СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игр и упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование игр и упражнений для развития и формирования мелкой моторики рук тк коррекционную школу приходят дети с нарушением данной функции.

Просмотр содержимого документа
«Использование игр и упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью.»

Использование игр и упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью.

Учитель нач.классов: Минеева Р.В.

 Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Родители  играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Головина Т.Н., Вайзман Н.П., М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что « нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости». Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у школьников коррекционных учреждений 8 вида неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены. У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления..

Например, в своих исследованиях Б.И. Пинский указывает на то, «что особенности психического развития умственно отсталых, выражающиеся в нарушении познавательных процессов, строения и мотивации деятельности, и недостаточное развитие моторики тормозят формирование двигательных навыков».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.  По многим наблюдениям у детей,  которые выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук, улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.

В настоящее время дети с умственной отсталостью обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС)

Для этой категории детей характерны нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.

Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Поэтому, для детей c умственной отсталостью овладение письмом является одной из труднейших задач обучения.

Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.


Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:

Массаж или самомассаж рук:

Одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие мелкой моторики является «Су-джок»-терапия. создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата. Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с школьниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

  • массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый школьникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

  • оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;

  • Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

  • Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат. Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами.

1. Упражнения, выполняемые с массажными шариками (все это сопровождается стихами, чистоговорками):

- удержание на расправленной ладони каждой руки;

- удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;

- сжимание и разжимание шарика в кулаке;

- надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;

- надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;

- удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);

- прокатывание шарика между ладонями;

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

- подбрасывание шарика с последующим сжатием.

Массаж Су - Джок шарами. (родители повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Упражнения, выполняемые с массажным кольцом:

- прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.

Массаж пальцев эластичным кольцом. (Поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

- Мальчик-пальчик, Где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

- С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел,

- С этим братцем песни пел

Также с детьми мы используем су-джок шары для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Таким образом, развивается внимание, память и умение работать по инструкции, что очень важно для успешности в школе.

Су-джок терапия - это один из методов подготовки дошкольников к обучению письму

Также можно проводитьс детьми:

- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;

- упражнение с мячом-ёжиком;

- упражнения с прищепками;

- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;

- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.

Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:

- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;

- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;

- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;

- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;

- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.

Упражнения с предметами:

-составление из крышечек детского питания – цветок, машинка и т.д.

- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;

- перебирание бус или четок;

- завязывание и развязывание узлов;

- плетение косичек, завязывание бантов;

- стирание ластиком нарисованных предметов;

- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

- наматывание ниток, ленточек на катушки;

- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);

- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;

- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

- работа со шнуровкой.

Упражнения с разнофактурными наполнителями:

- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;

- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);

- «волшебный мешочек»;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.

Графическая работа с рисунком:

- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;

- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;

- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;

- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;

- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;

- рисование по опорным точкам;

- дорисовывание изображений;

- простейшее рисование по клеткам;

- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);

- письмо элементов букв.


Успешность обучения детей с умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем.

Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.


Литература

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель:Профиздат, 2007. - 46 с.

  2. С.Е. Большакова: Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. Издательство: Сфера, 2017 г.

  3. О.А. Зажигина: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС Издательство: Детство-Пресс, 2018 г.

  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.

  5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова Т. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.– Ярославль: Академия развития. 2007.– 192 с.

  6. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – Минск. «Парадокс». 1999.

  7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 180 с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!