Использование приемов формирующего оценивания
при обобщении и систематизации материала по общей биологии.
Обязательный минимум содержания школьного биологического образования представлен системой понятий, закономерностей, законов, отражающих уровень развития современной биологической науки. Он составляет базовое содержание предмета, учитывающее социальный заказ общества школе, опыт отечественной и зарубежной практики преподавания.
В соответствии с теорией развития биологических понятий, содержание школьного курса состоит из совокупности простых, сложных, специальных и общебиологических понятий, между которыми существует неразрывная связь: простые понятия на определенном этапе развития знаний школьников переходят в сложные, в свою очередь простые и сложные понятия составляют содержание специальных понятий, соответствующих характеристике царств природы; общебиологические понятия состоят из совокупности специальных и отражают основные закономерности строения и жизнедеятельности природных систем.
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися, и особенно выбравшими экзамен по биологии. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
Как ученик понимает, что он усвоил понятие? — Отвечает на устные вопросы, легко говорит с использованием понятия, в любых заданиях и тестах применяет его.
В итоге понятие должно быть логично встроено в систему знаний ученика. В сознании выстраиваются связи нового понятия — с другими, уже известными.
Многие ученики изначально имеют неясную цель и не знают, как ее корректировать. Они учат тексты наизусть, много раз перечитывая их и тратя массу времени. Другие даже не пытаются найти связи нового понятия с другими. Тогда знания получаются фрагментарными, обрывочными. Результат — нет целостной картины и твердого знания предмета.
Что лучше всего запоминается? То, что имеет эмоциональную окраску.
Более того, ученики эмоционально воспринимают то, что они создали сами. Лучше всего запоминаются те таблицы и схемы, которые ученик создал сам. Если сложный теоретический материал не только прочитан дома, но и преобразован в таблицу, схему — к нему особое отношение. Такие знания являются понятными, близкими, так как задействована личность ученика.
До сих пор существует проблема успешного усвоения общебиологических понятий учащимися. Об этом свидетельствуют обобщенные данные анализа ЕГЭ, где отмечается, что базовые понятия не сформированы должным образом. Выпускники не могут применить знания в новой ситуации.
Поэтому особое внимание уделяю отработке терминологии, особенно на уроках биологии. Работа над терминами – один из путей, способствующих повышению качества знаний учащихся. Понятия, составляющие содержание курса биологии, очень разнообразны и находятся в постоянном развитии, поэтому перед учителем встает ряд задач, которые он должен решить в процессе обучения учащихся.
- во-первых, в каждом разделе выделяются основные понятия, к которым возвращаются на разном материале и в различных связях
- Во-вторых, нужно обеспечить развитие понятий от простых к сложным, научить связывать, обобщать, конкретизировать понятия.
- В-третьих, в ходе развития понятий необходимо устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Например, учебный раздел «Человек и его здоровье» как часть школьного биологического предмета имеет специфические задачи, связанные с особенностями содержания данного курса. В содержании этого учебного предмета выделяют физиологические, санитарно-гигиенические, общебиологические, цитогистологические, медицинские понятия и др. Все группы указанных понятий тесно связаны между собой. В процессе формирования понятий следует устанавливать эту связь между ними и следить за их постепенным развитием. Многие термины иностранного происхождения, поэтому терминологическая работа тщательно планируется. Многие понятия состоят из нескольких слов. И здесь особо важное значение имеет работа над семантикой терминов русского происхождения, а также русский перевод терминов иностранного происхождения. В текстах учебника встречается более семидесяти терминов иностранного происхождения и только девять из них даны с переводом на русский язык, причем не все из них связаны с главными понятиями ( например: автономная деятельность, ядро, эпителиальная ткань, гуморальная регуляция, дендрит, аксон, фагоцитоз и др.). Если не раскрывается понятийное содержание термина и непонятен смысл, заключенный в нем, то запоминать учащимся термины очень трудно. Поэтому при изучении материала обязательно выделяю части , корни слова, даю перевод всех терминов. Например, слово «лизосома» имеет греческое происхождение и в переводе на русский термин обозначает: «лизис» - растворение, «сома» - тело, т.е. тело, обладающее способностью растворять. При работе с понятиями и терминами использую такие приемы как построение понятийного поля, составление генеалогического древа понятий, даю задания на соответствие термина и его определения, прошу составить предложения из набора понятий. Часто такая работа проводится прямо с сообщения темы урока. например назвав тему «Одноклеточные водоросли» в 7 классе, предлагаю по названию темы дать характеристику изучаемых организмов. В 10 классе при изучении раздела «Генетика» предлагаю в начале изучения темы составить кластер, в который включаются все понятия по этому разделу. Так как этот раздел уже изучался в 9 классе, при составлении кластера происходит актуализация на основе ранее изученного материала. Этот прием позволяет стимулировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся и применять поисковые методы изучения материала.
