СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование эвристик при решении задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описывается методика организации деятельности учащихся по поиску и применению эвристических приемов (эвристик) в ходе решения задач в натуральных числах.

Просмотр содержимого документа
«Использование эвристик при решении задач»










Методическая разработка по теме:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИК ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЛАХ

















Авторы: Якубалиева З.Ж., Джакубалиева Ю.В.


Значительное количество эвристик можно получить, решая задачу повышенной сложности на множестве натуральных чисел.

Задача. Найдите сумму 602 – 592 + 582 – 572 + … +22 – 12.

Если ученики не выдвигают идей решения, то предлагаем восстановить числовое выражение и найти его значение, используя правила арифметики (эвристика 1): 602 – 592 + 582 – 572 + … +22 – 12 = 602 – 592 + 582 – 572 + 562 – 552 + + 542 – 532 + 522 – 512 + 502 – 492 + 492 – 472 + 462 – 452 + 442 – 432 + 422 – 412 + + 402 – 392 + 382 – 372 + 362 – 352 + 342 – 332 + 322 – 312 + 302 – 292 + 282 – 272 + + 262 – 252 + 242 – 232 + 222 – 212 + 202 – 192 + 182 – 172 + 162 – 152 + 142 – 132 + + 122 – 112 + 102 – 92 + 82 – 72 + 62 – 52 + 42 – 32 + 22 – 12 = 3600 – 3481 + 3364 – – 3249 + 3136 – 3025 + 2916 – 2809 + 2704 – 2601 + … = 600 – 481 + 364 – 249 + 136 – 25 + 916 – 809 + 704 – 601 + … = 119 + 115 + 111 + 107 + 103 + … =

Уже при вычислении первых 10 значений, учащиеся замечают, что

  1. Разности образуют пары.

  2. Разности образуют убывающую арифметическую прогрессию, первый член которой 119, разность прогрессии (– 4), число членов – 30.

Второе замечание позволяет решить задачу, не возводя в квадрат оставшиеся 50 чисел, а применив формулу суммы для 30 членов нашей прогрессии: .

Из первого замечания следует традиционный метод решения заданий, подобных данному, – группировка членов (эвристика 2).

В результате группировки явным образом выделены разности квадратов, к которым применима известная формула сокращённого умножения.

Первый способ группировки: (602 – 592) + (582 – 572) + … + (22 – 12) = = (60 – 59)(60 + 59) + (58 – 57)(58 + 57) +  … + (2 – 1)(2 + 1) = 119 + 115 + … + 3 = = .

Второй способ группировки: (602 – 12) – (592 – 22) + … + (322 – 292) – (312 – – 302) = (60 – 1)(60 + 1) – (59 – 2)(59 + 2) + … + (32 – 29)(32 + 29) – (31 – 30)(31 + + 30) = 59  61 – 57  61 + … + 3  61 –1  61 = (59 – 57 + … + 3 – 1)  61 = …

В скобках – знакочередующаяся последовательность, к которой можно применить эвристику 2, то есть сгруппировать разности, получим:

… = 2  15  61 = 1830.

Можно поступить по-другому. Не будем пока учитывать знаки (эвристика 3): 59, 57, 55, …, 3, 1 – арифметическая прогрессия с разностью (– 2), а значит, из неё можно получить две другие арифметические прогрессии, взяв сначала числа, стоящие на нечётных, а затем на чётных позициях, при этом разность уменьшится в 2 раза. Итак, 59, 55, 51, … 3 (15 членов) и 57, 53, 49, … 1 (15 членов). Возвращаемся к нашей знакочередующейся последовательности и замечаем, что её можно представить в виде разности:

(59 + 55 + … + 3) – (57 + 53 +… + 1).

Эта эвристика носит название группировки по знакам (эвристика 4).

Вернёмся к решению задачи: … = ((59 + 55 + … + 3) – (57 + 53 +… + 1))  61= = .

Теперь предлагаем учащимся проверить, как работают наши эвристики. Применим эвристику 4 к решению исходной задачи: 602 – 592 + 582 – 572 + … + + 22 – 12 = 602 + 582 + … + 22 – 592 – 572 – … – 12 = 602 + 582 + … 42 + 22 – (592 + + 572 + … 32 + 12) = …

Если бы не «квадраты», то мы применили бы известную формулу суммы членов арифметической прогрессии.

Главный вывод: эвристики помогают в поиске решения, но не гарантируют получения ответа!!!

