Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации педагогических работников»
ОО «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области»
«Использование и разработка интерактивных плакатов в преподавании физики, астрономии и информатики».
Опыт работы Машановой Татьяны Ивановны, преподавателя физики, информатики и астрономии областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Многопрофильный лицей» |
Биробиджан, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Слово о преподавателе | с. 4 |
2. | Введение | с. 6 |
3. | Формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках физики, информатики и астрономии посредством создания интерактивного плаката | с. 8 |
4. | Практические рекомендации по использованию технических возможностей программы MS PowerPoint для создания интерактивного плаката | с. 17 |
5. | Приемы и способы создания интерактивных элементов в электронном образовательном ресурсе | с. 24 |
6. | Использование интерактивного ресурса LERANING APPS на занятиях физики, информатики и астрономии. | с. 28 |
7. | Заключение | с. 32 |
8. | Методическая разработка урока по физике тема «Действия электрического тока» (Приложение 1) | с. 33 |
9. | Методическая разработка урока по физике тема урока: «Свойства паров. Фазовые переходы». (Приложение 2) | с. 36 |
10. | Методическая разработка урока по астрономии тема: «Вселенная. Солнечная система. Планеты-гиганты» (Приложение 3) | с. 44 |
11. | Элементы интерактивного плаката по теме «Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии» в форме игры «Морской бой» (Приложение 4) | с. 48 |
12. | Список литературы | с. 50 |
АНАТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы использования и создания интерактивных плакатов по физике, информатике и астрономии в образовательном процессе как наглядного пособия с целью повышения мотивации обучающихся по предметам. Автор представляет разработанные интерактивные плакаты как альтернативу полиграфическим учебным плакатам и способы их разработки.
Ключевые слова: учебный плакат, интерактивный плакат, мотивация, физика, информатика и астрономия, электронный образовательный ресурс, ЭОР, ИКТ.
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь»
Древняя китайская пословица
СЛОВО О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ
Машанова Татьяна Ивановна имеет высшее образование, в 1987 году окончила Благовещенский ордена "Знак Почета" государственный педагогический институт имени М.И. Калинина по специальности учитель физики и математики. Стаж педагогической работы – 37 лет, квалификационная категория – первая.
Татьяна Ивановна, обладает широким жизненным и профессиональным кругозором, высоким уровнем самообразования и саморазвития.
Грамотный педагог, Татьяна Ивановна является одним из ведущих преподавателей таких дисциплин как «Информатика и ИКТ», «Физика», «Астрономия». Богатый педагогический опыт позволяет ей на высоком профессиональном уровне проводить занятия, которые отличаются высокой организацией учебной деятельности студентов. Создаваемая на занятии атмосфера доброжелательности, педагогической требовательности и взаимопомощи способствует формированию позитивной мотивации студентов к прочному освоению учебного материала. Целенаправленная систематическая деятельность преподавателя Татьяны Ивановны по совершенствованию педагогического мастерства позволяет студентам достигать высоких результатов в освоении общеобразовательных дисциплин «физика», «информатика и ИКТ», «астрономия». Показатели успеваемости составляют 100%, качество знаний в пределах 80-90%, средний балл успеваемости обучающихся 4.
Татьяна Ивановна, самостоятельно разрабатывает электронные учебно-методические пособия к преподаваемым дисциплинам, которые отмечены высоким уровнем исполнения со стороны рецензентов областного и Всероссийского уровней.
Татьяна Ивановна использует в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, систематически проводит дополнительные занятия и консультации, ведет целенаправленную работу по привлечению своих воспитанников к участию в предметных конкурсах, олимпиадах и проектах на уровне лицея, области, всероссийском и международном.
Татьяна Ивановна делится опытом практических результатов своей профессиональной деятельности, участвуя в международных научно-практических конференциях,
В общении с обучающимися и педагогическим коллективом Татьяна Ивановна соблюдает профессиональную этику общения, никогда не отказывает в помощи коллегам, со всеми вежлива и тактична. Свои отношения в коллективе строит на доверии и уважении.
Своё профессиональное мастерство Татьяна Ивановна совершенствует через повышение уровня квалификации на курсах повышения квалификации; проведение открытых уроков и посещение открытых мероприятий коллег; вступлениях по темам самообразования и обобщению опыта работы на методических комиссиях, методических выставках.
ВВЕДЕНИЕ
Учебная мотивация - один из ведущих факторов, влияющих на эффективность урока. Уже в древние времена мотивации придавалось огромное значение - ученые пытались выяснить, что способствует мотивации, каковы её условия формирования и механизмы действия. Проблема мотивации во все времена была актуальна.
Одной из главных задач современного обучения заключается именно в пробуждении личностной мотивации обучающегося, привитии его интереса к обучению, стремлении к самосовершенствованию и самообразованию. Физика – это один из наиболее сложных предметов общего образования. Поэтому при изучении физики существует проблема низкой учебной мотивации среди учащихся. Одним из путей повышения учебной мотивации является использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения. Сегодня использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке никого не удивить. И это объяснимо тем, что «Цель использования компьютеров в педагогической деятельности состоит в оказании педагогического воздействия на обучающегося, связанного с сообщением ему новых знаний, формированием умений, созданием оптимальных условий развития существенных сторон его личности, а так же тестировании, оценки знания и умений обучающегося». И современные педагоги понимая это, стараются на каждом уроке использовать ИКТ. Но возникает другой вопрос: а насколько эффективно использование ИКТ?
В пункте 3 статьи 16 ФЗ-273 «Закона об образовании в Российской Федерации» написано: «При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Т.е. наличие ЭОР в образовательной организации – это необходимое условие при реализации программ с применением электронного обучения, закрепленное законодательно.
На сегодняшний день в сети Интернет представлено множество электронных образовательных ресурсов. Их можно разделить на платные и бесплатные. В частности, бесплатные ЭОР можно найти на портале Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Но не всегда можно найти то, что нужно к уроку. Да и большинство ЭОР не отличаются качеством.
ЭОР может быть представлен в виде наглядного пособия, что соответствует классификации по ГОСТ Р52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов». К такому виду наглядного пособия можно отнести интерактивный плакат (ИП). Интерактивный плакат – это наглядное пособие, представляющее из себя электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию (графику, анимацию, видео, текст, звук) на переднем плане. По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. В ИП информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управления. ИП как никакой другой ЭОР позволяет варьировать уровень погружения в тему. Новизна опыта использования ИП заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении некоторой относительно замкнутой темы школьной программы. Именно такой вид ЭОР однажды меня заинтересовал.