На уроках часто использую «кубик Блума» для развития навыков критического мышления. Эта технология уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Например, при изучении темы «Обмен веществ» в классе можно поставить следующие вопросы:
Назови – что такое метаболизм?
Почему – почему организм является открытой системой?
Объясни – взаимосвязь анаболизма и катаболизма.
Предложи – способы борьбы с ожирением.
Придумай – 5 вопросов о метаболизме .
Поделись – как ускорить обмен веществ
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса.
Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом .
Формирующее оценивание – это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса. Формирующее оценивание направляет учение. Традиционные техники оценивания, например тестирование, как правило, проверяют, знают ли ученики конкретные факты и могут ли решать задачи по определённому алгоритму, – это создаёт у учеников представление, что именно такой род знаний является наиболее ценным. Написав тесты, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс. В результате школьники привыкают изучать предмет, не достигая глубокого понимания основных понятий и законов. Как самое важное и обязательное воспринимается именно то, что проверяется. Используя формирующее оценивание, можно управлять вниманием учеников. Для этого необходимо определить: что ученик должен извлечь из учебного курса; какие формы оценивания этому соответствуют.
Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями. Наиболее распространенные техники тестирования позволяют оценить знание фактов и способность решать задачи с помощью алгоритма.
Формирующее оценивание происходит непрерывно, в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося по итогам прохождения определенного блока
Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Существуют различные методики формирующего оценивания, которые эффективны на различных этапах формирования биологических понятий. На этапе обобщения и систематизации учебного материала часто использую прием «Карта понятий»
Прием «Карта Понятий»
Цель: обобщение, систематизация понятий, знаний
Учителю позволяет определить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Ученику Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы детей
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.
Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. «Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям. «Карта понятий» представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
3) оценить сложность установленных учеником структурных
взаимосвязей.
Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также может быть результатом общей работы группы учеников. Карта может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков. Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями.
Можно обозначать следующие основные цели использования данной методики в целях обучения:
· изучение терминов, фактов и понятий конкретного предмета;
· организация информации в точные категории;
· синтез и интеграция информации, понятий, идей;
· видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями;
· развитие креативного мышления в конкретном предмете;
· расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний;
· развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек;
· эффективное использование графических иллюстраций.
Существует несколько вариантов использования данной методики в учебном процессе.
Можно предложить учащимся следующую инструкцию:
-
нанести на Карту наиболее важные и наиболее общие понятия по изучаемой теме
-
Затем стрелками показать, какие понятия связаны между собой и написать над стрелкой, в чём суть данной связи.
-
По мере расширения темы и появления новых знаний надо расширять сеть понятий и строить новые связи между ними, постепенно двигаясь от наиболее общих к более конкретным понятиям. Важно связать их с примерами из жизненной практики.
-
Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний.
