МДОУ №27 «Светлячок» ЯМР
Использование этнокультурных образовательных практик в ознакомлении дошкольников с культурой своего народа.
Подготовила: учитель-логопед Дубинина С.В.
Пос. Щедрино
24.01.2025
Народная культура – это культура, принадлежащая определенному народу и отражающая его менталитет.
Народная культура – система ценностей, основанная на длительном воспроизведении из поколения в поколение обычаев и традиций, чаще всего устно.
Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. Народная культура проявляется в обычаях и традициях и закрепляется моралью и законами.
Народная культура включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности.
Признаки народной культуры:
- преобладание устных форм,
- традиционность,
- этничность,
- ритуальность (исполнение песни часто сопровождается определенными действиями со стороны исполнителя: поклон, походка, танцевальные движения)
Черты народной культуры:
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Не теряет актуальность со временем и является наследием.
Носит национальный и локальный характер, т.е. связана с определенной местностью.
В создании народной культуры могут принять участие все желающие.
По исполнению элементы народной культуры могут быть:
индивидуальными (изложение легенды), групповыми (танец или песня), массовыми (праздники).
Виды народной культуры?
Сказки, песни, танцы, былины, мифы, легенды, сказания, эпосы, устное народное творчество (частушки, пословицы и поговорки, потешки, присказки, приметы), кукольный театр, декоративно – прикладное творчество (роспись)
Роль фольклора в воспитании дошкольников.
Фольклор является необходимым фактором воспитания личности дошкольника, он способствует формированию образного мышления, обогащению речи, воспитанию любви к родному краю, пониманию собственной принадлежности к русскому народу, воспитанию бережного отношения к национальным традициям, дает великолепные образцы русской речи, которые формируют грамотное восприятие фольклорных форм.
Этнокультурная компетентность – комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих педагогу правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними для поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия.
Семейные традиции — это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи.
Любимая семейная игра. Дома или на природе, подвижная, интеллектуальная или настольная.
Любимое блюдо на праздничном столе. Его можно готовить всем вместе.
Семейный праздник, к которому готовятся все члены семьи. Можно украсить комнату, подготовить фокусы, а может быть, устроить костюмированный бал.
Совместное чтение книги перед сном. Приятно послушать сказку или рассказ и ждать с нетерпением следующего вечера, чтобы узнать продолжение.
Неторопливый ужин всей семьёй, с рассказом, как у кого прошёл день. Затем совместная уборка стола после ужина, мытьё посуды.
Выходной на природе. На природе можно отдыхать активно, с пользой для здоровья.
Посещение раз в месяц (или с другой периодичностью) музея, зоопарка и
Совместное украшение ёлки к Новому году, и собирание подарков всеми членами семьи под ёлкой, а затем совместное их распаковывание.
Поздравление бабушек и дедушек с праздниками всей семьёй.
Семейные альбомы. Дети очень любят рассматривать фотографии.
Выбор традиций зависит от интересов и предпочтений семьи.
Этнокультурные образовательные практики - это различные формы приобщения детей к национальной культуре на основе проживания различного этнокультурного опыта.