«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИМНАСТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАХТА-ЙОГИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ»
А.И. Аканова, инструктор по физической культуре,
первой квалификационной категории,
МБДОУ детский сад № 7 «Росинка»
г.о. Коломна
На сегодняшний день дети составляют почти треть всего населения Земли, и общество стремиться дать им всё лучшее. Забота же об здоровье детей является одной из основных задач государства и образования.
Будущее страны – это здоровье наших детей. Однако стоит отметить, что здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно сохранять, улучшать и укреплять. В мире современной экологии, социальных условий число здоровых детей сводиться к минимуму, а число детей, страдающих заболеваниями сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата неуклонно растет.
Проводя в нашем детском саду ежегодные медицинские осмотры и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивается год от года). Мы начали искать пути решения проблемы, и работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия и решили обратиться к хатха-йоге.
Хатха-йога – это сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста с 4 лет. Важное отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основной акцент уделяется статическому поддержанию асанов (поз). Выполнение асанов требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Занятие хатха-йогой для детей дошкольного возраста – это ранняя профилактика сколиоза, астмы, плоскостопия, а также простудных заболеваний.
Дети становятся более спокойными, добрыми, также у них появляется уверенность в своих силах и возможностях. Упражнения из йоги требуют особую сосредоточенность, это помогает детям развивать внимание и усидчивость, организованность и воображение. У дошкольников улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы и связки, развивается гибкость, улучшается осанку.
Большинство упражнений в Хатха-йоге естественны, физиологичны, то есть они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представлять тот или иной асан и тем самым пробуждают фантазию и воображение. Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Главная задача оздоровительной гимнастики с элементами Хахта-йоги: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей. Также научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и прислушиваться к своему телу.
Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, использовать все упражнения из этой системы почти невозможно, но часть ее вполне доступна для этой возрастной категории. Опыт и практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические асаны Хатха-йоги и упражнения на релаксацию.
Гимнастика Хахта-йоги относительно молодое направление в дошкольных учреждениях, в связи с этим были разработаны комплексы с асанами, которые используются на занятиях по физической культуре. В них включены в основном асаны, которые при выполнении копируют животных, природу и предметы. Так как в возрасте 4 лет дети очень подвижны, а гимнастика требует сосредоточенности и статичности. Перевоплощения в животных помогают детям быстрее включиться в работу и заинтересоваться.
Итак, вначале асан называется и показывается детям воспитателем, рассматриваются схемы его выполнения и даётся словесная инструкция. Затем дошкольники учатся правильно и последовательно выполнять асан, сосредотачиваться на ощущениях, которые происходят в теле. На последующих занятиях дети выполняют асаны самостоятельно, ориентируясь на схемы или словесную инструкцию. Один раз в месяц проводится обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых асанов объединённых одним сюжетом, например сказка «Курочка Ряба». Знакомая история, сопровождающая выполнением упражнений, очень нравится детям, развивает воображение и поддерживает интерес к занятиям.
Выученные асаны можно включать в комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна или придумывать на их основе новые игры. Занятия с элементами Хахта-йоги строятся в четкой последовательности: разминка, асаны, расслабление.
Разминка состоит из гимнастики для суставов, растяжки и массажа. Далее необходимо выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза Хатха-йоги – основа оздоровления позвоночника и всего организма.
Сосредоточить детей на правильном, глубоком и равномерном дыхании носом. Проводя эту работу, следует использовать метод показа, демонстрируя, как дыхание работает: удерживая на лету пёрышко, мыльные пузыри, руки на животе, ладошка у рта. Необходимо научить детей дышать глубоко, не задерживая дыхание. Особое внимание уделяется на соединение дыхания и движения, придерживаясь, правила: вдох - движение вверх и назад, выдох - движение вперёд и вниз. Во время занятия обязательно контролировать правильность дыхания детей. Принимать асан следует плавно и спокойно, без чрезмерных усилий и резких движений. Фиксация асана длиться не более 5секунд, максимальное пребывание в позе 15-20 секунд. Интересно, что слово «асан» означает «удобное сиденье», поэтому детям всегда должно быть комфортно.
Отдых после выхода из асана - 4-5 секунд, что равняется двум спокойным вдохам и выдохам. В конце всего комплекса выполняется релаксация: дети принимают удобное положение для отдыха и расслабления, под спокойную музыку.
Использовать позы Хатхи-Йоги можно не только на занятиях, но и в бодрящей гимнастике после сна и на утренней гимнастике.
Таким образом, использование гимнастики с элементами Хатха-йоги в условиях дополнительного образования в ДОУ очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме.
Список использованных источников
Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
Латохина Л.И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.
В.Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.
«Рашосорока Хатха – йога» Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.
Палатник М. «Простая йога для детей» Издательство Вадим Левин. Москва 2006
Ильинская О., Казак О. «Детская йога» – М.: Эксмо, 2011. – 208 с.
Бокатов А.И., Сергеев С.А. «Детская йога»
Иванова Т.А. «Йога для детей», 2015г