-
Следует предложить ученикам внести в карту как можно больше дополнительных понятий, которые сделают ее уникальной, значимой и полезной лично для них. Необходимо напомнить им, что в рамке желательно писать не более двух слов, и подчеркнуть, что помарки не имеют значения, карту можно дорисовывать столько, сколько каждый хочет.
Варианты «Карт понятий»:
1. Заполнение карт
Учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
2. Выборочное заполнение карты понятий. Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки.
3. Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины.
4. Картирование-выращивание.
Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
5. Направленный выбор при составлении карт.
Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через какой-то период времени. Преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли.
Составление карт в группе. Иногда у учеников возникают серьезные затруднения и чувство растерянности, когда они впервые сталкиваются с таким заданием, как составление карты понятий.
Чтобы справиться с этим, поддержать учеников и придать им смелости в рефлексии собственных знаний, надо предложить им выполнять картирование в группах по 3–4 человека. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они прикладывают очень серьезные, а иногда просто выдающиеся усилия, чтобы договориться о значении научных понятий, попытаться расширить свое понимание (как это делают учёные) или зафиксировать разные точки зрения. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.
. Анализируя результаты выполнения методики «Карта понятий», учитель может задать себе следующие вопросы: y Зафиксированы ли наиболее важные понятия? y Соответствуют линки/связи между понятиями, представленными на карте, научному знанию? y Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений? y Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия? y Как выполненные учениками карты меняются через несколько дней или недель?
Оценивание составленной «Карты понятий» может осуществляться в баллах:
-
1 балл даётся за каждую правильно установленную связь (если связь установлена верно) между двумя соседними понятиями;
-
5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень;
-
10 баллов – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк);
-
дополнительно 1 балл начисляется за каждый пример.
Данное распределение баллов является ориентировочным. Педагог вместе с учащимися может ввести свои «расценки», соответствующие контексту их работы и поставленным учебным целям. Но общие критерии оценки «Карты понятий» для карт любого предметного содержания могут быть именно такими:
-
полнота карты или количество включённых в неё правильных понятий;
-
установленные и точно прописанные связи;
-
выделенные уровни иерархии понятий;
-
установление связей не между ближайшими, а отдалёнными в теме и пространстве карты понятиями;
-
связь понятий с жизненными примерами.
Пример подсчета баллов за составление «Карты понятий».
Соотнесение (13 × 1) = 13 Иерархия (4 × 5) = 20 Сквозные линки (2 × 10) = 20 Примеры (2 × 1) = 2 Итого: 55 баллов
Использование Карт понятий на обобщающих занятиях по биологии в 9-11 классах.
Тема «Клетка». Примеры заданий
1. Составьте систему понятий из предложенных терминов
а) Ядрышко, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, ядро, рибосомы, ядерная мембрана, клеточная мембрана, лизосомы, цитоплазма, клетка, цитозоль, органоиды, клеточный центр, аппарат Гольджи, цитоскелет;
2. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса
3. Составьте 3-4 предложения, объединяющих как можно больше понятий из данной карты
Построение Интеллект-карт
Современные технические возможности позволяют за минимальное время донести поток объемной информации и главное сделать информацию легко воспринимаемой. Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании Интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.
Принципы рисования очень просты
Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре.
-
От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
-
От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
-
Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
-
При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Интеллект-карта включает в себя несколько систем понятий, каждую из которых можно использовать отдельно, учитывая тему урока.
Отличие Интеллект-карты от системы понятий
В отличие от систем понятий Интеллект-карта имеет линии разной толщины и символизирует важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий. Принципиальная разница в том, что система понятий одномерна, т.е. каждая стрелка в системе читается одинаково – «состоит из …» или «содержит …». Обязательное условие, прежде чем перейти к обучению составления Интеллект-карт, необходимо научить учащихся составлять систему понятий по малым тематическим объемам. Например: изучая строение мембраны используется одна схема
4. Составить интеллект- карту и прочитать ее (проектирование начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. Линии могут быть разной толщины, символизируя важность, очередность или другую логику взаимоотношений понятий. (Могут присутствовать символы, рисунки).