По сути, ИП – это цифровой аналог полиграфического плаката, но с горазда
большими возможностями. Ведь когда-то учебные плакаты использовались учителями почти на каждом уроке изучения нового материала. Можно сказать, что учебный плакат был неотъемлемым атрибутом урока. Плакаты были хорошим наглядным пособием на уроке, помогающим в определенной степени повысить учебную мотивацию. Но полиграфические плакаты, в частности по физике, остались уже в истории. А что же пришло на замену? Есть ли действительно цифровая альтернатива полиграфическим плакатам? Проведя поисковую работу в сети Интернет, я нашел лишь один интернет-ресурс - «Элементы», на котором были представлены интерактивные плакаты по физике, созданные при поддержке Фонда некоммерческих программ «Династия» для школ России. Данные ИП действительно интересны и наглядны, и, на мой взгляд, достойны внимания. Но, к сожалению, там представлено лишь 6 плакатов. Конечно, надо понимать, что разработка и создание ЭОР – это достаточно кропотливая и трудоемкая работа, занимающая определенное время.
Проблема отсутствия ИП по физике натолкнула меня на разработку собственных интерактивных плакатов. Разработкой ЭОР я занимаюсь достаточно давно, поэтому создание собственных ИП для меня было не проблемой. Проблема, как и для большинства педагогов, заключалась лишь в нехватке времени. Для разработки ИП была выбрана среда Macromedia Flash. Первые плакаты были созданы в 2009 году. Созданные плакаты в свободном доступе можно посмотреть на моем персональном сайте «Интерактивная физика» в разделе «Плакаты». В настоящий момент разработано 12 интерактивных плакатов по механике.
Формирование учебно-познавательных компетенций, обучающихся на уроках физики, информатики и астрономии посредством создания интерактивного плаката
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у обучающихся метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения учебно–познавательными компетенциями,
«составляющими основу умения учиться».
Исходя из личного опыта работы, был сделан вывод о необходимости создания специальных условий для формирования учебно-познавательных компетенций школьников, используя современные интерактивные средства обучения – интерактивные плакаты.
Важной задачей в использовании информационных технологий является оптимизация учебного процесса, повышение его эффективности и качества. Современный урок невозможно представить без использования таких технологий обучения, среди которых особенно востребованными являются интерактивные технологии.
Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter»
- взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия учащихся. Обучающийся и учитель являются равноправными субъектами обучения. Одним из средств реализации перечисленных технологий является интерактивный плакат. По сравнению с мультимедийной презентацией, имеющей линейную структуру, интерактивные электронные плакаты являются многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебной деятельности.
В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь следующих очень важных результатов:
-
за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний и формирования способов действий;
-
за счет использования различных мультимедиа добиться максимальной наглядности информации;
-
за счет структурирования материала урока и нелинейной подачи, появляется возможность варьирования глубины погружения в тему урока.
Новизна опыта заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении предмета «Физика», «Астрономия» и «Информатика», внедрении интерактивного плаката в классно-урочную систему. Использование интерактивного плаката позволяет обогатить формы, способы и приемы обучения; повышает мотивацию к процессу учения у обучающихся; позволяет осознать обучающимся, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания.
Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение уровня сформированности учебно-познавательных компетенций, обучающихся при изучении физики, астрономии и информатики средствами интерактивного плаката.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
-
анализ психолого-педагогических концепций обучения и обоснование выбранных организационных форм, методов и приемов обучения на основе использования интерактивного плаката;
-
анализ и выбор техник и технологических приемов для создания интерактивного плаката;
-
создание и систематизация авторских электронных образовательных ресурсов, интерактивных плакатов.
В настоящее время нет недостатка в готовых цифровых образовательных ресурсах, тем не менее, они не всегда отвечают поставленным целям и задачам конкретного урока. Материал таких ресурсов может быть представлен с избытком, или, наоборот, дан частично и недостаточно раскрывает тему урока. Поэтому иногда приходится или применять несколько таких ресурсов, или работать с ним выборочно.
Решение данной проблемы можно найти через создание собственного ресурса - интерактивного плаката, который можно реализовать в различных компьютерных средах. Наиболее приемлемой и доступной педагогам для этих целей является программа Power Point.
При создании собственного интерактивного плаката можно применить технологические приемы и техники, позволяющие расширить возможности программных средств, для формирования учебно-познавательных компетенций школьников (Приложение 3).
Интерактивный плакат, выступая средством реализации прикладных методик, действительно может сыграть определяющую роль в изменении доминирующих педагогических технологий, так как содержит в себе не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяет перейти к более эффективным способам учебной деятельности обучающихся и формам ее организации, которые ведут к формированию учебно – познавательных компетенций.
При создании интерактивного плаката следует придерживаться следующих критериев:
-
тема плаката должна соответствовать теме урока;
-
материал изучаемой темы структурирован согласно плана проведения урока, при этом структура должна соответствовать типу урока (изучения нового материала, комбинированному, обобщающему);
-
информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;
-
на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент;
-
эффекты, привлекающие внимание пользователя следует применять строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано;
-
наличие областей, которые появляются и исчезают либо по щелчку на командные кнопки, либо по клику по гиперактивной зоне, для работы с правилами, выводами, для сравнения сформулированного вывода с правильным образцом.
Всё содержание плаката соответствует правилу: дидактическая и информационная законченность. Интерактивный плакат включает следующие элементы (рис.1):
многоуровневый задачник;
-
набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов; конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала).
Рисунок 1. Основные слайды интерактивного плаката
При формировании содержательного наполнения интерактивного плаката целесообразно использовать формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. Такая постановка задания позволяет организовать работу по формированию у обучающихся таких учебно-познавательных компетенций, как извлекать нужную информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; использовать знаково-символичных средства для решения различных учебных задач; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Одним из составляющих компонентов учебно-познавательной компетенции, обучающихся является умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель. С этой целью необходимо использовать различные приемы целеполагания, направленные на самостоятельную формулировку темы и целей урока учениками: тема- вопрос; ситуация яркого пятна; исключение; домысливание; проблемная ситуация; группировка; подводящий диалог; собери слово; проблема предыдущего урока.
