СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                    

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе для 8 класса составлена на основе Рабочей программы основного общего образования по родной литературе для 5-9 классов  и примерной основной образовательной программы основного общего образования.Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. Составитель -Е.С. Савинов. М. «Просвещение», 2016/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам.

Программа ориентирована на использование УМК Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.   

Особенности УМК Г.С. Меркина по литературе в 8 классе:

1. Содержание учебника соответствует стандарту основного общего образования по литературе.

2. Автор учитывает возрастные особенности учащихся при отборе материала.

3. Учебник Г.С. Меркина структурирован с учетом тематических линий стандарта, которые выстраиваются от эпохи к эпохе, от писателя к писателю.

4. Особенностью данного УМК является его сквозная логика движения материала.

5. Большое внимание в учебнике уделено развитию представления о межпредметных связях.

6. В учебнике литературы 8 класса Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект, более отчетливо намечен диалог времен и культур.

   Учебник способствует формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, выявлению подтекста, пониманию особенностей художественного образа; формированию речевых умений — умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.

В программу по родной русской литературе для 8 класса внесены произведения для самостоятельного изучения из программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.   

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

 

Общая характеристика учебного курса

 ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы в 8 классе играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы 8 класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. 

В программе представлены следующие разделы:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература XVIII в.
  4. Русская литература XIX в.
  5. Русская литература XX в.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» в 8 классе тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. 

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 8 классе и рассчитана на 17 часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

8

0,5

17

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература» 8 классе

 

Личностные результаты изучения предмета родная литература:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  •  потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительно относиться к родной литературе;
  • оценивать свои и чужие поступки;
  • проявлять внимание, желание больше узнать. 
  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

 

Метапредметными результатами изучения курса родная литература является формирование УУД. 

Регулятивные УУД

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; 
  •  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов; 
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. 

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); 
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 
  • пользоваться словарями, справочниками; 
  • осуществлять анализ и синтез; 
  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. 

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; 
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; 
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); 
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 
  •  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

 

Предметными результатами изучения курса родная литература в 8 классе является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
  •  формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  •  обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  • сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  •  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

 

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

 

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • характеризовать нравственную позицию героев;
  • формулировать художественную идею произведения;
  • формулировать вопросы для размышления;
  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
  • выразительно читать произведения лирики;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Тематическое планирование 8 класс с указанием основных видов учебной деятельности

 

Содержание

Кол-во часов

Р/р

Виды учебной деятельности   

Введение

1

 

Сообщения.

Русский фольклор

1

 

Работа со статьей учебника. Анализ

литературного произведения.

Работа учащихся с иллюстрациями.

Древнерусская литература

2

1

Сообщения учащихся,

 работа с репродукциями, ответы на

вопросы, беседа. Анализ произведения:

 определение его принадлежности к одному

из литературных родов и жанров;

формулировка темы, идеи, сопоставление

героев одного или нескольких произведений.

Из литературы 18 века

1

 

Работа в микрогруппах.

Работа с терминами, конспектирование.

Из русской литературы 19 века

4

1

Групповые выступления учащихся, мини-презентации.

Анализ литературного произведения:

определение

его принадлежности к одному из

литературных родов и жанров; понимание

и формулирование темы, идеи,

нравственного пафоса.

Из русской литературы 20 века

8

2

Определение в произведении элементов

 сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание

их роли в раскрытии идейно-

художественного содержания произведения.

Итого

17

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по родной литературе

8 класс

Дата

Раздел

Тема урока

Кол. часов

Виды контроля

Региональный

компонент

1

 

13.09

Введение (1)

Значение художественного произведения

 в культурном наследии страны.

1

 

 

2

27.09

 

Русский фольклор(1ч)

Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен в произведениях А.С. Пушкина.

1

 

 

3

11.10

Древнерусская литература (2ч)

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы.

1

 

 

4

25.10

 

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы.

1

 

 

5

15.11

Из литературы XVIII века (1ч)

Карамзин Н.М. Повесть  «Евгений и Юлия».

1

Проект

 

6

29.11

Из литературы XIX века (4ч)

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.

1

 

 

7

13.12

 

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

1

 

 

8

27.12

 

Павел Засодимский. «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

1

 

 

9

17.01

 

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".

1

 

 

10

31.01

Из литературы  XX века (8ч)

А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и юмористические рассказы писателя.

1

Проект

 

11

14.02

 

Л. Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.

1

 

 

12

28.02

 

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда.

1

 

 

13

13.03

 

Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Сила характера русского человека.

1

 

 

14

10.04

 

Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Героизм русского народа в Великой Отечественной войне.

1

 

 

15

24.04

 

Д. Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос». Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых

1

 

 

16

08.05

 

 Н. Назаркин. «Мандариновые острова».

1

 

 

17

22.05

 

Защита проектных работ.

1

 

 

 

 

 

 

Примерные темы проектных и исследовательских работ 8 класс

  1. Памятники литературным героям
  2. Образы растений и цветов в литературе
  3. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
  4. Мудрость слова
  5. Что читают в моем классе

 

Учебно – методическое обеспечение

 

Г.С. Меркин. Литература 8 класс. М.: «Русское слово», 2012г.