Если бы не «квадраты» … Предлагаем учащимся «избавиться от «квадратов» двузначных чисел в исходном выражении 602 – 592 + 582 – 572 + … + 22 – 12 = … . замечаем, что 60 от 59 отличается на 1, от 58 на 2 и т.д.

Заменим несколько первых чисел разностью с уменьшаемым 60 (эта эвристика получила название «решить часть задачи» – эвристика 5):

602 – 592 = 602 – (60 – 1)2 + (60 – 2)2 – (60 – 3)2 = 602 – 602 – 12 + 2  60 1 + 602 + + 22 – 2  60 2 – 602– 32 + 2  60 3 = – 12 + 2  60 1 + 22 – 2  60 2 – 32 + 2  60 3 = = 2  60  (1 – 2 + 3) – 32 + 22 – 12. Сопоставление с исходным выражением позволяет сформулировать выводы:

  1. Не связанные произведением слагаемые образуют ту же последовательность, что и последние слагаемые исходного выражения.

  2. Если взять n первых слагаемых (n  60), то в результате получим произведение двух, 60 и суммы (n – 1)-го натурального числа с положительными нечётными слагаемыми и отрицательными чётными, сложенное с суммой (n – 1)-го квадрата натуральных чисел (причём перед квадратом чётного числа будет стоять знак сложения, а перед квадратом нечётного числа будет стоять знак вычитания).

  3. Если сгруппировать слагаемые по 10, и в каждом десятке заменить числа разностью с уменьшаемым 60, 50, …, 10 соответственно, то в результате получим:

= 2  60  (1 – 2 + 3 – 5 + 6 – 7 + 8 + 9) – 92 + 82 – … + 22 – 12 +

+ 2  50  (1 – 2 + 3 – 5 + 6 – 7 + 8 + 9) – 92 + 82 – … + 22 – 12 +

+ 2  40  (1 – 2 + 3 – 5 + 6 – 7 + 8 + 9) – 92 + 82 – … + 22 – 12 +

+ 2  30  (1 – 2 + 3 – 5 + 6 – 7 + 8 + 9) – 92 + 82 – … + 22 – 12 +

+ 2  20  (1 – 2 + 3 – 5 + 6 – 7 + 8 + 9) – 92 + 82 – … + 22 – 12 +

+ 2  10  (1 – 2 + 3 – 5 + 6 – 7 + 8 + 9) – 92 + 82 – … + 22 – 12 =

= 2  (60 + 50 + 40 + 30 + 20 + 10)  5 + 6  (– 92 + 82 – … + 22 – 12) =

= 10  210 + 6  (– 81 + 64 – 49 + 36 – 25 + 16 – 9 + 4 – 1) = 2100 – 270 = 1830.

Случай, когда группировка слагаемых по 10 сопровождается заменой числа суммой с 50, …, 10 соответственно, учащимся предлагается для самостоятельного решения.

Рисунок 1. Завершающий кадр демонстрации миниатюры «Сумма нечётных чисел»

Ещё один способ избавиться от квадратов связан с фигурными (квадратными) числами. Демонстрационная миниатюра «Сумма нечётных чисел» (http://www.etudes.ru/ru/sketches/odd-numbers-sum/) даёт наглядное представление о возможности заменить квадрат любого натурального числа n суммой первых n нечётных чисел (2n – 1): 602 – 592 + 582 – 572 + … +22 – 12 =

= 119 + 117 + 115 + 113 + … + 3 + 1 – представление числа 602

= 119 – 117 – 115 – 113 – … – 3 – 1 + представление числа 592

= 119 – 117 + 115 + 113 + … + 3 + 1 – представление числа 582

– 117 + 115 – 113 – … – 3 – 1 + представление числа 572

. . . . . . . . . .

– 117 + 115 – 113 – … + 3 + 1 – представление числа 22

– 117 + 115 – 113 – … – 3 – 1 = представление числа 12

= .

Представленное решение, как и миниатюра, даёт наглядное представление о способе решения исходной задачи. Эвристика, лежащая в его основе, звучит как «Примени геометрию!».

Эвристика «Примени алгебру!» для нашей задачи формулируется вполне конкретно: «Реши задачу в общем виде»; – то есть предполагает нахождение суммы n2 – (n – 1)2 + (n – 2)2 – (n – 3)2 + … +22 – 12.

Работа по поиску эвристик позволяет привлечь средства всех трёх важнейших разделов школьного курса математики: арифметики, алгебры, геометрии.