Сроки | № п/п | Тема урока. (стр. букваря) | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся, форма работы | Фор-мы конт- роля |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия (УУД) |
Подготовительный (добукварный) период. 6 час. | | | |
| 1 | Знакомство с учите-лем, одноклассника-ми, первым учебником | Учебная книга «Азбука». Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Составление предложений по иллюстрациям. Слушание текста сказки | Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - определять цель и план выполнения заданий на уроке, под руководством учителя. - осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, клас-сификацию, обобщение). -работать с учебной книгой – рассматривать обложку, титульный лист и содержание; читать название учебника (фамилию автора и загла-вие); - знакомиться с аппаратом ориенти-ровки; -определять учебную задачу изучения данного раздела. Коммуникативные: обмениваться мнениями; слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя;. -выражать свои мысли соответст-вующими возрасту полнотой и точностью; проявлять терпимость к другим мнениям и учитывать их в совмест-ной работе. Личностные: осознание роли речи в общении людей; - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; - проявление внимания к мелодичности народной звучащей речи | Фронтальная – слушать речь учителя, отвечать на его вопросы, выполнять рекомендации. Индивидуальная – знакомиться с одноклассниками, рассматривать условные обозначения букваря, находить их на страницах, понимать смысл | На-блю- дение |
| 2 | Как мы здороваемся и прощаемся? С.6-9 | Как мы здороваемся и про-щаемся? Работа над во-сприятием на слух и пони-манием художественных произведений разных жанров. Пересказ содержания сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста | Фронтальная – анализировать рече-вые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их; моделировать речь с помощью учителя. Индивидуальная – понимать инфор-мацию, представленную картинками букваря, создавать высказывания, соотносить этикетные высказывания с рисунками | На-блю- дение |
| 3 | Зачем нам нужна речь? С. 10-13 | Речь. Работа над восприятием на слух и пониманием художественных произведений разных жанров. Пересказ содержания сказки | Фронтальная – анализировать речевые ситуации, наблюдать за речью одноклассников, делать вывод о важности речи, оценивать предлагаемую учителем схему речи, аргументировать её неправильность, корректировать модель речи | На-блю- дение |
| 4 | Правила хорошей речи. С. 14-15 | Знакомство с качествами речи – быть понятной и вежливой. Составление предложений по иллюстрациям. Слушание (воспроизведение на слух) текста сказки. Содержание сказки | Индивидуальная – анализировать речевые ситуации на рисунках в букваре, оценивать поведение персонажей, делать вывод о необходимости соблюдения правил общения; пользоваться этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками | Уст-ные отве-ты |
| 5 | Об одном и том же по-разному. С. 16-17 | Знакомство со стилями речи (без термина). Выражение мысли как основной признак предложения | Фронтальная – анализировать примеры речи, создавать высказыва-ния разных видов речи по картинкам букваря, на основе собственного опыта. Индивидуальная – различать разновидности речи | Фрон-таль-ная бееда |
| 6 | Речь устная и письменная. С. 18-20 | Знакомство с формами речи, с их особенностями и средствами. Речь устная и письменная | На-блю- дение |
Понятия предложение, слово, слог. 3 час. | | | |
| 7 | Предложение. С. 21-23 | Текст. Предложение. Слово. Интонация. Работа над восприятием на слух и пониманием художествен-ных произведений разных жанров. Пересказ содержания сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста | Регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); -использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); -ориентироваться в разнообразии способов решения задач; -осуществлять рефлексию способов и условий действий; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение слу-шать и вступать в диалог, участво-вать в коллективном обсуждении, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, определять цели, функции участников, способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. - Проявление основ самооргани-зации. - Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется | Фронтальная – наблюдать за оформлением границ предложения в устной речи, оценивать речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в устной речи, соотносить их со спосо-бами оформления в письменной речи; -самостоятельно «записывать» предложения в виде схем (моделировать); -определять на слух границы предложений, количество произнесённых предложений, различать интонацию конца предложения, выбирать нужный знак препинания. Индивидуальная – «читать» и сравнивать предложения с раз-ной интонацией; -анализировать схему предложения; соотносить предложение со схемой (моделью); -строить предложения по схеме | Уст-ные отве-ты |