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

1. http://lit.1september.ru  -  Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» 

2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала 

3. http://www.bibliogid.ru  - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки 

4. http://kidsbook.narod.ru  - Kidsbook: библиотека детской литературы 

5. http://www.likt590.ru/project/museum/  - Виртуальный музей литературных героев 

6. http://pisatel.org/old/  - Древнерусская литература 

7. http://ruslit.ioso.ru  - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы 

9. http://www.rvb.ru  - Русская виртуальная библиотека 

10. http://www.feb-web.ru  - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» 

 

 

Материально – техническое обеспечение

  • Компьютер
  • Принтер
  • Проектор
  • Интернет
  • Интерактивная доска

 

 

Контрольно -  измерительные материалы

 

В помощь начинающим учителям

 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе для 8 класса составлена на основе Рабочей программы основного общего образования по родной литературе для 5-9 классов и примерной основной образовательной программы основного общего образования.Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. Составитель -Е.С. Савинов. М. «Просвещение», 2016/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам.

Программа ориентирована на использование УМК Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.   

Особенности УМК Г.С. Меркина по литературе в 8 классе:

1. Содержание учебника соответствует стандарту основного общего образования по литературе.

2. Автор учитывает возрастные особенности учащихся при отборе материала.

3. Учебник Г.С. Меркина структурирован с учетом тематических линий стандарта, которые выстраиваются от эпохи к эпохе, от писателя к писателю.

4. Особенностью данного УМК является его сквозная логика движения материала.

5. Большое внимание в учебнике уделено развитию представления о межпредметных связях.

6. В учебнике литературы 8 класса Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект, более отчетливо намечен диалог времен и культур.

   Учебник способствует формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, выявлению подтекста, пониманию особенностей художественного образа; формированию речевых умений — умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.

В программу по родной русской литературе для 8 класса внесены произведения для самостоятельного изучения из программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.   

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.


Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы в 8 классе играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы 8 класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература XIX в.

  • Русская литература XX в.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» в 8 классе тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 8 классе и рассчитана на 17 часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

8

0,5

17


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература» 8 классе


Личностные результаты изучения предмета родная литература:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметными результатами изучения курса родная литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Предметными результатами изучения курса родная литература в 8 классе является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  • формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  • сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.


Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.


Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Тематическое планирование 8 класс с указанием основных видов учебной деятельности


Содержание

Кол-во часов

Р/р

Виды учебной деятельности

Введение

1


Сообщения.

Русский фольклор

1


Работа со статьей учебника. Анализ

литературного произведения.

Работа учащихся с иллюстрациями.

Древнерусская литература

2

1

Сообщения учащихся,

работа с репродукциями, ответы на

вопросы, беседа. Анализ произведения:

определение его принадлежности к одному

из литературных родов и жанров;

формулировка темы, идеи, сопоставление

героев одного или нескольких произведений.

Из литературы 18 века

1


Работа в микрогруппах.

Работа с терминами, конспектирование.

Из русской литературы 19 века

4

1

Групповые выступления учащихся, мини-презентации.

Анализ литературного произведения:

определение

его принадлежности к одному из

литературных родов и жанров; понимание

и формулирование темы, идеи,

нравственного пафоса.

Из русской литературы 20 века

8

2

Определение в произведении элементов

сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание

их роли в раскрытии идейно-

художественного содержания произведения.

Итого

17

4

















































Календарно-тематическое планирование по родной литературе

8 класс

Дата

Раздел

Тема урока

Кол. часов

Виды контроля

Региональный

компонент

1



13.09

Введение (1)

Значение художественного произведения

в культурном наследии страны.

1



2

27.09


Русский фольклор(1ч)

Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен в произведениях А.С. Пушкина.

1



3

11.10

Древнерусская литература (2ч)

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы.

1



4

25.10


«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы.

1



5

15.11

Из литературы XVIII века (1ч)

Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия».

1

Проект


6

29.11

Из литературы XIX века (4ч)

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.

1



7

13.12


А.С. Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

1



8

27.12


Павел Засодимский. «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

1



9

17.01


А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".

1



10

31.01

Из литературы XX века (8ч)

А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и юмористические рассказы писателя.

1

Проект


11

14.02


Л. Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.

1



12

28.02


Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда.

1



13

13.03


Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Сила характера русского человека.

1



14

10.04


Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Героизм русского народа в Великой Отечественной войне.

1



15

24.04


Д. Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос». Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых

1



16

08.05


Н. Назаркин. «Мандариновые острова».

1



17

22.05


Защита проектных работ.

1







Примерные темы проектных и исследовательских работ 8 класс

  1. Памятники литературным героям

  2. Образы растений и цветов в литературе

  3. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

  4. Мудрость слова

  5. Что читают в моем классе


Учебно – методическое обеспечение


Г.С. Меркин. Литература 8 класс. М.: «Русское слово», 2012г.




Интернет-ресурсы


1. http://lit.1september.ru  -  Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» 

2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала 

3. http://www.bibliogid.ru  - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки 

4. http://kidsbook.narod.ru  - Kidsbook: библиотека детской литературы 

5. http://www.likt590.ru/project/museum/  - Виртуальный музей литературных героев 

6. http://pisatel.org/old/  - Древнерусская литература 

7. http://ruslit.ioso.ru  - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы 

9. http://www.rvb.ru  - Русская виртуальная библиотека 

10. http://www.feb-web.ru  - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» 



Материально – техническое обеспечение

  • Компьютер

  • Принтер

  • Проектор

  • Интернет

  • Интерактивная доска



Контрольно - измерительные материалы


Защита проектных работ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей