СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование графических схем на уроках познания мира в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие приемы используются на уроках познания мира с применением графических схем.

Просмотр содержимого документа
«Использование графических схем на уроках познания мира в 1 классе.»

«Использование графических схем на уроках познания мира в 1 классе».

Обучение младших школьников в начальной школе требует использования разнообразных методов и средств, способствующих развитию познавательных интересов, формированию базовых представлений о мире и закреплению знаний.

Одним из эффективных методов достижения формирования у младших школьников первых представлений о мире, развитие познавательных интересов и умений анализировать окружающую действительность является использование графических схем. Они позволяют сделать сложные понятия более доступными, развивают логическое мышление у первоклассников.

В первом классе познание мира направлено на формирование первичных представлений о природе, обществе и человеке. Графические схемы позволяет сделать абстрактные понятия доступными для детского восприятия, что особенно важно в условиях наглядно-образного мышления учащихся 6–7 лет.

Графические схемы — это визуальные средства представления информации, отражающие связи и отношения между понятиями, предметами или явлениями. Они могут принимать различные формы: схемы-деревья, схемы-таблицы, блок-схемы, схемы-памятки и другие. В начальной школе графические схемы служат не только для закрепления знаний, но и для развития мышления, внимания, воображения и умения систематизировать материал.

Использование графических схем способствует:

улучшению восприятия и запоминания информации;

развитию логического мышления и умения анализировать;

формированию умения сравнивать, классифицировать и систематизировать знания;

активизации учебной деятельности и мотивации к познанию.

Для первоклассников важно, чтобы схемы были простыми, яркими, понятными и соответствовали уровню их развития. В учебном процессе учителя могут использовать различные формы работы с графическими схемами.

Объяснение с помощью схем: учитель показывает схему, объясняя новый материал, например, связь растительного и животного мира, круговорот воды в природе.

Совместное создание схем: вместе с классом учитель строит схему по ходу объяснения, вовлекая детей в работу, стимулируя их к активному участию.

Самостоятельная работа: предоставление учащимся готовых схем для заполнения, рисования или дополнения, что способствует закреплению материала.

Использование схем как опорных карточек или памяток: для повторения и систематизации изученного материала.

Использование графических схем на уроках познания мира помогает структурировать информацию и улучшает запоминание материала.

Помогает систематизировать знания перед изучением темы или закрепить его после урока. Развивает аналитическое мышление, учит выделять ключевые признаки. Развивает аналитическое мышление, учит выделять ключевые слова. Визуализируют последовательность явлений и действий, помогает увидеть структуру классификаций, избежать путаницы в терминах, объединяют текст и визуальные образы для лучшего запоминания, понимают последовательность и временные связи. Развитие связной речи и умения выделять главное.

Приемы, используемые при работе с графическими схемами.

Кластер (гроздь)-для активизации знаний. Тема: «Животные пустыни» . В центре -верблюд, вокруг -горб (запас жира), длинные ресницы, может долго обходиться без воды.

Диаграмма Венна «Земноводные животные и пресмыкающиеся».

Блок-схемы процессов «Смена дня и ночи»- стрелки между блоками.

« Дерево понятий» (логическая схема) « Виды растений» . Растения-цветковые и хвойные-привести примеры.

"Заполни пробел" Ученикам дается схема с пропущенными элементами

Задача: восстановить недостающие звенья, используя учебник или обсуждение в парах.

Дифференцированный подход*

-Для слабых учеников:

- Давать схемы с подсказками (например, первые буквы терминов).

- Разрешать использовать иллюстрации вместо текста.

- Для сильных учеников:

- Усложнять схемы (добавлять больше уровней, например, не просто "животные", а "млекопитающие/птицы/рептилии").

- Предлагать преобразовать текст в схему самостоятельно.

"Соревнование схем" Класс делится на группы. За 5 минут нужно создать самую информативную схему (можно использовать картинки).

"Мозговой штурм + схема" Учитель задает вопрос: "Что будет, если исчезнут пчелы?" Ученики предлагают идеи, учитель фиксирует их в виде причинно-следственной схемы

Ветвящаяся схема с картинками и кючевыми словами.

"Организм человека"*: центральный образ – человек, ветви – "органы чувств", "скелет", "мышцы".

Цепочки событий (линия времени).

"Развитие бабочки"*: яйцо → гусеница → куколка → бабочка.

Построение схемы "Жизненный цикл растения" с изображениями и подписями этапов роста.

"Заполни пробел" Ученикам дается схема с пропущенными элементами (например, незаконченный цикл воды).

- Задача: восстановить недостающие звенья, используя учебник или обсуждение в парах.

Упрощенная схема с символами или стрелками, помогающая воспроизвести текст. Схемы-опоры для пересказа.

- *"Как звери готовятся к зиме"*:

Ёж → 🍂 → 🕳️ (собирает листья, спит в норе)

Столбчатые или круговые диаграммы.

"Состав воздуха"*: круг, разделенный на сектора (азот – 78%, кислород – 21%).

Классификация предметов: создание схемы "Животные", где делятся на "Домашние" и "Дикие", далее — по типам (птицы, млекопитающие и т.д.).

Моделирование. Изучение сезонных изменений.

Учащиеся создают модель дерева из бумаги, меняя его в зависимости от времени года (листья – зелёные/жёлтые/отсутствуют). Это формирует понимание цикличности природы.

Примеры использования графических схем

Образы природных явлений: схема "Времена года" с характеристиками каждого периода.

Планирование деятельности: схема "Что нужно сделать" перед прогулкой или экспериментом.

Как применять на практике?

- Групповая работа: дети коллективно заполняют схему на доске.

- Творческое задание: нарисовать схему в тетради и презентовать ее.

- Игра: восстановить пропущенные элементы в готовой схеме.

Диагностика и контроль знаний: использование схем для оценки уровня усвоения материала, что позволяет учителю оперативно выявлять пробелы.

Важно:

Сочетать индивидуальную и групповую работу

Использовать схемы на всех этапах урока

Адаптировать сложность под уровень класса

Графические схемы эффективны, если применять их системно

Преимущества применения графических схем

Использование графических схем в начальной школе способствует более эффективному усвоению материала, развитию аналитического мышления и памяти, формированию у младших школьников навыков систематизации знаний. Они делают уроки более наглядными и интересными, помогают ученикам мыслить системно, преодолеть языковой и возрастной барьер в понимании сложных понятий.

Заключение

Графические схемы являются ценным инструментом в работе учителя на уроках познания мира в начальных классах. Их применение способствует формированию у детей системных представлений, развитию мышления и интереса к окружающему миру. Внедрение таких методов в образовательный процесс требует учета возрастных особенностей учащихся и творческого подхода к созданию и использованию схем, что в конечном итоге способствует успешному освоению программы начальной школ

Литература

Иванова И. И. Методика обучения младших школьников. М.: Просвещение, 2018.

Петрова А. В. Введение в дидактику начального образования. СПб.: СпецЛит, 2020.

Смирнова Е. В. Использование наглядных средств в начальной школе. М.: Академия, 2019.