| 8 | Слово. С. 24-25 | Наличие значения как осно-вной признак слова. Разграничение реальных предметов и слов как их названий. Знакомство с раздельным написанием слов. Прописная буква в именах собственных | Фронтальная – сравнивать предметы и слова как их названия; делать выводы, доказывать, что слово и называемый им предмет – не одно и то же; выделять слова из предложе-ния, конструировать, преобразовы-вать и составлять предложения; наблюдать за значениями слов, отличать «настоящие» слова от «ненастоящих», объяснять отличие. Индивидуальная – определять количество слов в предложении; моделировать услышанное или составленное предложение | Уст-ные отве-ты |
| 9 | Слог. С. 26-27 | Приём скандирования как способ деления слова на слоги. Слог как часть слова. Понятие об ударении и уда-рном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голо-сом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы.Смыслоразли-чительная роль ударения | Фронтальная – разыгрывать речевые ситуации; скандировать слова, «озвучивая» картинки бу-кваря, воспроизводить действия учителя; наблюдать за делением слова на части, слушать сообще-ние учителя о названии этих частей. Индивидуальная – осознавать приём скандирования как способ действия; делить слова на слоги путём скандирования; моделировать слоговой состав слов с помощью слоговых схем; соотносить слоговые схемы и слова, подбирать слова к схемам; группировать слова в зависимости от их слогового строения | На-блю-де-ние |
Звуки речи. Звуковой анализ. | | | |
| 10 | Звуки вокруг нас. Звуки речи. С. 28-29 | Особенности речевых зву-ков. Выделение звуков и вычленение их последова-тельности в слове | Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; -определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; - определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача-ми и условиями коммуникации. Личностные: проявление основ самоорганизации | Фронтальная – понимать информа-цию, представленную в рисунках, передавать её словесно; слушать звуки окружающего мира и объяснять отличие от них звуков речи; -сравнивать звуки и значения слов, выявлять и называть смыслоразли-чительные звуки; объяснять смыслоразличитель-ную роль звуков. Индивидуальная – вслед за учителем выполнять действия для выделения отдельных звуков; -называть изображённые предметы, определять количество звуков в словах; – соотносить слова со звуковыми моделями; группировать слова в соответствии со звуковыми моделями; -контролировать процесс и результат звукового анализа слов одноклассниками | На- блю- де- ние Уст- ные отве-ты |
| 11 | Звуки речи: закрепление. С. 30-31 | Овладение способом выде-ления звуков и вычленения их последовательности в слове | На-блю- де- ние |
| 12 | Совершенствование умения выделять звуки речи С. 32-35 | Выделение звуков и вычле-нение их последователь-ности в слове | На- блю де- ние Уст- ные отве-ты |
| 13 | Звуки гласные и согласные. С. 36-39 | Гласные и согласные звуки, их характеристика, приёмы вычленения звуков из слова и определение их характера | Регулятивные: осуществлять по-шаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполне-ния действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв. Коммуникативные: осознавать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпа-дающих с его собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Личностные: стремление к повы-шению культуры речевого обще-ния, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общетвенной полезности своего труда и своей жизни в целом | Фронтальная – участвовать в коллективной беседе, в общих наблюдениях; сопоставлять первый и последний звуки в слове, сравнивать их, выявлять особенности их произнесения; ставить фонетический опыт: пытаться произносить звуки и слова заданным способом; слушать информацию учителя о делении звуков на гласные и согласные. Индивидуальная – формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения звуков, выявлять способ их различения; обозначать их соответствующими условными значками; выполнять намеченный способ действия Индивидуальная – слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, предполагать и «озвучивать» вопрос мальчика; наблюдать за произнесением слов с интонацией удивления; сравнивать произнесение слогов; слушать информацию об ударных и безударных слогах и их обозначении в схеме | На- блю- де- ние |