Например, на уроке информатики «Информационные процессы. Обработка информации») обучающимся предлагается разгадать ключевые слова с помощью ребусов, решив которые ребята имеют возможность самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цели предстоящей учебной деятельности (рис.2).
Приемы целеполагания формируют потребность действия у обучающегося. Обучающийся реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни, при этом действия ведут к формированию ценностно-смысловых компетенций (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков).
Рисунок 2. Слайды для подведения к формулированию темы и целей урока
С целью развития учебно-познавательных компетенции в интерактивный плакат можно включать широкий спектр контрольного материала, использовать интерактивный плакат при организации различных форм работы, обучающихся на уроке: фронтальной, самостоятельной, групповой, индивидуальной.
Так, включение в структуру созданного интерактивного плаката различных тренажёров позволяет использовать его как при фронтальном обсуждении изучаемого материала, так и при самостоятельной, индивидуальной работе учеников.
Например, при изучении темы «Действие электрического тока» (Приложение 1), обучающимся предлагается выполнить проверочную самостоятельную работу в форме теста (рис.3).
Рисунок 3. Организация самостоятельной работы
На этапе контроля и самоконтроля знаний и способов действий интерактивное тестирование поможет осуществить проверку знаний всех обучающихся одновременно. Например, на этапе первичной проверки понимания изученного материала по астрономии при изучении темы «Планеты - гиганты» (Приложение 2) обучающимся предлагается выполнить тестовое задание (рис. 4).
Рисунок 4. Организация самостоятельной работы с фронтальной проверкой
Правильный ответ, появляется по щелчку на соответствующую кнопку.
Такая форма теста подходит для организации фронтальной работы группы.
При этом результаты обрабатываются очень быстро, и в режиме реального времени обеспечивается связь с каждым обучающимся, реализуя при этом принцип индивидуального подхода в обучении.
Формирование навыков самоконтроля у обучающихся целесообразно также отрабатывать через самопроверку по эталону на экране, разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным появлением ответа, выведение ассоциативных подсказок.
Например, по теме «Термины механики» предлагается задание: продолжить предложение. Необходимо написать нужные термины. Рис. 5
Рисунок 5. Необходимо написать нужные термины.
Такая организация рассматриваемого этапа урока способствует формированию умений принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.
Использование элементов интерактивного плаката позволяет не только заложить прочные знания, но и предлагает обучающемуся применить новую информацию на практике (составить таблицу, перечень, решить задачу).
Для формирования учебно-познавательных компетенций (анализа, синтез) применяются такие приемы, как восстановление порядка следствия, хронологии, сортировка, группировка, удаление лишнего, которые очень эффективно можно организовать при помощи интерактивных действий на слайдах плаката (рис. 6).
Рисунок 6. Группировка объектов по признаку
Например, при изучении темы «Информационное моделирование как метод познания» обучающимся предлагается задание «Лишняя модель» (рис. 7).
Рисунок 7. Задача определения лишнего
Обучающиеся выбирают тот объект, который считают лишним; щелчок по объекту даёт возможность проверить правильность выбора (в случае верного ответа объект исчезает).
Самооценка своей учебной деятельности является учебно- познавательной компетенцией, которая формируется практически на всех этапах работы с интерактивным плакатом. В конце урока учителю необходимо запланировать 2-3 минуты на подведение итогов, чтобы соотнести поставленные цели с полученными, достигнутыми результатами (рис. 8).
Рисунок 8. Подведение итогов урока
Интерактивный плакат можно рассмотреть, как средство организации и проверки групповой, парной работы. Такой вид деятельности строится на основе заданий по заполнению схем, таблиц, проблемных вопросов, найти пару, содержащихся на слайдах интерактивного плаката (рис.9). Такие способы организации учебной деятельности способствуют формированию умений принимать решения, владеть различными социальными ролями.
Рисунок 9. Организация работы по заполнению найти пару
Широкий спектр возможностей интерактивного плаката позволяет проводить уроки в нетрадиционной форме: викторина, своя игра, брейн - ринг, морской бой. Например, при завершении раздела «Коммуникационные технологии» интерактивный плакат по теме «Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии» представлен форме игры «Морской бой». (Приложение 3). Правила игры «Морской бой» предполагают выбор варианта клетки поля: «корабли», «бомбочки» между собой не соприкасаются, поэтому вокруг этих объектов должны быть свободные клетки. В случае выбора «бомбоки» или пустой клетки, происходит переход хода к команде соперника. Таким образом, обучающиеся проводят анализ игрового поля с целью просчитывания правильности выбора следующего хода. Умение проводить анализ и синтез объектов - значимые составляющие учебно-познавательной компетенции. Такой способ организации деятельности обучающихся способствуют не только формированию навыков решения задач по теме и систематизации теоретического материала, но формированию компонентов учебно-познавательной компетенции, а именно умений принимать решения, организовывать планирование деятельности, распределять групповые роли, осуществлять контроль деятельности, проводить анализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
Включение в интерактивный плакат видео- и аудиоматериалы может стать отправной точкой для создания на уроке проблемной ситуации, организации дискуссии, учебного проекта (например, прослушать или просмотреть фрагмент, выразить свое мнение, аргументируя его). В этом случае ученик не только получает знания, но и приобретает опыт работы с информационными технологиями, умение анализировать необходимую информацию, учиться владеть приемами учебно-познавательных проблем (данные действий относятся к информационным и учебно-познавательным компетенциям).
Интерактивный плакат как результат проектной деятельности учащихся несет в себе новый способ формирования учебно-познавательной, информационной компетенций. На уроке информатики по теме «Информационные модели как метод познания» в качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить мини-проект «Модели в повседневной жизни».
Применение проектного метода позволяет организовать работу, направленную на формирование таких компетенций, как формулировка собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету изучения, осуществление действия на основе выбранных целевых установок, организация планирования, анализ своей учебно-познавательной деятельности, владение навыками работы с различными информационными источниками, отбор необходимой для решения задач информации, использование компьютерных средств и технологий.
Таким образом, при использовании интерактивного плаката на уроках, на основе положительного отношение к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, формируются учебно-познавательная компетенция обучающихся.
Практические рекомендации по использованию технических возможностей программы MS PowerPoint для создания интерактивного плаката
Возможности визуализации информации в программе MS PowerPoint довольно разнообразны, но все они используются учителем, главным образом, для того, чтобы акцентировать внимание учеников к текущей задаче урока, представив ее в творческой наглядной форме.
Важные этапы в разработке интерактивного плаката:
-
выделить основные слайды (кроме основных слайдов в плакате могут присутствовать скрытые слайды);
-
объединить слайды общей навигационной системой, состоящей из управляющих кнопок и гиперссылок;
-
внутри одного слайда связь между объектами рекомендуется осуществить с помощью триггеров;
-
запретить смену слайдов по щелчку (в меню Анимация снять флажки в настройках Смена слайдов по щелчку и Автоматически после, т.к. по умолчанию в этом параметре стоит флажок).
В зависимости от назначения интерактивного плаката варьируется количество основных слайдов, отличающихся цветовым фоном. Они определяются путем разбиения учебного материала на модули, минимальные по объему и замкнутые по содержанию. Например, для комбинированного урока целесообразно создавать интерактивный плакат с тремя основными слайдами (повторение, изучение, закрепление). Если же плакат используется для проведения интерактивной игры, достаточно одного слайда-заставки.
При создании ИП важно иметь представление о таких объектах как гиперссылка и триггер, на которых базируется навигация электронного ресурса.
Гиперссылка представляет собой часть документа, которая позволяет осуществить быстрый переход к другому элементу (к другой части данного документа; к файлу, расположенному на локальном компьютере или в сети Интернет). Причем гиперссылкой может служить текст, изображение, управляющая кнопка.
Пошаговая инструкция по созданию гиперссылки
Элемент документа с помощью гиперссылки можно связать с:
-
файлом, веб-страницей,
-
местом в документе,
-
новым документом,
-
электронной почтой.
Чтобы создать гиперссылку нужно выделить элемент, например, текст. В меню Вставка выбрать значок Гиперссылка (рис.1) или нажать правую кнопку мыши на выделенном тексте, в меню выбрать пункт Гиперссылка.
Рисунок 1. Вставка гиперссылки
Обычно, в интерактивном плакате гиперссылка предназначается для перехода на другой слайд, поэтому в открывшемся окне выбрать привязку С местом в документе, а затем выбрать номер слайда (рис. 2)).
Рисунок 2. Пример создания гиперссылки на другой слайд Переход по слайдам можно организовать при помощи управляющих кнопок. В меню Вставка выбрать Фигуры затем указать подходящую по задаче Управляющую кнопку (назад, далее, домой, возврат и т.д.).
Например, выбор кнопки Далее и размещение ее на слайде, приводит к открытию окна настройки действия. На данном этапе указывается действие гиперссылки: следующий слайд, предыдущий слайд, первый слайд, последний слайд и т.д.
Триггер в PowerPoint – объект на слайде, щелчок по которому запускает анимацию другого объекта или совокупности объектов в нужной последовательности, т.е. анимация объектов выполняется по заданному сценарию.
Чаще всего триггеры применяются для создания тестов, викторин, игр в интерактивном режиме.
Работу триггера можно показать на примере задания по классификации объектов (рис. 3).
Рисунок 3. Пример задания на классификацию объектов
Объекты необходимо разделить на группы по их основному признаку.
При этом правильный ответ появится на слайде после щелчка на значок . Данный элемент является триггером для анимации объектов, расположенных на слайде (геометрических фигур, рисунков транспорта и животных). При этом результат работы триггера: разделение объектов на группы, с указанием основного признака (рисунок 4).
Рисунок 4. Результат работы триггера
Пошаговая инструкция по созданию триггера
Внимание! Убираем флажки с режимов «по щелчку» и
«автоматически». Это касается всех слайдов разработки.
Замысел: на слайде, при щелчке по фигуре Овал появятся одновременно три прямоугольника. При этом овал будет являться триггером для анимации указанных фигур.
-
Добавить фигуры на слайд, сделать текстовые надписи.
-
Для прямоугольников задать анимацию (в меню Анимация выбрать Настройка анимации, в правой части экрана выбрать тип анимации, нажав на кнопку Добавить эффект, при этом появится список эффектов).
Выделяют следующие виды эффектов (рис. 5):
-
Вход (эффект появления объекта на слайде, например, возникновение, вылет, ромб);
-
Выделение (визуальные изменения объекта, например, изменение цвета, размера, мерцание, мигание);
-
Выход (эффект удаления объекта со слайда, например, вылет за край листа, растворение);
-
Пути перемещения (эффект перемещения объекта на экране по заданной траектории).
-
Выбрать эффект анимации Вход – Вылет, задать следующие
свойства: Направление: сверху, Скорость: очень быстро.
-
В области Настройка анимации выделить эффект анимации, который был задан для первого прямоугольника, раскрыть список (справа от эффекта) – нажать элемент меню Время.
В появившемся окне нажать на кнопку Переключатели – Начать выполнение эффекта при щелчке. Из раскрывающегося списка выбрать триггер Овал.
Таким образом, выбранный на первом этапе эффект анимации Вход (появление на слайде) для первого прямоугольника будет запускаться при щелчке по объекту Овал.
-
Выполнить настройку анимации двух оставшихся прямоугольников так, чтобы 3 прямоугольных фигуры появлялись на слайде одновременно, после щелчка на фигуру Овал.
Для этого в разделе настроек эффекты анимации для двух других прямоугольников установить в положении ниже триггера путем перетаскивания (удерживая левой кнопкой мыши).
Рисунок
Настроить эффект появление второго прямоугольника. Для этого выполнить щелчок по раскрывающемуся списку (рис.) и выбрать Запуск вместе с предыдущим.
Аналогично настроить свойства анимации для следующей фигуры.
-
Запустить демонстрацию презентации и проверить работу триггера.
Приемы и способы создания интерактивных элементов в электронном образовательном ресурсе
Приём «Интерактивная картинка»
Сценарий: при щелчке по разъему, расположенному на изображении системного блока, появляется дополнительная информация об объекте.
Способ реализации:
Для создания интерактивных иллюстраций на необходимой части изображения размещается фигура (меню Вставка - Фигура), например, прямоугольник (рис.)
Если нужный объект на рисунке имеет неровные контуры, следует использовать инструмент Кривая (меню Фигура - Кривая). Причем область, созданная с помощью данного инструмента, обязательно должна быть замкнутой.
