СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью современной Российской школы является воспитание духовнонравственной, творческой личности. Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка будет эффективно способствовать формированию нравственных - патриотических качеств.

Просмотр содержимого документа
«Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка.»

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка

Ибнеева Альбина Марселевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 93» Советского района г.Казани


Целью современной Российской школы является формирование высоконравственной, духовно развитой, образованной и творческой личности, продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений.

Язык – один из существующих признаков науки, он тесно связан с национальной психологией, с самосознанием и самобытностью народа. Язык определяет дух нации, национальное самосознание, жизнеспособность этноса.

В настоящее время существует потребность в формировании этнокультурной компетенции учащихся, в воспитании интереса младших школьников к национальной культуре, и к русскому языку в частности. Под этнокультурным компонентом следует понимать все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, традиций, литературы, духовных ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Феномен этнокультурного образования является сложным педагогическим явлением, интегрирующим в себе проблемы изучения этнокультуры и ее интерпретации в процессе образования, что требует в исследовании взаимодействия различных гуманитарных наук. Подходы к решению проблемы этнокультурного образования в педагогической культуре России имеют несколько встречных путей: этнофилологический – через развитие этноязыка и в целом через совершенствование языковой компетенции; этнохудожественный – через углубления внимания к народной художественной культуре в процессе образования; этнопедагогический – через этнопедагогизацию учебного процесса; регионоведческий – через краеведение с различной степенью глубины и широты его этнокультурной проблематики в образовании; культурологический – через познание этнокультуры как части цивилизованной культуры; этнокультурологической – через познание этнокультуры в ее системной целостности.

Проблема этнокультурного образования требует разработки и уточнения его содержания на разных этапах становления личности, методов и технологий реализации, совершенствования этнокультурной компетентности и подготовки учителя для его осуществления, разработки программного и учебно-методического оснащения. Крайне актуален и наименее разработан в педагогике системный подход к проблеме этнокультурного образования. Именно системный подход может объединить различные подходы к решению проблемы этнокультурного образования и способствовать поиску конкретных механизмов, педагогических технологий, направленных на приобщение личности к этнокультуре как к многомерному целостному явлению и к пониманию ее в системе развития исторической вертикали и пространственной горизонтали полиэтнического взаимодействия.

В связи с введением федеральных государственных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала более актуальной. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося и его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

В этих условиях необходимо максимально эффективно использовать возможности новых и эффективных форм для изучения, сохранения и развития языка и культуры. Такими средствами, несомненно, являются информационные технологии, которые стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса.

Отличительной особенностью нового стандарта является деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка будет эффективно способствовать:

-развитию языковой способности учащихся и овладению ими всеми видами речевой деятельности на основе изучения лексики и текстов с национальной спецификой;

- формированию языковой,  коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций учащихся;

- становлению национальной языковой картины мира у младших школьников, формированию ценностных представлений о языке и культуре русского народа, воспитанию их национального самосознания, что в итоге позволит в полной мере реализовать коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению русскому языку в школе.

Методика обучения русскому языку, содержащая этнокультурный компонент, предполагает введение в обучение лексики и текстов этнокультурной направленности, сведений об истории национального языка и народа, о его быте, традициях и культуре.

Введение этнокультурного компонента в обучение русскому языку в начальных классах будет эффективно способствовать становлению национальной языковой картины мира младших школьников, обогащению их словаря лексикой с национальной спецификой; формированию языковой, коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций учащихся.

Так, на уроке изучения грамматической темы «Части слова» учитель предлагает учащимся следующий текст пестушки:

А в ножку – ходунушки,

А в ручку – хватунушки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок.

Разнообразить материал урока можно колыбельными песнями, потешками, словесными играми и др. Возможно использование отрывков из произведений русских поэтов и писателей. Включение в процесс обучения русскому языку текстов этнокультурной тематики обогатит и разнообразит урок. Информативность и насыщенность текстов этнокультурой тематики способствует формированию патриотических чувств младших школьников.

Работа по созданию этнокультурного компонента в обучении русскому языку младших школьников - это новый подход к обучению русскому языку в начальной школе за счет усиления этнокультуроведческой составляющей, один из возможных путей приобщения младших школьников к ценностям национальной культуры посредством слова.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!