Обучение выполнению фонетического анализа слов, частичного и полного | На- блю-де- ние |
| 14 | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. С. 40-45 | Ударение. Ударные и безу-дарные гласные звуки. Знакомство с приёмом определения ударного гласного звука | На- блю- де- ние |
Уст-ные отве-ты |
| 15 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие. С. 46-49 | Согласные звуки. Знакомство с характеристи-ками твёрдых и мягких со-гласных звуков. Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Обучение разграничению ударных и безударных гласных звуков, а также твёрдых и мягких согласных звуков | Регулятивные: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя, формулировать проблему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; проявлять терпимость к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные: осуществление выбора: при поддержке других участников группы и педагога принимают решение, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения | Фронтальная – сравнивать значения слов, различающихся одним звуком; наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков; понимать различные задания, представленные в модельном виде, и выполнять их. Индивидуальная – соотносить изображения предметов и слова как их названия; выделять и сравнивать согласные звуки, выявлять их различие; слушать информацию о названии этих звуков и способах их обозначения; различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать их условными значками -моделировать звуковой состав слова, отражая последоваельность звуков и их характеристику; выделять отдельные звуки, характеризовать их как парные или непарные по твёрдости–мягкости | На- блю- де- ние |
| Уст-ные отве-ты |
| 16 | Ударные и безударные гласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. С. 50-51 | На- блю-де- ние |
| | Гласные и согласные звуки. Обобщение. С. 52-53 | Уст-ные отве-ты |
| 17 | Согласные звуки: глухие и звонкие. С. 54-55 | Уст-ные отве-ты |
| 18 | Глухие и звонкие согласные звуки. С. 56-58 | Уст-ные отве-ты |
| | | | | | |
Основной период обучения грамоте. |
Первые буквы гласных звуков: А а, О о, И, и, ы, У, у, Э, э. 4часа. | | | |
| 19 | Буквы А а – О о. С. 59-61 | Гласный звук [а], буквы а, А. Гласный звук [о], буквы о, О. Слово и его значение. Чтение и понимание текста. Работа над восприятием на слух текста, читаемого учителем, понима-нием его содержания; формулирование ответов на поставленные вопросы, пере-сказ воспринятого на слух текста | Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; -осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания). Познавательные: выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв. Коммуникативные: уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; Личностные: освоение роли ученика; оценивание жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм | Фронтальная – создавать и слушать высказывания о книгах, чтении на основе картинки бук-варя; анализировать звуковой состав слов; вычленять из слов ударные гласные звуки и обозначать их буквами; слушать и воспроизводить названия букв; различать звуки и буквы; распознавать изученные буквы, читать их ряды, перемещая уда-рение; определять ударный гласный звук, обозначаемый указанной буквой; с опорой на модель осуществлять квази-чтение; слушать строки, находить «ошибки» в употреблении слов, выявлять различия в зву-кобуквенном составе «спутанных» слов. Индивидуальная – осознавать общее правило чтения слогов; испытывать устойчивое желание научиться читать | Чте- ние сло гов и слов с изу чен- ными бук |
| 20 | Буквы И и – ы. С. 62-63 | Гласный звук [и], буквы и, И. Показатель мягкости предшест-вующих согласных звуков. Гласный звук [ы], буква ы. | Уст-ные отве-ты |
| 21 | Буквы У у – Э э. С. 64-65 | Гласный звук [у], буквы у, У. Слово и его значение. Выборо-чный и полный пересказ текста | Уст-ные отве-ты |
| | Гласные звуки и буквы | Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавание глухих и звонких согласных звуков Фонетический анализ слов | Уст-ные отве-ты |
| |
Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л, М м, Н н, Р р. 5час. | | | |
| 22 | Буквы непарных звонких Л л – М м. С. 70-71 | Буквы непарных звонких (сонорных) согласных л, м, н, р. Согласные звуки [м], [м'], буквы м, М. Согласные звуки [л], [л'], буквы л, Л. Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости–мягкости; обозначение их твёрдости–мягкости на письме при помощи гласных букв «а, о, у, э, ы» для твёрдых, «и» – для мягких | Регулятивные: адекватно воспри-нимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с задан-ным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: ориентироваться в учебнике; выполнять графическое модели-рование слова с помощью фишек-звуков и конструирова-ние печатных букв. Коммуникативные: уметь читать и пересказывать текст; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать | Фронтальная – слышать звуки слова и выделять их в указанной позиции; осознавать необходимость узнать буквы для обозначения этих звуков, запоминать облик и названия букв; находить новую букву среди ранее изученных; вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Индивидуальная – осознавать правило чтения прямых слогов, действовать по этому правилу; контролировать правильность и беглость чтения слогов и слов; классифицировать изученные буквы, осознавать необходимость дальнейшего изучения букв; соотносить отдельные предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации. - контролировать правильность и беглость чтения слогов и слов | Чте-ние слогов и слов с изученными бук Уст-ные отве-ты |
| 23 | Чтение слогов и слов с изученными буквами С. 72-73 | Чтение слогов и слов с изученными буквами |
| 24 | Буквы Н н. С. 74-75 | Согласные звуки [н], [н'], буквы н, Н. Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости–мягкости; обозначение их твёрдости–мягкости на письме при помощи гласных букв | Уст-ные отве-ты |
| 25 | Буквы Р р. С. 78-79 Чтение слогов и слов с изученными буквами С. 80-83 | Согласные звуки [р], [р'], буквы р, Р. | |
Чтение слогов и слов с изученными буквами | Чте-ние слогов и слов с изученными бук Уст-ные отве-ты |
Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков: С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш. 10 час. | | | |
| 26 | Буквы парных по глухости–звонкости согласных звуков С с. С. 84-85 | Согласные глухие звуки [с], [с'], отличающиеся по призна-ку мягкости– твердости. Буквы с, С. Чтение и понимание тек-ста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости соглас-ныхна письме | Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отно-шении многократно повторяе-мых действий с опорой на обра-зец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных язы-ковых задач; выполнять графи-ческое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв. Коммуникативные: уметь чи-тать и пересказывать текст; до-пускать возможность сущест-вования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимо-действии. Личностные: ценностно-смыс-ловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдение организованности, дисциплинированности на уроке, выполнение действий согласно памятке обращения с учебными пособиями, нагляд-ным и иллюстративным мате-риалами, инструментами для построения звукобуквенных схем и схем предложения | Фронтальная – анализировать звуковой состав слов, выделять отдельные звуки и пытаться обозначать их буквами, осознавать наличие неизвестных букв; слушать и воспроизводить названия букв, запоминать их облик, сравнивать с другими буквами; рассказывать правила чтения и письма по модели; составлять и читать слова, преобразовывать их, сравнивать по значению; разыгрывать диалоги, читать по ролям отдельные реплики. Индивидуальная – читать слоги и слова с изученными буквами, действовать по правилу чтения; -наблюдать и делать выводы о наличии пар звуков по твёрдости–мягкости; -понимать и выполнять задания, представленные условными обозначениями; -сравнивать по значению многозначные слова, наблюдать за их употреблением. - самостоятельно готовиться к чтению трудных слов, выделяя в них слоги | Чте-ние сло-гов и слов с изу чен-ны- ми буквами |
| 27 | Буквы К к. С. 86-87 | Согласные глухие звуки [к], [к'], отличающиеся по призна-ку мягкости– твердости. Буквы к, К. | Уст-ные отве-ты |
| 28 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. С .88-89 | Чтение слогов и слов с изученными буквами | Уст-ные ответы |
| 30 | Буквы Т т. С. 90-91 | Согласные глухие звуки [т], [т'], отличающиеся по призна-ку мягкости– твердости. | Уст-ные ответы |