С размещенной на рисунке фигуры создается гиперссылка на слайд, содержащий развернутую информацию о необходимом элементе рисунка.
Для фигуры, являющейся гиперссылкой, настраиваем формат полученного рисунка на 100%-ную прозрачность.
-
Щелкаем правой кнопкой мыши по выделенной фигуре.
-
Выбираем Формат фигуры - Заливка - Прозрачность - 100%.
-
Выбираем Цвет линии - Прозрачность - 100%.
Размещаем «кнопки возврата» и на исходный слайд.
Такие гиперссылки называются невидимыми или горячими зонами. Этот прием хорошо использовать для создания интерактивных географических карт, схем, рисунков.
Прием «Интерактивная лента»
Прием «Интерактивная лента» целесообразно использовать при налиичии однотипных информационных блоков, объединенных общей тематической направленностью. Например, «временная лента» весомых изобретений в направлении информационных технологий или лента великих деятелей в определенной предметной области.
Сценарий: при щелчке по пятиугольнику (триггеру), имитирующему стрелку, начинает непрерывное движение портретной галереи. Портреты располагаются в соответствии с временной последовательностью деятельности великих людей.
При нажатии на определенный портрет, открывается слайд с биографическими данными.
При необходимости можно пролистать ленту, обратившись тем самым к следующему портретному блоку.
Способ реализации:
-
На первом слайде располагаем портреты. Группируем элементы в блоки-ленты. Выделяем первый ряд объектов, щелкаем по ним правой кнопкой мыши и в появившемся меню выбираем «Группировать». Аналогично объединить в блок второй ряд портретов. В данном случае на слайде расположены два блока по три портрета.
Теперь по эффектам анимации будет перемещаться не каждая картинка в отдельности, а целый блок.
-
Каждому блоку задать по два эффекта анимации:
-
на входе – Вылет (параметры эффектов: направление – Слева, скорость – очень медленно);
-
на выходе – Вылет за край листа (параметры эффектов: направление
– Вправо, скорость – очень медленно).
3. Распределяем поочередное появление блоков. Так как первый блок уже располагается на слайде, то Вход первого блока переносим в конец ленты, а первой анимацией будет Выход первого блока. Затем следует Вход второго блока, Выход второго блока и Вход первого блока.
-
Накладываем блоки друг на друга. Высоту всех блоков необходимо сделать одного размера.
-
Создаем триггер, роль которого выполняет Пятиугольник Выполнить щелчок на значек списка Группы 1 (выход). Выбрать элемент Время – Начать выполнение эффекта при щелчке – Пятиугольник. Начало всех анимаций на Входе - С предыдущим, на Выходе – По щелчку.
Таким образом, при использовании приема «интерактивная лента» осуществляется нелинейное представление большого объема информации.
Использование приложения LearmingApps.org для создания интерактивных заданий на уроках физики, информатики и астрономии.
Я бы хотела рассказать об использования интерактивного ресурса Learning Apps на уроках английского языка.
Ресурс LearningApps.org является конструктором интерактивных заданий, он позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля.
Сервис бесплатный как для создания, так и для использования готовых упражнений. Он представлен на 6 языках: английском, немецком, итальянском, французском, испанском и русском.
Созданные в данном сервисе работы можно опубликовать на своих сайтах (блогах), отправлять ссылки коллегам и ученикам, делиться в социальных сетях и сохранять в коллекциях сайта.
Сами создатели сервиса - Центр Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц –характеризуют этот сервис так: LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии, они имеют свою ценность, то есть Интерактивность.
Также сервис помогает организовать работу коллектива учащихся, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов.
Имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. На сайте представлено более 30 различных интерактивных видов упражнений, 5 из них в форме игры для 2 – 4 участников. Все предлагаемые виды упражнений разбиты на несколько категорий: выбор, распределение, последовательность, заполнение, онлайн игры.
Работать с LearningApps можно двумя способами:
-
Самостоятельно сделать приложение, выбрав один из 20 вариантов игровых механик. После этого будет предложено ознакомиться с примерами подобных упражнений, чтобы понять логику задания. Дальше остается только заполнить необходимые поля и загрузить нужные изображения. Все формы снабжены подсказками, так что долго разбираться с ними не придется.
-
Использовать готовые работы других авторов в качестве шаблонов, изменив в них данные на Ваши. Иногда изменить готовое проще, чем создавать новое. Проблема лишь в том, что в галерее приложения сгруппированы не по типам, а по темам. Поэтому найти удачный пример упражнения «Найди пару» может занять некоторое время.
Преимущества использования Сервера LearningАpps:
1. Обратная связь обучающийся – преподаватель - обучающийся.
2. Индивидуализация обучения. Интерактивность.
3. Интенсификация самостоятельной работы обучающихся.
4. Рост объема выполненных заданий на уроке и дома.
5. Расширение информационных потоков при использовании Сервера LearningApps.org..
6. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игровых упражнений ("Таблица соответствий", "Кроссворд", " Найди пару", "Собрать пазлы” "Видео"). Эти занятия вызывают у обучающихся эмоциональный подъем.
7. Интегрирование обычного урока с компьютером и планшетом.
8. Работа с Сервером LearningApps.org. помогает преподавателю лучше оценить способности и знания обучающихся
9. Применение на занятии Сервера LearningApps.org.- упражнений с выбором ответа позволит преподавателю за короткое время получать объективный результат уровня усвоения материала и своевременно его скорректировать.
10. Обучающиеся быстро запоминают новые лексические единицы, создавая свои упражнения: "Таблица соответствий", " Кроссворд", " Найди пару", "Видео” LearningApps.org”
В процессе работы я пришла к выводу, что использование Сервера LearningApps.org. при обучении физики, информатики и астрономии помогает:
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
- выполнить упражнения максимально быстро;
- добиться хороших знаний лексических единиц, грамматики;
- при обучение письму: этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание определений и освоение клавиатуры.
- привлекать пассивных обучающихся к активной деятельности на уроке;
- повышает мотивацию обучающихся к практическому овладению письменной речи
- формировать информационную культуру у обучающихся;
- активизировать познавательный интерес обучающихся;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
- тренироваться в упражнениях и создать свои упражнения на Сервере LearningApps.org.
