СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование и применение интерактивных методов обучения на уроках производственного обучения и в процессе психолого-педагогической подготовки в центре

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование и применение интерактивных методов обучения на уроках производственного обучения и в процессе психолого-педагогической подготовки в центре»

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики


Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий центр профессионально-технического образования строительства и архитектуры»








Доклад по теме:

«Использование и применение интерактивных методов обучения на уроках производственного обучения и в процессе психолого-педагогической подготовки в центре»






Подготовила:

Методист

Ликсанина Марина Сергеевна













Донецк

Одно из требований к условиям реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) на основе ГОС СПО является широкое использование в учебном процессе новых методов и технологий обучения с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между студентами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

В педагогике успешно сосуществуют несколько моделей обучения:

  • пассивная - студент выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  • активная - студент выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  • интерактивная - взаимодействие. Значимое место приобретает принципиально иная по организации познавательной деятельности студента и технологии интерактивная технология, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у студентов интереса к изучаемым дисциплинам;

  • эффективное усвоение студентами учебного материала;

  • самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

  • формирование жизненных и профессиональных навыков;

  • выход на уровень осознанной компетентности студента.


Среди различных форм и методов интерактивного обучения можно считать следующие:

Метод обучения в группах – примерами работы  в мини - группах  (2-3 человека)  может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием,  выполнение творческого или производственного задания  в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность преподавателя или мастера меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» студентам, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес.

Ценным методом стимулирования интереса к образованию выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Так деловая игра позволяет задать в обучении предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности и тем самым создать условия для формирования личности специалиста. В игру разработчик закладывает систему учебных заданий в форме описания конкретных производственных, социальных ситуаций. Эти ситуации могут содержать противоречивые, избыточные или попросту неверные данные, взаимоисключающие альтернативы и т.п. В процессе игры студент должен провести анализ этих ситуаций, вычленить проблему, перевести ее в задачный вид, разработать способы и средства решения, принять само решение и убедить других в его правильности, осуществив соответствующие практические действия. Таким образом, создаются условия не передачи информации от преподавателя к студенту, а порождение знаний в совместной деятельности и диалогическом общении участников игры. Результатами использования интерактивных занятий в работе преподавателя со студенческой группой являлось формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен), аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них), способности прогнозировать и проектировать свое будущее.

Игра – это форма деятельности (чаще – совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Игра как метод обучения дает возможность: сформировать мотивацию на обучение, и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения; оценить уровень подготовленности студентов (может быть использована как на начальной стадии обучения – для входного контроля, так и на стадии завершения – для итогового контроля эффективности обучения); оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния – знания – в активное – умение, и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала.

В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов. Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов: «игры-ледоколы» (ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе; «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.

Урок-исследование. В ходе урока студентам выдают технологические задания на исследование новых при­емов и технологий. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию — он позволяет применять знания на практике и способствует раз­витию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Содержание технологических заданий строится на базе сочетания теоретических и практических знаний и умений и предполагает, как правило, анализ техно­логических процессов, выбор технологии, инструмента и т.д. Результаты исследования обсуждаются, анализируются.

Урок-конкуренция. Проводится с привлечением работодателей к оценке профессионального мастерства студентов выпускных групп. Присутствуя на уроках производственного обучения, они выступают в роли экспертов, отбирают для работы на своих стройках выпус­кников техникума. Выполняя творческое задание, например «Кладка столба 2х2кирпича с укладкой арматуры по трехрядной системе перевязки швов», студент демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право на получение приглашения на работу. Полученное приглашение гарантирует студенту пра­во прохождения производственной практики (с последующим трудоустройством) в ведущих строительных организациях.

Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. К уроку студенты получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы,  материалов интернет-сайтов, а также собственных рассуждений. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует студентов к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор, умению целенаправленно выстраивать личностные и производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства, уроки – соревнования,  базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяют увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии.

Урок соревнование развивает у  студентов чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет студентов работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние  задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде – сопернику и т.д.).

При применении на уроках технологии взаимообучения группе студентов дается  опережающее задание по теме урока,  затем они выступают  на уроке в роли преподавателя или мастера производственного обучения. Такая работа всегда вызывает интерес у студентов. Подготовительный период к таким урокам отмечается  высокой степенью  сочетания индивидуальной и совместной творческой работой студентов и мастера.

Метод портфолио — современная образовательная технология, в основе которой используется метод оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио — систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.

Метод проблемного изложения – метод, при котором преподаватель или мастер п\о, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс — такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин, к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя или мастера п\о (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение выпускных квалификационных работ, защита диплома); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, подлежат контролю и оценке со стороны мастера п\о.

Проектная  технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов  - индивидуальную, парную, групповую и на реальный  конечный результат. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности студентов в освоении новых и применении полученных знаний. Студенты самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют  основные задачи, выполняют задание и  представляют  результат своей работы (мини-проекты). Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирует у студентов способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в  разнообразных по составу и профилю группах. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки  в работе после объяснения нового материала, преподаватель или мастер п/о предлагают студентам перечислить возможные ошибки их работы, причины их   возникновения и способы предупреждения. На уроках производственного обучения необходимо использовать документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество  работы, создает у студентов правильное представление о современной технологии.

Личностно – ориентированная технология. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из студентов позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием студенты, могут стать скучающими созерцателями. Такому студенту предлагаем помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных студентов увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: студенты приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Активизации познавательной деятельности на занятиях способствуют: значимость учебного материала для будущей профессии, использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры); поощрение студентов за успехи в учебе и творческой профессиональной деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы). Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь самостоятельной, является личность преподавателя. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Использование компьютерной техники и информационных технологии значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности.

Наиболее удобным является использование на уроках мультимедийных технологий, в форме презентаций. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих студентов к творческой деятельности, можно предложить создание одним студентом или группой студентов презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из обучающихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности студентов, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные студенты включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируются общие и профессиональные ключевые компетенции. Использование интерактивных форм и методов в процессе психолого-педагогической подготовки в центре способствуют, во-первых, формированию профессионально значимых личностных качеств и ключевых компетенций будущих специалистов, во-вторых, происходит развитие творческих и коммуникативных способностей личности, в-третьих, у студентов формируются самоорганизационные процессы (самоактуализация, самореализация, самооценка, самоутверждение).

Таким образом, внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в образовательном учреждении.