СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование этнографического материала на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование этнографического материала на уроках географии»

Использование этнографического материала на уроках географии.


При изучении народов и стран любого материка (исключение Антарктида) включаем сведения о национальной культуре населения, его образе жизни, национальном характере, которые формируются под влияние различных факторов, в том числе природных. Семиклассники изучают не просто этнический и национальный состав населения, они изучают культуру населения: типичные постройки, религиозные предпочтения, национальную кухню, вклад в мировую культуру. Все это усиливает страноведческий характер обучения. Останавливаясь на характере американской нации – нации деловых людей, - говорим о качествах унаследованных от первых поселенцев: энергии, оптимизме, предприимчивости, трудолюбии. Они уважают герб, флаг, гимн. Все эти сведения эмоциональны, учитывают личностные потребности учащихся, усиливают мотивацию учебной деятельности. Значительная часть культурологического материала есть в учебнике. Цель использования дополнительного материала не только в расширении познавательного интереса учеников, но и в воспитании у школьников уважения к культуре других народов и, может быть, в заимствовании их лучших черт.

Организация уроков проходит в разных вариантах: в форме викторины на основе работы с текстом учебника и картами атласа, в форме воображаемого путешествия по стране, подготовке послов в ту или иную страну, создание презентаций…

При изучении темы «Этнографическое положение России» перед учениками ставим вопрос: Кто мы? Где наши истоки? И сразу слышим ответ – русские. Да, мы русские, но исторически сложилось так, что мы не найдем сейчас людей чистой русской крови. Спросите у мам, пап, бабушек, дедушек: кровь какой национальности течет в нас? По их ответам мы убеждаемся, что мы не чисто русские, наши предки – самые разные народы нашей Родины, потому что Россия многонациональная страна.

Рассматривая жизнь отдельных народов нашей страны, показываем специфические особенности их жизни, раскрываем некоторые особенности жилищ, архитектуру и строительные материалы в зависимости от природных условий. При этом имеем возможность в образном, живом рассказе подчеркнуть высокое трудовое мастерство некоторых профессий данного края. Замечательные древние сооружения каждой территории – это свидетельства древней и высокой культуры народа. Для того чтобы материал был интересен, убедителен, насыщаем его конкретными примерами из дополнительной литературы. При этом ученик приобретает умения и навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации.

Знакомство с народными художественными промыслами, истоками их зарождения воспитывает гражданственность, художественное видение окружающего мира, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих ее народов, способствует расширению кругозора. Эти промыслы развиты в разных районах страны, происхождение их обусловлено историей хозяйственного и культурного развития. В большинстве случаев мы имеем образцы продукции или фотографии и рисунки для показа, так же ребята могут сами изготовить наглядный материал.

Формирование культуры личности предполагает усвоение молодежью и культурно-географических особенностей своего горношорского края. В нашем поселке поживают разных национальностей. Шорцев, коренных жителей, немного. Изучая родной край, мы знакомимся с историей, обычаями, религией шорского народа, с историей промыслов, особенностями жилища и национального костюма. изучение культуры коренного населения происходит и в летнее время при посещении Шорского национального парка, музея под открытым небом.

Воскрешение полузабытых традиций должно служить современным людям достойным примером отношения к природе, давать веру в спасительные и целительные силы природы, понимать ответственность человека за проступки совершенные против природы.

Все эти знания развивают духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал школьников. Помогают им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни.

Таким образом можно сказать, что уроки географии являются важнейшим компонентом многокультурного образования, которое способствует:

  • пониманию и уважению между нациями, культурами, цивилизациями;

  • осознанию растущей независимости народов и возможности коммуникаций между ними;

  • пониманию не только прав, но и обязанностей наций разнообразных культурных групп в отношении друг друга.

Рассматривая человека как ценностную категорию, мы на своих уроках даем возможность развивать гуманное отношение к людям, различным мирам, системам, окружающей среде и обществу. Воспитываем умения разрешать социальные, территориальные и природные проблемы путем диалогов и переговоров.