка - это удивительное средство, которое может стимулировать развитие речевых и языковых навыков у детей. Ведь сказка увлекает, привлекает внимание, активизирует воображение и создает благоприятную среду для обучения. Логопеды используют различные приемы сказкотерапии, чтобы помочь детям преодолеть различные речевые трудности. Они могут использовать сказки с повторяющимися фразами и звуками, чтобы помочь детям с дислексией или задержкой речи. Сказки также могут использоваться для развития словарного запаса и грамматических навыков.
Сказкотерапия помогает детям чувствовать себя более уверенно в общении, улучшает их артикуляцию и понимание устного текста. Она также способствует развитию творческого мышления и воображения, что важно для развития логопедических навыков.
Таким образом, сказкотерапия является эффективным и интересным инструментом для работы с
детьми в логопедической практике. Она позволяет добиться положительных результатов в развитии речи и совершенствовании языковых навыков у детей разного возраста.
В логопедии важно использовать разнообразные приемы и упражнения, которые помогут ребенку развить речь и улучшить артикуляцию. Одним из самых эффективных методов является сказкотерапия. Упражнения с элементами сказкотерапии помогают создать атмосферу игры и фантазии, что делает процесс обучения более интересным и эффективным. Одно из таких упражнений — «Придумай свою сказку». Попросите ребенка придумать историю, в которой он будет главным героем. Дайте ему воображаемые элементы, такие как волшебные предметы, волшебные существа или фантастические места. Это поможет развить творческое мышление и воображение, а также позволит ребенку активно использовать речь.
Еще одно упражнение — «Описание героев сказок». Попросите ребенка выбрать любимого персонажа из сказки и описать его. Пусть он расскажет вам о его характере, внешности, привычках и приключениях. Вы можете попросить ребенка нарисовать этого персонажа или использовать картинки для визуальной поддержки описания.
Третье упражнение — «Ролевая игра». Спросите ребенка, хочет ли он сыграть роль персонажа из сказки. Это может быть король, принцесса, волшебник и т. д. Предложите ребенку придумать и разыграть небольшую сценку с этим персонажем. При этом он будет развивать речь, активно использовать свое воображение и проводить диалог.
Упражнения с элементами сказкотерапии на логопедическом занятии создают благоприятную
атмосферу для развития речевых и коммуникативных навыков ребенка. Они способствуют повышению мотивации и интереса к обучению, а также способствуют развитию творческого мышления и воображения.
Физкультминутка по мотивам сказки. Когда-то давно в глухом лесу жили маленькие гномы. Каждый день они выполняли тяжелую работу — ходили на рудники, добывали золото и драгоценные камни для короля. Но сегодня особенный.
Перед гномами появилась волшебная фея и сообщила, что им необходимо сделать физический перерыв и размяться, чтобы не заболеть. И она предложила использовать сказку «Три поросенка». Гномы обрадовались и уселись в круг, чтобы начать.
Первый гном изображал движения, словно он строит дом из соломы, как первый поросенок. Остальные гномы следовали за ним, подражая движениям второго поросенка, который строил дом из дерева. И, наконец, все вместе они изображали движения третьего поросенка, который строил крепкий дом из кирпичей.
Фея улыбнулась и похвалила гномов за их активность. Она исчезла, и гномы вернулись к своей работе бодрыми и энергичными. Гномы были счастливы и здоровы, благодаря этой короткой физической паузе. Давайте, мы с вами попробуем построить домики, как три поросенка.
Использование сказочного сюжета положительно влияет на личность ребенка.
Сочетание сказок с технологиями сохранения и стимуляции здоровья значительно повышает эффективность коррекционной работы. Качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению их здоровья.
Литература
1. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. / Т.Е. Большева //
Детство-Пресс, 2001.
2. Развитие монологической речи детей 6–7 лет: уроки
по сказкам / авт.-сост. А.А. Гуськова. Волгоград: Учитель, 2010.
3. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.