| 31 | Буквы В в. С. 92-95 | Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по призна-ку мягкости–твердости. Буквы в, В. | Уст-ные отве-ты |
| Жанровое разнообразие произ-ведений: малые фольклорные жанры; стихотворение | Уст-ные отве-ты |
| 32 | Буквы П п. С. 98-99 | Буквы п, П, Б,б Согласные парные звуки [б]–[п], [б']–[п']. | Уст-ные отве-ты |
| 33 | Буквы Ш ш. Правописание сочетания «ши» С. 100-101 | Согласный глухой твердый звук [ш], буквы ш, Ш. Произ-ношение минимальных пар слов, отличающихся звуками [ж]–[ш]. Правописание сочетаний «жи– ши» | Уст-ные отве-ты Чте-ние слов с изу чен-ны- ми буквами |
| 34 35 36 | Чтение слогов и слов с изученными буквами С. 102-103 | Чтение слогов и слов с изученными буквами |
2 часть Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю, ь. «Опасности письма» на месте безударных гласных. 9 час. | | | |
| 37 | Буквы ы – И, и. С. 5-7 | Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью буквы я на письме. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Буквы ы–и, И. А, а – я Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Дифференцировка мягких и твёрдых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова | Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные: выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв. Коммуникативные: понимать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя. Личностные: понимание важности нового социального статуса «ученик»; наличие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту) | Фронтальная – с опорой на услов-ные обозначения готовиться к чте-нию текста; -по заголовкам предполагать содер-жание текста, проверять предположе-ние при чтении; -контролировать правильность и бег-лость чтения; сравнивать слова по значению, читать и разыгрывать диалоги; создавать короткие монологические высказывания, участвовать в обще-нии на уроке, выполнять правила речевого поведения. - понимать читаемые слова, предло-жения, соотносить их с рисунками, находить несоответствия; -конструировать предложения, договаривая слова Индивидуальная –анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характеризовать предыдущий согласный с опорой на модель формулировать правило чтения прямых слогов, действовать в соответствии с ним при чтении; анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характери-зовать предыдущий согласный; выбирать букву для каждого звука, осознавать необходимость узнать ещё одну букву; выявлять в каждой предъявленной паре букв новую, воспринимать информацию о её работе; дополнять модель правила чтения, объяснять в ней место новой буквы. - Наблюдать за сохранением мягко-сти согласного звука на конце слова, осознавать проблему способа обозна-чения его мягкости; воспринимать сведения об основном назначении буквы «ь»; понимать и объяснять графическую информацию об осо-бенностях этой буквы, передавать её словесно; делать вывод о наличии «опасности письма» на месте безуда-рных гласных; моделировать вывод в сводной таблице «Опасные при письме места». | Уст-ные отве-ты |
| 38 | Буквы А, а – я. С. 8-9 | |
| 39 | Буквы Э,э ,ё Стр 10-11 | Мягкость согласных в слоге-слиянии. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. | Уст-ные отве-ты |
| | | Уст-ные отве-ты |
| 40 | Буквы О, о – ё. С. 14-15 | Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью буквы ё на письме. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквен-ной схем слов. Мягкие и твёрдые согласные сонорные звуки. Выделение их из контекста произносимого слова | Уст-ные отве-ты |
| 41 | Буквы У, у – ю. С. 16-17 | Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв ю,ё на письме. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквен-ной схем слов | |
| 42 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. С. 18-19 | Уст-ные отве-ты |
| 43 | Буквы ь. С. 20-21 | Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука | Уст-ные отве-ты |
| 44 | Чтение слогов и слов с буквой ь |
| 45 | «Опасности пись-ма» на месте безу-дарных гласных. С. 26-27 | «Опасности письма» на месте безударных гласных. Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме | Уст-ные отве-ты |
| 46 | «Опасности пись- ма» на месте безу-дарных гласных. С. 28-29 | Уст-ные отве-ты |
Буквы Й й и обобщение: непарные по глухости – звонкости, звонкие согласные звуки и их буквы. 2 часа |