Заключение
Конечно, невозможно использовать интерактивные плакаты на каждом уроке, т. к. учебно-тематическое планирование моего предмета включает в себя и решение задач, и выполнение компьютерных практикумов. Но те уроки, на которых возможно использовать интерактивный плакат или интерактивное упражнение проходят интереснее и плодотворнее. Это мнение высказали и сами ученики. На своем опыте применения таких плакатов, пусть пока он ещё не очень большой, я убедилась, что и геометрия может быть интересна и понятна для учеников.
Ведь не секрет, что в математическом цикле именно этот раздел вызывает наибольшее затруднение, а правильно подобранные интерактивные объекты и упражнения позволяют вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность.
Из рассмотренных мною сервисов, нравится и чаще всего использую в своей работе программы MS PowerPoint и Learningapps.org
Как показала практика, то использовать такой плакат можно и на уроках в качестве наглядного пособия, и для самостоятельного изучения темы, и для восполнения пробелов в знаниях школьников в результате пропусков учебных занятий.
Приложение 1
Методическая разработка урока по физике
тема урока: «Действия электрического тока»
Тема урока: «Действия электрического тока»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: создание условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Действия электрического тока и их практическое использование»; формирование у субъектов образовательного процесса следующих компетенций: информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих.
Задачи урока -
образовательные: предметные
развивающие: метапредметные
-
развитие логического мышления, памяти через выполнение заданий при работе с учебными понятиями, законами и определениями
-
развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ
-
развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нём
-
развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп
воспитательные: личностные
-
развитие коммуникативных умений, обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке
-
развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде
Методическое пособие предназначено для самостоятельного изучения теоретических и практических заданий по теме «Действие электрического тока»
Цель пособия – изучить понятие электрический ток, виды действия электрического тока, использование и знание формул при решении задач по теме «Действие электрического тока»
Данное пособие рекомендовано для студентов первого курса всех специальностей.
Пособие содержит определения основных понятий, формулы, свойства, применение, тест для самоконтроля.
Пособие направлено на формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, формирование и развитие творческого потенциала, повышение интереса к дисциплине.
Для каждого вопроса предлагается решение данной задачи с пояснением.
И переход на следующий вопрос.
Список использованной литературы:
1. Учебник: Физика / 11 класс. Автор: Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Чаругин В.М, Парфентьева Н.А. : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2019.
2. Уроки физики с использованием информационных технологий, 7-11 классы, Москва, издательство «Глобус»
3. Тихомирова С. А. Дидактический материал по физике. Физика в художественной литературе: 7-11 кл. – М.: Просвещение, 1996.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Уроки физики с использованием информационных технологий, 7-11 классы, Москва, издательство «Глобус»
-
https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2022/10/17/interaktivnyy-plakat
Приложение 2
Методическая разработка урока по физике
тема урока: «Свойства паров. Фазовые переходы».
Цель урока: сформировать у учащихся научное, на основе молекулярно-кинетической теории, представление о влажности воздуха.
Задачи урока:
-
образовательные: дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара, кипения, влажности воздуха, точки росы; опытным путем определить зависимость давления насыщенного пара от температуры; формировать навыки техники экспериментального определения влажности воздуха с помощью психрометра; ознакомить учащихся с принципом действия приборов для определения влажности воздуха;
-
развивающие: развивать творческие способности, логическое мышление, внимание, память;
-
воспитательные: воспитание самостоятельности, умения сотрудничать при работе в группах.
Тип урока: урок моделирования учений и навыков.
Оборудование урока: таблицы, психрометр, гигрометры, компьютер, листы А4, фломастеры, видеоматериал.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Учитель. Ребята, природа, которая нас окружает, очень разнообразна. И сегодня снежинки на уроке окрасились в разные цвета. Выберите себе понравившуюся снежинку.
(Учащиеся выбирают снежинки разных цветов – этот цвет определяет группу, в какой ребенок будет работать).
ІІ. Определение цели и задач урока
Учитель. Снежинки не зря к нам сегодня прилетели. Они предлагают каждой группе ассоциации к таким словам: группа синих снежинок – слово вода, группа сиреневых снежинок – слово воздух, группа фиолетовых снежинок – слово дождь, группа зеленых снежинок – слово снег, группа коричневых снежинок – слово чайник. (Учащиеся составляют ассоциативные кусты и записывают их на листах бумаги. После этого обсуждаются возникшие ассоциации и определяются цель, задачи урока.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
Учитель. Ребята, мы уже определились чем будем заниматься на уроке. А может нам нет необходимости изучать новую тему? Давайте попробуем ответить на вопросы. Вы можете обсудить ответы в группах и записать их на листах бумаги. (Вопросы зачитываются учителем. Учащиеся отвечают на листах).
Вопросы:
– Почему в нашем городе так тяжело переносятся холод и жара?
– Почему в нашем городе так трудно переносится жара даже 25oС, хотя в других местах и большая температура переносится легче?
– Почему зимой на окнах появляются узоры?
– Почему если на горячий чай дуть, то он остывает быстрее?
– Почему больные люди так внимательно относятся к прогнозу погоды, когда передают влажность воздуха?
Учитель. Вы видите, что не смогли сразу дать ответы. Мы сейчас все ответы проверять не будем, проверим их в конце урока.
ІV. Изучение нового материала
-
Определение насыщенного и ненасыщенного пара. Учитель проводит мультимедийные демонстрации: особенности насыщенных паров, переход ненасыщенного пара в состояние насыщения при уменьшении объёма. На основании этого делаются выводы (слайды 4). (Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают выводы в тетради).
Выводы учащихся и записи в тетрадях:
-
Пар, находящийся в термодинамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным.
-
Давление пара, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром, называется давлением насыщенного пара.
-
Давление насыщенного пара зависит только от его химического состава и температуры и не зависит от величины объёма, который он занимает.
-
При увеличении температуры, увеличивается не только скорость молекул, но и их концентрация.
2. Изотермы реальных газов. Учитель рассматривает отдельные предельные случаи и вместе с учениками делаются выводы.
Выводы учащихся и записи в тетрадях:
-
Если температура газа выше критической, тогда газ не перейдет в жидкое состояние ни при каком давлении;
-
Если температура газа равна критической, тога газ перейдет в жидкое состояние и без перехода в состояние насыщения;
-
Если температура газа меньше критической, тогда изотермическое сжатие приведет газ в начале в состояние насыщения, а затем в жидкое состояние.
-
Кипение. Демонстрации: процесс кипения, кипение при пониженном давлении (слайд 6).