5.Постройте карту понятий, объединив в нее следующие понятия: пластиды, фотосинтез, митохондрии, хлоропласты, синтез белка, рибосомы, органоиды. В полученную систему понятий добавьте еще 5-6 понятий.
6. Составьте систему понятий, включив в нее 10 терминов из предложенных: ядро, ядрышко, рибосомы, ДНК, митохондрии, мембрана, клеточный центр, ген, нуклеотид, цитоплазма, лизосома, РНК, белок, вакуоль, хлоропласт, биосинтез, микротрубочки, ЭПС, фосфолипиды, ядерный сок.
Тема «Жизненный цикл клетки»
Тема «Ткани»
-
Составьте карту понятий на основе предложенной таблицы «Виды тканей»
-
Тема «Размножение организмов» примеры карт понятий:
4.Составьте карту , включив в нее понятия: половое, вегетативное, спорами, бесполое, деление, частями органов, листовыми черенками, стеблевыми черенками, корневыми черенками, фрагментация, луковицами, клубнями, корневищем.
Р
азмножение организмов
Примеры карт понятий по теме «Химический состав клетки»:
карта понятий по теме «Обмен веществ»
Составление карты понятий по систематике
Карты по теории эволюции:
Карты понятий по теме «Строение и функции живых организмов»
По разделу «Экология»
По разделу «Биология как наука»:
1. Териология.
2. Ихтиология.
3. Зоология.
4. Арахнология.
5. Цитология.
6. Физиология.
7. Герпетология.
8. Орнитология.
9. Систематика.
10. Акарология.
11. Малакология.
12. Карцинология.
13. Анатомия.
14. Протистология.
15. Батрахология.
16. Колеоптерология.
17. Экология.
18. Лепидоптерология.
19. Энтомология.
20. Мирмекология.
21. Гельминтология.
22. Палеонтология.
Задание : составьте карту понятий «Биологические науки»
По разделу «Генетика»
Работа с понятиями
Понятия, составляющие содержание курса биологии (экологии), очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. В каждом изучаемом разделе учитель должен выделить основные понятия, обеспечить развитие понятий, установить внутри- и межпредметные связи. Поэтому целенаправленная работа над осмыслением каждого термина, формулировки, определения, правильным пониманием сущности понятий приводит к глубокому запоминанию учебного материала. Такое осмысление названо семантизацией, в котором нуждаются и термины иностранного происхождения, и русские названия.
Предложенные задания по темам разделов «Человек» и «Общая биология» для организации работы с терминами могут включаться в процесс формирования понятий, осуществляемых по схеме: «ощущение – представление – понятие» на этапе перехода от представлений к понятиям.
Задание 1
A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.
Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.
B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.
Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.
Leucos (греч.) – белый, бесцветный.
Cardio (греч.) – сердце.
Myos (греч.) – мышца.
Peri (греч.) – около.
Thrombos (греч.) – пробка, затычка, ком.
Haima (греч.) – кровь.
Philia (греч.) – любовь.
Erythros (греч.) – красный.
Poesis (греч.) – сотворение.
Cytos (греч.) – клетка.
Endo (греч.) – внутри.
Immunitas (лат.) – освобождение.
Systole (греч.) – сокращение.
Anti (греч.) – против.
Transplantatio (лат.) – пересаживание.
Capillaris (лат.) – волосяной.
Agglutinatio (лат.) – приклеивание.
Arteria (греч.) – артерия.
Arteriacus (греч.) – относящийся к трахее.
Phagos (греч.) – пожираю.
Klappe (нем.) – крышка, заслонка.
Lympha (лат.) – влага, чистая вода.
Pulsus (лат.) – удар.
Globus (греч.) – шарик.
Hyper (греч.) – сверх.
Hypo (греч.) – под, вниз.