| 47 | Буквы Й й. С. 30-31 | Звонкий мягкий согласный звук [й'], буквы й, Й. Звуковая и буквенная схемы слов. Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. | Регулятивные: оценивать ре-зультат своей работы на уроке. Познавательные: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); исполь-зовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классифи-кацию, обобщение). Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | Фронтальная – анализировать звуковой состав слов, выделять звук [й,], определять его место в слове и обозначать буквой «й»; читать слова с буквой «й», сравнивать их по значению, выявлять противоположные по смыслу, устанавливать родственные связи слов. Индивидуальная – различать изученные и неизученные буквы; контролировать правильность и беглость чтения слов | Уст-ные отве-ты |
| 48 | Непарные по глухо-сти – звонкости, звонкие согласные звуки и их буквы С. 32-33 |
Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков: З з – С с, Б б – П п, Г г – К к, Д д – Т т, В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш. 14 час. |
| 49 | Буквы З з – С с. С. 34-35 | Буквы з, З. с, С. Согласные парные звуки [з]-[с], [з']-[с']. Чтение и понимание текста | Регулятивные: отличать новое знание (умение) от уже извест-ного с помощью учителя, -формулировать проблему и цель урока; Проговаривать последователь-ность действий на уроке. -адекватно воспринимать оценку учителя; -осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; -находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания); Познавательные: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языко-вых задач; -выделять существенную инфор-мацию из небольших читаемых текстов. -использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); -выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. -Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); -договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Личностные: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом | Фронтальная – сравнивать пары согласных звуков, выделять парные по глухости–звонкости, осознавать понятие «парные» звуки, опознавать их буквы. – рассказывать о звуках и буквах по опорным моделям, воспроизводить правила чтения, осознавать их использование; -выполнять задания, представ-ленные в графической форме; -сравнивать звуки и буквы в словах, выявлять их совпадение и расхождение, подтверждать вывод о наличии «опасных при письме мест»; -по освоенным признакам обнаруживать такие места в словах. Индивидуальная – читать тексты, наблюдать за их построением и использованием слов; -группировать слова по различным признакам; -понимать задания, представленные схематически, и выполнять их; - конструировать предложения, выбирать для них слова; -понимать тему текста (без терминов) и отражать её в заголовке; -находить в тексте предложения с главной мыслью; -самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги, контролировать понимание читаемого. – рассказывать об «опасностях письма» по таблице, находить их в отдельных словах и текстах; читать, контролировать правильность, беглость чтения, понимание смысла; -создавать предложения по картинке; -соблюдать правила общения | Уст-ные отве-ты |
| 50 | Буквы Б б – П п. С. 36-37 | Буквы б, Б. п, П. Согласные парные звуки [б]-[п], [б']-[п']. Чтение текста |
| 51 | Чтение слогов и слов с изученными буквами С. 38-39 | Чтение слогов и слов с изучен-ными буквами. Чтение текста. Деление слов на слоги. Обо-значение мягкости согласных на письме. | Уст-ные отве-ты |
| 52 53 | Буквы Г г - К к. С. 40-42 Чтение слов и сло-гов с буквами г-к | Буквы к, К. г, Г. Согласные парные звуки [г], [г']. [к], [к'], Чтение и понимание текста. | Уст-ные отве-ты |
| 54 | Буквы Д д – Т т. С. 43-45 | Буквы т, Т. д, Д. Согласные звуки [т], [т'], [д], [д']. Чтение и понимание текста |
| 55 56 57 58 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. С. 46-49 | Чтение слогов и слов с изучен-ными буквами. Чтение текста. Деление слов на слоги. Обо-значение мягкости согласных на письме. | Уст-ные отве-ты |
| 59 | Буквы В в – Ф ф . С. 50-51 | Буквы В.в,ф, Ф. Согласные парные звуки [в]-[ф], [в']-[ф']. Чтение и понимание текста | Уст-ные отве-ты |
| 60 | Буквы Ж ж – Ш ш. С. 52-53 | Согласные парные звуки [ж], [ш], буквы ж, Ж. ш, Ш. Правописание сочетаний жи – ши. Чтение и понимание текста | Уст-ные отве-ты |
| | | Чтение слогов и слов с изучен-ными буквами. Чтение текста. Деление слов на слоги. Обо-значение мягкости согласных на письме. | Уст-ные отве-ты |