Выводы учащихся и записи в тетрадях:
-
Кипение начинается при температуре, при которой давление насыщенного пара в пузырьках сравнивается с давлением в жидкости;
-
Чем больше внешнее давление, тем выше температура кипения;
-
Температуру кипения можно понизить, если уменьшать внешнее давление.
4. Влажность воздуха, точка росы (слайды 5).
Учитель. В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара. Если водяного пара много, мы говорим, что воздух влажный, если мало – сухой. Но как определить это «много» или «мало»? Давайте решим две задачи и сравним полученные результаты.
Условия задач. Какое наибольшее количество водяного пара может содержаться в 1 м3 воздуха при температуре 20oС? 5oС? При сравнении результатов выводятся понятия абсолютной и относительной влажностей, точки росы.
Выводы учащихся и записи в тетрадях:
-
Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара;
-
Содержание водяного пара в 1 м3 воздуха называется абсолютной влажностью;
-
Относительной влажностью воздуха называется отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе, к давлению насыщенного водяного пара при той же температуре;
-
Температура, при которой водяной пар становится насыщенным, называется точкой росы.
5. Приборы для определения относительной влажности воздуха (слайд 5 )
V. Отработка практических навыков и умений
1. Каждая группа учеников за 5 минут составляет обобщенную характеристику различным природным явлениям: туман, тучи, роса, иней, паргелий. Ответы учащихся сравниваются с ответами на слайдах. (Задание подготовить характеристику различных явлений природы было домашним).
2. Пройти тест по ссылке: https://onlinetestpad.com/ni262p7mhjalq
3. Решение задач.
Первую задачу учитель решает на доске, вторую – учащиеся решают самостоятельно в тетрадях и т.д.
Задача 1. Найдите относительную влажность водуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа.
Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса.
Задача 3. В 10 л воздуха при температуре 30oС содержится 0,2 г водяного пара. Какое количество пара сконденсируется, если при постоянной температуре уменьшить объём воздуха вдвое?
Задача 4. Найдите массу 1 м3 влажного воздуха при температуре 36oС и давлении 1013 гПа, если относительная влажность его 80%, а давление насыщенного пара при этой температуре 5,945 кПа.
VІ. Закрепление изученного материала
Учитель. Я предлагаю вам вернуться в начало нашего урока и еще раз ответить на задачи-вопросы. Давайте сравним ответы и определим, что мы узнали сегодня, какие выводы можно сделать.
(Каждая группа отвечает на один вопрос, ответ обсуждается и делаются выводы).
VІІ. Рефлексия
Учитель. Мы подошли к концу урока. Возьмите каждый свою снежинку и запишите на обратной стороне три слова, которые вам запомнились за урок больше всего.
VІІІ. Домашние задание
-
Повторить материал по интерактивному уроку по ссылке https://onlinetestpad.com/jis65rtvrtd26
-
Составить три качественные задачи на тему «Влажность воздуха».
-
Практическое задание: определить влажность воздуха в квартире с помощью термометра.
Приложение 3
Методическая разработка урока
по предмету астрономия
Тема: Вселенная. Солнечная система. Планеты-гиганты
Цели урока:
1. Повторить и закрепить материал, пройденный на предыдущем уроке.
2. Сформировать знания о Солнечной системе и планетах-гигантах.
3. Вызвать интерес к изучению темы.
Тип урока: комбинированный (урок + презентация).
Задачи урока:
Образовательная - способствовать формированию у учащихся представлений о планетах Солнечной системы с помощью демонстрации наглядного материала, работы с учебником и обобщающей таблицей; расширить знания о строении Вселенной; создать условия для развития познавательного интереса к теме.
Воспитательная - воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, культуру общения. способствовать формированию у учащихся логического мышления.
Методы обучения:
частично-поисковый – самостоятельная работа в группах, беседа с целью ответа на
ИКТ (на протяжение всего урока используется презентация).
Контроль: оценочно-стимулирующий
Ход урока:
I. Организационный момент, актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Задание по вариантам.
Вариант 1.
1. Выберите из предложенных понятий правильный ответ.
Космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль, - это:
(Солнечная система, Вселенная, звездное небо).
2. Завершите фразу.
Аристотель и Птолемей придерживались точки зрения, что центром Вселенной является _______________
3. Назовите планеты земной группы, у которых нет спутников ________________
4. Завершите фразу.
На Меркурии невозможна жизнь, потому что____________________________
5. Дайте характеристику одной из планет земной группы по плану:
- удаленность от Солнца по сравнению с другими планетами,
- размеры относительно Земли,
- с чем связано название планеты,
- атмосфера,
- поверхность,
- спутники.
Вариант 2.
1. Выберите из предложенных понятий правильный ответ.
Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют:
(Солнечную систему, Вселенную, звездное небо.
2. Завершите фразу.
Центром мира, по убеждению Н. Коперника, является______________________
3. Назовите планеты земной группы, у которых нет спутников_________________
4. Завершите фразу.
На Венере невозможно жить, потому что________________________________
5. Дайте характеристику одной из планет земной группы по плану (см. вариант 1).
II. Изучение нового материала.
1. Слайд 3. Характерные особенности планет-гигантов.
Очень быстро вращаются вокруг своих осей (Юпитер – за 10 часов). Экваториальные зоны планет вращаются быстрее, чем полярные. Результат быстрого вращения - большое сжатие планет-гигантов (заметное при визуальных наблюдениях). Разность экваториального и полярного радиусов Земли составляет 21 км, а у Юпитера она равна 4400 км. Вследствие низких температур на Юпитере нет смен времен года. На фотографиях, переданных с борта американских АМС "Пионер" и "Вояджер", отчетливо видно, что газ в атмосфере Юпитера участвует в сложном движении, которое сопровождается образованием и распадом вихрей.
2. Слайд 4. Расположение планет-гигантов в Солнечной системе.
Удаленность от Солнца и связанные с этим особенности физических свойств планет-гигантов. Низкие температуры планет.
3. Слайд 5. Сравнительные размеры планет-гигантов.
Самая крупная планета Солнечной системы – Юпитер. Ее сравнение с Землей и планетами земной группы. Размерами планет-гигантов объясняется наличие у них массы спутников. (при нажатии на планету происходит переход на слайд описания этой планеты)
5. Слайды 6-7. Юпитер.
