СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование гимнастики с элементами хахта-йоги в условиях дополнительного образования в доу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по йоге у дошкольников

Просмотр содержимого документа
««Использование гимнастики с элементами хахта-йоги в условиях дополнительного образования в доу»»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИМНАСТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАХТА-ЙОГИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ»

А.И. Аканова, инструктор по физической культуре,

первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад № 7 «Росинка»

г.о. Коломна

На сегодняшний день дети составляют почти треть всего населения Земли, и общество стремиться дать им всё лучшее. Забота же об здоровье детей является одной из основных задач государства и образования.

Будущее страны – это здоровье наших детей. Однако стоит отметить, что здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно сохранять, улучшать и укреплять. В мире современной экологии, социальных условий число здоровых детей сводиться к минимуму, а число детей, страдающих заболеваниями сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата неуклонно растет.

Проводя в нашем детском саду ежегодные медицинские осмотры и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивается год от года). Мы начали искать пути решения проблемы, и работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия и решили обратиться к хатха-йоге.

Хатха-йога – это сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста с 4 лет. Важное отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основной акцент уделяется статическому поддержанию асанов (поз). Выполнение асанов требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Занятие хатха-йогой для детей дошкольного возраста – это ранняя профилактика сколиоза, астмы, плоскостопия, а также простудных заболеваний.

Дети становятся более спокойными, добрыми, также у них появляется уверенность в своих силах и возможностях. Упражнения из йоги требуют особую сосредоточенность, это помогает детям развивать внимание и усидчивость, организованность и воображение. У дошкольников улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы и связки, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в Хатха-йоге естественны, физиологичны, то есть они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представлять тот или иной асан и тем самым пробуждают фантазию и воображение. Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики с элементами Хахта-йоги: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей. Также научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и прислушиваться к своему телу.

Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, использовать все упражнения из этой системы почти невозможно, но часть ее вполне доступна для этой возрастной категории. Опыт и практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические асаны Хатха-йоги и упражнения на релаксацию.

Гимнастика Хахта-йоги относительно молодое направление в дошкольных учреждениях, в связи с этим были разработаны комплексы с асанами, которые используются на занятиях по физической культуре. В них включены в основном асаны, которые при выполнении копируют животных, природу и предметы. Так как в возрасте 4 лет дети очень подвижны, а гимнастика требует сосредоточенности и статичности. Перевоплощения в животных помогают детям быстрее включиться в работу и заинтересоваться.

Итак, вначале асан называется и показывается детям воспитателем, рассматриваются схемы его выполнения и даётся словесная инструкция. Затем дошкольники учатся правильно и последовательно выполнять асан, сосредотачиваться на ощущениях, которые происходят в теле. На последующих занятиях дети выполняют асаны самостоятельно, ориентируясь на схемы или словесную инструкцию. Один раз в месяц проводится обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых асанов объединённых одним сюжетом, например сказка «Курочка Ряба». Знакомая история, сопровождающая выполнением упражнений, очень нравится детям, развивает воображение и поддерживает интерес к занятиям.

Выученные асаны можно включать в комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна или придумывать на их основе новые игры. Занятия с элементами Хахта-йоги строятся в четкой последовательности: разминка, асаны,  расслабление.

  1. Разминка состоит из гимнастики для суставов, растяжки и массажа. Далее необходимо выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза Хатха-йоги – основа оздоровления позвоночника и всего организма.

  2. Сосредоточить детей на правильном, глубоком и равномерном дыхании носом. Проводя эту работу, следует использовать метод показа, демонстрируя, как дыхание работает: удерживая на лету пёрышко, мыльные пузыри, руки на животе, ладошка у рта. Необходимо научить детей дышать глубоко, не задерживая дыхание. Особое внимание уделяется на соединение дыхания и движения, придерживаясь, правила: вдох - движение вверх и назад, выдох - движение вперёд и вниз. Во время занятия обязательно контролировать правильность дыхания детей. Принимать асан следует плавно и спокойно, без чрезмерных усилий и резких движений. Фиксация асана длиться не более 5секунд, максимальное пребывание в позе 15-20 секунд. Интересно, что слово «асан» означает «удобное сиденье», поэтому детям всегда должно быть комфортно.

  3. Отдых после выхода из асана - 4-5 секунд, что равняется двум спокойным вдохам и выдохам. В конце всего комплекса выполняется релаксация: дети принимают удобное положение для отдыха и расслабления, под спокойную музыку.

Использовать позы Хатхи-Йоги можно не только на занятиях, но и в бодрящей гимнастике после сна и на утренней гимнастике.

Таким образом, использование гимнастики с элементами Хатха-йоги в условиях дополнительного образования в ДОУ очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме.


Список использованных источников

  1. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.

  2. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.

  3. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.

  4. В.Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.

  5. «Рашосорока Хатха – йога» Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.

  6. Палатник М. «Простая йога для детей» Издательство Вадим Левин. Москва 2006

  7. Ильинская О., Казак О. «Детская йога» – М.: Эксмо, 2011. – 208 с.

  8. Бокатов А.И., Сергеев С.А. «Детская йога»

  9. Иванова Т.А. «Йога для детей», 2015г