| 61 | Закрепление сведений об «опасностях письма». С .58-59 | Чтение слогов и слов с изучен-ными буквами. Чтение текста. Деление слов на слоги. Обо-значение мягкости согласных на письме. Правописание сочетаний жи – ши. | Уст-ные отве-ты |
| 62 | Чтение слогов и слов с изученными буквами С. 60-61 | Чтение слогов и слов с изучен-ными буквами. Чтение текста. Деление слов на слоги. Обо-значение мягкости согласных на письме. | Уст-ные отве-ты |
| 63 | Читаем и рассказы-ваем. С. 62-63 | Чтение слогов и слов с изучен-ными буквами. Чтение текста. Деление слов на слоги. Обо-значение мягкости согласных на письме. | Уст-ные ответы. Наб-людение |
| 64 65 66 | Читаем и рассказы-ваем. С. 64-65 | Чтение слогов и слов с изучен-ными буквами. Чтение текста. Деление слов на слоги. Обо-значение мягкости согласных на письме. |
Буквы непарных по глухости – звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ. «Опасности письма» в ударных сочетаниях ча – ща, чу – щу. 12 Час. |
| 67 | Повторение изучен-ного. С. 66-67 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме | Регулятивные: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; -определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя; -определять план выполнения заданий на уроке; -оценивать и анализировать результат своего труда, опреде-лять то, что лучше всего полу-чилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение задания. Познавательные: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языко-вых задач; -выделять существенную инфор-мацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; -соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; осуществление работы в паре. Личностные: -освоение роли ученика; -оценивание жизненных ситуа-ций и поступков героев художе-ственных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - проявление познавательного интереса, определенных позна-вательных потребностей и учеб-ных мотивов; -положительного отношения к школе, адекватное представ-ление о ней | Фронтальная – разыгрывать диалоги; -участвовать в обсуждении прочи-танного, соблюдать правила общения -по условным обозначениям пони-мать тему и задачи урока, выполнять задания, представленные в словесной и модельной формах; -группировать слова по указанным признакам. – анализировать звучащую речь, выявлять звуки по указанным признакам; - вычленять из слов непарные по глухости-звонкости согласные звуки, слушать информацию об обозначе-нии этих звуков буквами, запоминать их начертания и названия. Индивидуальная – читать тексты, объяснять значения слов, наблюдать за их строением, родственными связями; -самостоятельно готовиться к чтению трудных по структуре слов; -осознавать связь между строением и значением слова; -проверять правильность и беглость своего чтения; – читать пары слов, сравнивать последние согласные звуки и буквы на их месте; -контролировать и оценивать правильность и беглость чтения текстов. - выделять в них главные сведения, понимать смысл знаков препинания, отражать его в интонации; -участвовать в коллективной беседе по прочитанному, соблюдать правила общения | Уст-ные отве-ты |
| 68 | «Опасности пись-ма» на месте пар-ных по глухости – звонкости соглас-ных ( перед соглас-ными). С. 68-69 | Орфограмма «Парные согласные». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение и понимание текста. | Уст-ные отве-ты |
| 69 | Буквы Х, х. С. 70-71 | Буквы Х, х, Согласные глухие звуки [х']–[х]. Различение согласных звуков по глухости–звонкости. Деление слова на слоги. Ударный слог. Значение слова | Уст-ные отве-ты |
| 70 | Чтение предложений и слов с изучеными буквами С. 72-75 | Различение согласных звуков по глухости–звонкости. Деление слова на слоги. Ударный слог. Значение слова | Уст-ные отве-ты |
| 71 | Буквы Ц ,ц. С. 76-77 | Буквы Ц, ц, Согласный глухой звук [ц]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение и понимание текста. | Уст-ные отве-ты |
| 72 | Буквы Ч, ч. С. 78-79 | Буквы Ч, ч, Согласный глухой звуки [ч']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение и понимание текста. | Уст-ные отве-ты |
| 73 | Буквы Щ ,щ. С. 80-81 | Буквы Х, х, Согласные глухие звуки [х']–[х]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение и понимание текста. | Уст-ные отве-ты |
| 74 | Чтение предложе-ний и слов с изученными буквами С. 82-83 | Артикуляции звуков [х], [х'], [ч'], [щ'], [ц] в процессе акцен-тированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. | Уст-ные отве-ты |