Tonus (греч.) – давление.
Cor, cordis (лат.) – сердце.
Vena (лат.) – кровеносный сосуд.
Corona (лат.) – венец, венок.
Diastema (греч.) – расстояние, интервал.
Задание 2
А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 1.
Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.
1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют ... .
2. Жидкая соединительная ткань – ... .
3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – ... .
4. Кровяной сгусток – ... .
5. Плазма крови без фибриногена – ... .
6. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин – ... .
7. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... .
8. Форменные элементы крови, белые кровяные тельца – ... .
9. Форменные элементы крови, плоские, подвижные безъядерные образования неправильной формы, кровяные пластинки – ... .
10. Человек, дающий кровь для переливания, – ... .
11. Человек, принимающий кровь, – ... .
12. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микроорганизмов и иных чужеродных тел – ... .
13. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов – ... .
14. Культура ослабленных или убитых микроорганизмов, вводимых в организм человека, – ... .
15. Препарат готовых антител, выделенных из крови животных, которые были специально заражены, – ... .
16. Природное или искусственное соединение, способное вызвать иммунный ответ, – ... .
17. Белки, синтезирующиеся в организме в ответ на присутствие антигена, – … .
18. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – … .
19. Склеивание и агрегация антигенов под воздействием агглютининов – ... .
20. Дыхательный пигмент, способный обратимо связывать кислород, состоящий из гема (комплексного соединения Fe2+ с порфирином) и белка глобина, – ... .
21. Тканевая жидкость организма, циркулирующая по каналам лимфатической системы, – ... .
22. Вид лейкоцитов, способных проникать через стенки сосудов, поглощать и переваривать болезнетворные микроорганизмы, – ... .
Задание 3. A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.
Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.
B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.
Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.
Otos (греч.) – ухо.
Lithos (греч.) – камень.
Ахоп (греч.) – ось, стержень.
Meta (греч.) – между, после.
Mediator (греч.) – посредник.
Secretio (лат.) – отделение.
Sensus (лат.) – восприятие.
Liquor (лат.) – жидкость.
Glia (греч.) – клей.
Vegetatio (лат.) – возбуждение.
Hypo (греч.) – под, вниз, снизу.
Stress (англ.) – напряжение.
Nervalis (лат.) – нервный, сухожильный.
Myops (греч.) – близорукий.
Optice (греч.) – оптика.
Catarracta (греч.) – пороги, водопад.
Retina (лат.) – сетчатка.
Pigmentum (лат.) – краска.
Efferensis (лат.) – выносящий.
Endon (греч.) – внутри.
Ophtalmicus (греч.) – глазной врач, окулист.
Oculus (лат.) – глаз, око.
Afferens (лат.) – приносящий.
Synapsis (греч.) – соединение, связь.
Accomodatio (лат.) – приспособление.
Recipero (лат.) – вновь получать, восстанавливать.
Dendron (греч.) – дерево.
Para (лат.) – около.
Reflexus (лат.) – изгиб, обратное движение.
Instinctus (лат.) – побуждение.
Auricula (лат.) – ухо, ушная раковина.
Vestibulum (лат.) – площадка перед домом, преддверие.
Bi- (лат.) – двойной.
Sensus (лат.) – восприятие, чувство, ощущение.
Phone (греч.) – звук.
Refractaire (франц.) – невосприимчивый.
А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 3.
Б. Подберите, опираясь на содержание понятия, соответствующий термин.
1. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой, – ... .
2. Путь, по которому проходит нервный импульс от органов чувств к рабочему органу, – ... .
3. Один из способов регуляции и координации работы органов и их систем в организме, осуществляемый нервной системой, – ... .
4. Клетка нервной ткани – ... .
5. Клеточные элементы нервной ткани, не способные к электрическому возбуждению, выполняющие опорную, защитную, питательную функции, – ... .
6. Скопление тел нервных клеток – ... .
