Использование игрового метода в обучении английскому языку
Тема сегодняшнего семинара выбрана не с проста. Использование игрового метода в обучении английскому языку обусловлен трудностями, с которыми я и мои коллеги столкнулись в процессе преподавания. У обучающихся теряется интерес к изучению английского языка сразу, как только они испытывают трудности. Поэтому, введение игровой формы необходима ни только в начальном звене, но и для среднего и даже старшего.
Игровые формы обучения способствуют:
Развитию умственной и волевой активности, развитию памяти, речевых умений и навыков, познавательной активности;
Формированию положительной мотивации, умению работать в группе;
Воспитанию толерантности, уважения к педагогам и одноклассникам.
По - мимо вышеперечисленного, использование игрового метода позволяет сделать учебный процесс качественным, эффективным, интересным. Обучающиеся с большим удовольствием приступают к выполнению заданий, так, как этот метод создаёт благоприятный психологический климат. Ведь они делают именно то, что им не хватает на стандартном уроке.
Цель данного исследования:
Доказать, что использование игры на уроке английского языка помогает сделать учебный процесс более увлекательным. Игровая деятельности на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на английском языке, но и максимально приближает его естественной коммуникации. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, оно требует огромной концентрации внимания, тренирует память и развивает речь.
Теоретическая часть
Разные ученые рассматривали особенности игры с разных точек зрения. Но, не смотря на различии, все ученые сходятся на наличии положительных особенностей игры.
Ведь в игре все равны (нет сильнее или слабее), то, есть игра посильна каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Ребенок раскрывается, не чувствует себя неуспешным. Во время игры даже слабый в языковой подготовке ученик может стать первым. У него проявляются не знания, а допустим - сообразительность, логика, находчивость. Он будет чувствовать себя наравне с теми учениками, у которых знания в языке в разы лучше. Ребенок во время игры не заметит, как у него усвоится языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Какой я молодец!
Функции игры:
На уроках английского языка можно использовать следующие функции игры:
Развлекательную – воодушевить , пробудить интерес. Например, в таких классах как 5Б, 6Б я очень часто провожу урок в игровой форме;
Коммуникативную- освоение диалектики общения, изучение речевого этикета;
Диагностическую – самопознание в процессе игры;
Эстетическую – наслаждение, которое испытывается от игры.
Игру как метод обучения мы используем в следующих случаях:
Использование игры при организации внеклассного мероприятия;
В качестве целого урока или его части – введение новой темы, закрепление, все различные упражнения и тд.
Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства стимулирования обучающихся.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
Дидактическая цель – ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
Учебная деятельности – подчиняется правилам игры;
Учебный материал.
Успешное выполнение дидактического задания - это результат игры.
Классификация функций игровой деятельности
Использование функций игровой деятельности помогает решить задачи формирования, развития и совершенствования умений и навыков учащихся.
Обучающая функция – помогает в развитии памяти, внимания, восприятии информации, а так же способствует развитию навыков овладения иностранным языком;
Воспитательная функция – помогает в воспитании такого качества как внимательное отношение к партнеру по игре, развивает чувство взаимопомощи;
Развлекательная функция – создает благоприятную атмосферу на уроке, превращает урок в интересное, увлекательное приключение;
Коммуникативная функция – создание иноязычного общения, объединяет коллектив обучающихся, устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения;
Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку;
Психологическая функция – подготовка физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации;
Развивающая функция – направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Классификация игр
Специфику игрового метода обучения определяет игровая среда. Игры могут быть настольно-комнатные, с предметами и без предметов, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:
Дидактические – которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности;
Воспитывающие – которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность;
Развивающие – которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, рефлексию;
Социализирующие – приобщающие к нормам и ценностям общества.
Роль и место игры в системе обучения.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов:
- подготовки учащихся;
- изучаемого материала;
- конкретных целей и условий урока.
Например:
Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут от урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также зарядкой на уроке. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Все они способствую формированию речевых навыков.
Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи обучающихся. Известно, что тренировка в употреблении грамматических структур, требующая многократного повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Поэтому, применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
Практическая часть
Реализация игрового метода обучения на уроках английского языка включает в себя следующие этапы:
Систематизация игр по классификации Е.И. Пассова;
Апробация набранного материала на уроках английского языка;
Отбор наиболее эффективных методов обучения;
Проведение диагностик на определение результативности обучения с использованием игрового метода.
Выбранные диагностики помогают педагогу отслеживать результаты обучающихся, способствуют развитию всех видов речевой деятельности, повышают мотивацию, расширяют знания обучающихся.
Вашему вниманию предлагается диагностика «Мотивы учения школьника».
Констатирующий этап. В первой четверти 2020 – 2021учебного года среди обучающихся 7Б класса проводилось анкетирование с целью определения доминирующих познавательных мотивов в изучении английского языка. Ребятам была предложена анкета «Мотивы учения школьника»:
Нравится предмет;
Нравится получать хорошие оценки;
Узнаю много нового;
Нравится учитель;
Нравится школа;
Испытываю страх перед учителем;
Нравится содержание предмета;
Предмет полезен в будущем;
С нетерпением жду урок;
Предмет дается легко.
Результаты анкетирования:
Проявляет ситуативный интерес (1-5);
Учит по необходимости (6-11);
Интересуется предметом (12-15);
Проявляет повышенный интерес (16-19).
№ | ФИО | Пр. сит.инт. | Уч. по необх. | Инт. предм | Пр. пов. инт. |
1 | Адищев Глеб | | | + | |
2 | Бахтин Михаил | | | + | |
3 | Волков Александр | | + | | |
4 | Головкина Анастасия | | | | + |
5 | Дмитриенко Полина | | + | | |
6 | Изюмкин Захар | | | | + |
7 | Ильясова Ангелина | + | | | |
8 | Ихтонов Эмиль | | + | | |
9 | Макрушин Дмитрий | + | | | |
10 | Максимов Степан | | | | + |
11 | Мартынов Савелий | + | | | |
12 | Махмадсолихов Муртазо | | | + | |
13 | Рахматулин Олег | + | | | |
14 | Сафина Камилла | + | | | |
15 | Скутина Светлана | | | + | |
16 | Слащилина Евгения | | + | | |
17 | Соколова Маргарита | | + | | |
18 | Степанов Андрей | | | | + |
19 | Шарипова Диана | | + | | |