| 75 | Читаем и обсужда-ем. Закрепление жи-ши, ча-ща, чу – щу С. 84-86 | Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки | Уст-ные отве-ты |
| 76 | Работа над алгоритмом списыванияС. 87-90 | Сочетания букв ча –ща, чу – щу. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение и понимание текста. | Уст-ные отве-ты |
| 77 | Буквы е,ё.,ю, я после гласных. С. 90-91 | Сочетания букв «ча – ща, чу – щу» Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки | |
|
| 78 | чтение слов и предложений с изученными буквами | |
| 79 | Обобщение: « работа» гласных букв | Новая «работа» знакомых букв е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я в начале слова | Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение задания. Познавательные: стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв. Коммуникативные: участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; осуществление работы в паре. Личностные: проявление основ самоорганизации | Фронтальная – выразительно читать предложения, разыгрывать диалоги, сравнивать слова по значению, звуковому составу и строению, находить «лишнее», объяснять различия слов. Индивидуальная – наблюдать за названиями букв «е, ё, ю, я», за «превращением» слов при изменении позиции этих букв, осознавать учебную задачу урока; -выделять звук [й,] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами; наблюдать, -– рассказывать по модели правила чтения; читать слова с буквами «е, ё, ю, я» в разных позициях; -сравнивать использование букв «й» и «е, ё, ю, я» для обозначения звука [й,] | Наб-людение |
| 80 | Сравниваем «рабо-ту» букв й –е, ё,ю, я. С. 104-106 | Буквы е, ё, ю, я после гласных букв. Чтение текста, озаглав-ливание. Главная мысль текста | Уст-ные отве-ты |
| 79 | Чтение предложе-ний и слов с изученными буквами С. 98-100 | Декламация произведений. Работа над развитием умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Уст-ные отве-ты |
| 80 | Обобщение: «рабо-та» букв гласных. С. 101-103 | Декламация произведений. Работа над развитием умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Уст-ные отве-ты |
| | | | |
Разделительные знаки – ь и ъ. | | | |
| 81 | Буква ь (раздели-тельный). С.107-109 | Обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных знаков – «ь» и «ъ», гласных букв «е, ё, ю, я». Звуковой анализ слов со звуком [й']. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й'] | Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: понимать значение речи в жизни каждого человека и общества; выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: проявление основ самоорганизации | Фронтальная – читать слова с буква-ми «е, ю» в разных позициях, воспро-изводить сведения об их «работе»; по модели в букваре уточнять особен-ность буквы «ь»; слушать информа-цию учителя о второй «работе» буквы «ь»; распространять сведения о роли разделительного «ь» на «ъ»; анализировать слова со звуком [й,], сравнивать способы его обозначения; наблюдать за использованием разде-лительных «ь» и «ъ»; подтверждать вывод об их «работе»; читать слова с разделительными знаками; сравнивать две функции («работы») мягкого знака. – рассматривать обложки детских книг, предполагать, темы книг; соотносить отрывки из произведений с обложками книг; обсуждать прочитанное, рассказывать одноклассникам о своих любимых книгах, слушать рассказы других. Индивидуальная – читать тексты, обсуждать их, находить в них ответы на вопросы; -– читать авторские тексты, узнавать авторов, книги; показывать с помощью средств выразительности своё отношение к читаемому | Уст-ные отве-ты |
| 82 | Буква ъ (раздели-тельный). С. 110–111 |
| 83 | «Работа» букв ь и ъ. с. 112–113 | Обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных знаков – «ь» и «ъ», гласных букв «е, ё, ю, я». Звуковой анализ слов со звуком [й']. Чтение звуковой схемы слов | Уст-ные отве-ты |
| 84, | Читаем, наблюдаем, всё повторяем. с. 114–115 |
| 89 | Алфавит. с.116–119 | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Характеристика звуков по признаку твёрдости – мягкости | Уст-ные отве-ты |
| 90 | Как хорошо уметь читать! с. 120–122 | Декламация произведений. Работа над развитием умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Уст-ные отве-ты |
| 91 | «Как хорошо уметь читать!» с. 123–124 | Произведения для детей. Работа над осознанным и выразительным чтением. Декламация произведений. Работа над развитием умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного |
| 92 | Как хорошо уметь читать! с. 125–127 | праздник |