7. Скопление отростков (аксонов) нервных клеток, покрытое оболочкой, – ... .
8. Длинный, мало ветвящийся отросток нервной клетки – ... .
9. Короткие, сильно ветвящиеся отростки нерв-ной клетки, напоминающие ветки дерева, – ... .
10. Электрический сигнал, бегущий по нервному волокну, – ... .
11. Снижение возбудимости нервной клетки, сопровождающее возникновение потенциала дейст-вия, – ... .
12. Чувствительные образования нервной системы, воспринимающие и преобразующие раздражители из внешней и внутренней среды, – ... .
13. Система органов, совокупность специализи-рованных частей в организме, позволяющая воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешней и внутренней среды, – ... .
14. Система органов, осуществляющая контроль организма в целом и его частей, обеспечивая интеграцию и координацию работы его органов и их систем, – ... .
15. Передний отдел центральной нервной системы, расположенный в черепной коробке, – ... .
16. Отдел центральной нервной системы, тяж нервной ткани, лежащий в позвоночном канале, – ... .
17. Жидкость, циркулирующая в канале спинного мозга, мозговых желудочках и между мозговыми оболочками, – ... .
18. Специализированный контакт, образованный двумя нервными клетками или нейроном и волокнами, – ... .
19. Физиологически активные вещества, посредством которых в нервной системе осуществляются контактные межклеточные взаимодействия, – ... .
20. Часть нервной системы, контролирующая и регулирующая работу внутренних органов, – ...
21. Отдел вегетативной нервной системы, регулирующий восстановительные процессы в организме, – ... .
22. Отдел вегетативной нервной системы, приводящий организм в состояние готовности к активным действиям, – ... .
23. Отдел вегетативной нервной системы, нервные центры которого лежат автономно в стенках внутренних органов, обладающих моторной активностью, – ... .
24. Динамическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое в постоянно изменяющихся условиях среды, – ... .
25. Нерв, несущий нервный импульс к органу, – ... .
26. Нерв, проводящий нервный импульс от мозга к периферии, – ... .
27. Совокупность нейроспециализированных реакций организма, адаптационная реакция в ответ на воздействие факторов среды, требующая напряжения работы систем органов, – ... .
28. Зрение, при котором расположенный предмет видится двумя глазами одновременно, – ... .
29. Слуховое восприятие звуковой волны одновременно двумя ушами – ...
30. Орган чувств, воспринимающий положение тела в пространстве и участвующий в обеспечении поддержания равновесия, – ... .
31. Орган зрения животных, парное образование, оптическая система из рецепторного отдела и устройства для фокусировки – ... .
32. Орган слуха и равновесия человека, периферическая часть слухового анализатора, – ... .
33. Внутренняя светочувствительная оболочка глаза, выстилающая глазное дно, преобразующая световое раздражение в нервный импульс, – ... .
34. Клетки, преобразующие механическую энергию звуковых колебаний в нервный импульс, – ... .
35. Твердые образования, расположенные в органах равновесия позвоночных организмов, – ... .
36. Высокоспециализированные органы, воспринимающие действие на организм раздражителей, периферическая часть сенсорных систем, – ... .
Значение приставок и частей сложных слов.
А … отрицание смысла следующей части слова.
Авто-, ауто- … само, свой, собственный.
Ад- … по направлению, к.
Амфи- … по обе стороны, оба, того и другого рода.
Ан- … а, не, без.
Андро- … мужской.
Арх-, архео- … первый, основной, самый ранний.
Би- … два, двойной.
Гетеро- … иной, отличающийся.
Гипо- … под, менее.
Гомео-, гомо- … такой же, сходный.
Де- … удаление чего-либо.
Изо- … равный; близко по смыслу с гомо-, гомео-.
Интер- … между, в середине.
Интра- … внутри.
Мега-, макро- … большой.
Мезо- … средний.
Мико- … относящийся к грибам.
