СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование и анализ современных образовательных технологий на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Просмотр содержимого документа
«Использование и анализ современных образовательных технологий на уроках математики»





















Использование и анализ современных образовательных технологий на уроках математики

























Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо обучающийся. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике. Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому обучающемуся обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные обучающиеся не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня, как у учителя, появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.


Использование на уроках математики уровневой дифференциации:

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому обучающемуся использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

Свою работу по данной технологии я начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности обучающихся, владение ими общеучебными навыками. Далее идет выделение учебного материала, отвечающего обязательному уровню усвоения по теме.

После прохождения каждой темы с обучающимися проводится тренировочный зачет по данной теме. Он включает в себя задания, которые в обязательной его части проверяют, на сколько хорошо усвоен ребятами обязательный уровень требований. Дополнительная часть теста проверяет усвоение обучающимися более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Такие задания оцениваются в два и более баллов. Каждый ученик выбирает уровень работы индивидуально. Обучающиеся могут начинать решение заданий с любого уровня, но я как учитель в начале работы объясняю, что если они не до конца поняли тему, если у них возникают трудности при выполнении, лучше начать с первого уровня, а лишь затем перейти ко второму и третьему. Если решение заданий первого уровня они могут объяснить сразу, после прочтения, можно приступать к задачам второго уровня. И лишь, если задания второго уровня обучающийся может проанализировать и предсказать ход решения, он может приступить сразу к третьему уровню. Кроме того, если данный вид заданий разбирается впервые самостоятельно обучающимися, отметка за работу на уроке может не выставляться в журнал, если ребенка она не удовлетворяет. Я настраиваю детей на то, что они должны научиться на данном уроке решать задачи по теме, а не списывать. Задания же следующего уровня они могут решить на других уроках или дома.

При организации работы обучающихся с использованием технологии уровневой дифференциации обучения, можно научить ребят добывать знания, что осуществляется при сотрудничестве обучающихся и учителя, а не получать их в готовом виде.

Исследовательские методы в обучении

Дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.


Игровые технологии

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.


Групповая технология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. В принципе, в корне меняется деятельность обучающихся и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый обучающийся становится учителем. Каждый обучающийся вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

Одной из форм коллективной деятельности обучающихся на уроках является групповая работа. Принцип работы в группе состоит в передаче обучающимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы обучающихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу обучающихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу групп, вносит свои коррективы. В своей работе использую группы постоянного и временного состава. При отборе школьников в группу постоянного состава учитываю их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности, санитарно-гигиенические и медицинские условия. В каждой группе назначается консультант, ими становятся обучающиеся, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе. С их помощью получаю информацию об усвоении каждым обучающимся изучаемого материала.

Часто применяю работу по парным карточкам. Одни и те же задания выполняют сразу два обучающихся: сильный за 1-ой партой, слабый - у доски. Сильный обучающийся, выполняя задания за партой, следит за работой более слабого одноклассника; слабый может обращаться за помощью к товарищу столько раз, сколько ему необходимо для полного понимания. Это дает возможность слабоуспевающему обучающемуся получить консультацию, что способствует ликвидации пробелов в знаниях.

Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых обучающихся, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что обучающиеся с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.



Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля.


Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование обучающихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда.

Вывод: использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке обучающимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять обучающимися, развивать их познавательную активность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!