Масса Юпитера в 317 раз больше массы Земли, а также в 2.5 раза больше массы всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых! Если говорить об объеме, то в Юпитер поместятся 1300 таких планет, как Земля. Гравитация на этом «гиганте» в 2.5 раза больше, чем на Земле. Если бы кто-нибудь весом в 100 кг стоял на поверхности Юпитера, то там он весил бы 250 кг.
Юпитерианские полосы – особенность, которой обладает только планета Юпитер. Ни на одном из газовых гигантов таких полос нет! По одной из гипотез, возникновение полос - прямое следствие воздействия на планету Юпитер его спутников. Под их воздействием сформировались вытянутые образования из газообразного вещества, которые своим вращением и образовали полосы. Еще одна странность Юпитера – феномен «горячих теней». Дело в том, что в тени температура обычно ниже, чем на окружающей поверхности. Но не на Юпитере! На этой планете там, где на поверхность падает тень от ее спутников, температура выше, чем на открытых участках
(переход на слайд 5)
6. Слайды 8-9. Сатурн.
Кольца Сатурна - одно из самых удивительных и интересных образований в Солнечной системе! Плоская система колец опоясывает планету вокруг экватора и нигде не соприкасается с поверхностью. По мнению ученых кольца состоят главным образом из частичек льда, меньшего количества тяжёлых элементов и пыли. Кольца вращаются вокруг Сатурна, причем скорость движения внутренних частей больше, чем наружных. Сатурн обладает атмосферным феноменом под названием «Гигантский гексагон». Такого явления нет ни на одной другой планете! Это устойчивое образование в виде правильного шестиугольника поперечником 25 тыс. км окружает северный полюс планеты. (переход на слайд 5)
7. Слайды 10-11. Уран.
Кольца планеты Уран, вероятно, весьма молоды - на это указывают промежутки между ними, а также различия в их прозрачности. Это говорит о том, что кольца не были сформированы вместе с планетой. Возможно, ранее кольца были одним из спутников Урана, который разрушился либо при столкновении с неким небесным телом, либо под действием приливообразующих сил. Современные теории формирования Солнечной системы имеют некоторые трудности в объяснениях формирования Урана. Эта планета слишком крупна для расстояния, на котором она находятся от Солнца. Возможно, ранее она была ближе к Солнцу, но потом каким-то образом поменяла орбиту. (переход на слайд 5)
8. Слайды 12. Нептун.
Расположенный в 30 раз дальше от Солнца, чем Земля, Нептyн не виден невооруженным глазом, поэтому он долгое время и оставался неизвестным. Нептун – первая планета, открытая по научным предположениям. В движении Урана были замечены странные отклонения, которые не могли быть объяснены ничем, кроме как существованием некоего большого небесного тела, силой своего притяжения сдвигающего планету с предназначенной траектории. Были произведены сложнейшие расчеты и, наконец-то, указано место, где этот объект может находиться. Именно в том месте Нептун и был обнаружен. Цветом Нептун очень похож на океанские волны, только вот что может придавать ему такой оттенок? Метан, который отвечает за основной цвет планеты Нептун, не может быть ответственным за его неповторимый синий спектр. Следовательно, в атмосфере планеты присутствует какое-то неизвестное вещество, которое делает ее такой прекрасной на вид и полностью отличной от газовых родственников Урана, Юпитера и Сатурна. Спутник Нептуна Тритон вращается вокруг планеты в обратном направлении по сравнению с другими лунами на орбите Нептуна. Получается, что Тритон, вероятно, был захвачен Нептуном! Тритон всегда повернут к планете одной стороной, и медленно по спирали приближается к планете. Спустя миллиарды лет, спутник будет разорван на части силами гравитации Нептуна и образует великолепное кольцо вокруг планеты.
III. Закрепление материала.
Слайд 13-31. Тестовое проверочное задание.
Не забыть, что курсор на слайде 13 появляется через 7 секунд после открытия слайда.
Задание на дом: Просмотреть электронное приложение по теме.
По ссылке:
-
https://learningapps.org/view31819590
-
https://learningapps.org/view31819512
По QR-коду:
-
2.
Литература.
1. Учебник. Автор: Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут «Астрономия 11класс базовый уровень». Издательство: М: «Дрофа», 2020 г.
2. Методическое пособие к учебнику "Астрономия. Базовый уровень. 10-11 классы" авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. Издательство: М: «Дрофа», 2020
Иллюстрации:
- Юпитер (слайд 6):
http://noite-outubro.livejournal.com/31807.html
- Сатурн (слайд 8):
http://www.benua.su/?item=f182965b-7972-45a7-82f1-8cf37b7f8a77&termin=ef15bc7d-a275-494b-bdad-f689ed473fbd
- Уран (слайд 10):
http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/playcast1/666629.html
- Нептун (слайд 12):
http://www.fabrikaglamura.ru/forum/t32507,1-a.htm
- смайл на слайде 31:
http://trollbar.net/smajly-memy-obshhajtes-v-dva-raza-yarche/
Приложение 4 Элементы интерактивного плаката по теме «Обобщение и
систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии» в форме игры «Морской бой»
Список литературы
-
Аствацатуров, Г. О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
-
Затынайченко, Б.Д. Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения [Электронный ресурс] / Б.Д.Затынайченко//http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html.
-
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа — Пресс.
- 1994. - С.5-38.
Савотченко С.Е., Соболев М.В. Интерактивные плакаты в предметной деятельности педагога в школе [Текст]. – Белгород: ГОУ ДПО «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», 2009.
-
Тюменцева, М.В. О структуре интерактивного плаката [Электронный ресурс] /М.В.Тюменцева, О.И.Чикунова // http://www.rae.ru/forum2011/95/143.
-
Кон, С. А. Разработка и создание интерактивного плаката с использованием языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft Power Point / С. А. Кон, О. А. Лещинская. — Текст : непосредственный, электронный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/269/ (дата обращения: 12.04.2018).
6. Короповская В.П. Методика создания интерактивного плаката средствами редактора PowerPoint (использование интерактивных плакатов в образовательной деятельности): учебно-методическое пособие. – Мурманск: ГАУДПО МО «ИРО», 2015. – 44 с., 34 ил.
7. http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata. Технология конструирования интерактивного плаката
8. http://infourok.ru/material.html?mid=51437 Создание интерактивных упражнений в сервисе Learningapps