Микро- … маленький.
Моно- … один, единственный.
-оид … сходный, подобный.
Оо- … часть сложных слов, означающая яйцо.
Пара- … около.
Пери- … вокруг, около.
Плазмо-, плазмо-, -пласт … оформленный, вылепленный.
Поли- … много.
Про- … прежде, до.
Прото- … первый.
Псевдо- … ложный.
Сим-, син- … вместе.
Суб- … под.
Схизо- … расщепление.
-троф, трофо- … кормящий, питающийся.
-филл, филло- … лист.
-фит, фито- … растение, растительный.
Фото- … свет.
-хром, хром- … цвет, цветной.
-цит, цито- … часть сложных слов, означающая отношение к клетке.
Эко- … местообитание.
Экзо- … снаружи.
Эндо- … внутри.
Эпи- … на, над.
Также на уроках обобщения и систематизации использую метод проектов.
Например, при обобщении учебного материала по теме «Эволюция живого мира на Земле» выполняются групповые проекты.
Для оценивания проекта заранее оговариваются критерии: наглядность, достоверность информации, эстетичность, аккуратность оформления, название проекта, критерии защиты (регламент, соответствие теме и т. д.).
Каждой группе выдается набор листочков, на которых написаны названия временных периодов, эр, их продолжительность, основные события, которые происходили в это время. Задача – составить проект «Эволюция живого мира», используя эти карточки в хронологическом порядке, рисунки, красочно оформить и защитить проект.
Архейская Протерозойская Палеозойская
Мезозойская Кайнозойская 900 2000 340 165 65 Кембрий (80) Ордовик (55) Силур ( 35)
Девон (55) Карбон (65) Пермский (50) Триас (40)
Юрский (60) Меловой (70) Палеоген (40) Неоген (23)
Антропоген(1,5)
Возникновение жизни. Появление первых клеток – начало биологической эволюции. Бактерии, синезеленые водоросли, водоросли.
Беспозвоночные животные – кишечнополостные, губки, черви. Одноклеточные зеленые водоросли.
Расцвет беспозвоночных; 60% - трилобиты. Многоклеточные водоросли.
Первые позвоночные – бесчелюстные рыбы. Трилобиты. коралловые полипы. иглокожие.
выход растений на сушу – псилофиты. Первые наземные животные – скорпионы.
Освоение животными суши – членистоногие. Первые наземные позвоночные – стегоцефалы. Вымирание большого количества беспозвоночных. Возникновение споровых растений, семенных папоротников.
Фораминиферы, моллюски, кораллы. Расцвет земноводных. Появление первых рептилий, летающих насекомых. Появление первых хвойных растений. Накопление большого количества растительных остатков.
Развитие рептилий, появление звероподобных пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Вымирание древовидных папоротников, хвощей. Распространение хвойных.
Расцвет рептилий – начало эры динозавров. Появление черепах, крокодилов. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб. Вымирание семенных папоротников.
Господство пресмыкающихся на суше, в океане и в воздухе. Появление археоптерикса. Распространение папоротников и голосеменных.
Появление настоящих птиц, сумчатых и плацентарных млекопитающих. Расцвет насекомых. Вымирание крупных рептилий. Появление первых покрытосеменных растений.
Большое количество кораллов, моллюсков, костистых рыб. Появление многих отрядов млекопитающих. в том числе приматов. Господство покрытосеменных, состав флоры близок к современному.
Появление и развитие человека. Формирование ныне существующих сообществ.
Примеры проектов, выполненных учащимися:
Литература
-
М.А. Пинская. Формирующее оценивание. Оценивание в классе. Учебное пособие.
-
Анищенко Л., Булавинцева Л. Работа с терминами на уроках биологии. Газета «Биология» №17, 2008 г.
-
В.М.Пакулова. Работа с терминами на уроках биологии. М. Просвещение, 1990
-
Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1972 г
-
Материалы сети Интернет