Использование игровых приемов при обучении грамматике английского языка
(из опыта работы учителя МКОУ «Хуринская ООШ» Лакского района Бариевой А.Г.)
Рамазанова З.М.,
доцент кафедры ФиСГО ДИРО
Грамматические игры - довольно важные виды игр, поскольку овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможности для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. В связи с тем, что довольно часто язык изложения грамматического материала носит традиционный характер, сухость и абстрактность создают у учащихся эмоционально-отрицательное отношение к грамматике. Грамматика, в том числе теория, может быть изложена увлекательно, живо и интересно; она должна пробуждать эмоции, быть ориентированной на личность учащегося. Все это, безусловно, повысит эффективность обучения иностранному языку.
В ряду успешных учителей-мотиваторов смело можно назвать учителя английского языка МКОУ «Хуринская ООШ» Лакского района Бариеву Айшат Гаджиевну. Работая в данном образовательном учреждении на протяжении 30 лет, Айшат Гаджиевна проявила себя как грамотный, целенаправленный, трудолюбивый педагог, постоянно находящийся в творческом поиске. Работа с детьми доставляет ей огромное удовольствие, и ее желание передавать знания подрастающему поколению работает на эффективность и качество работы.
Уроки Айшат Гаджиевны отличаются творческим подходом и применением современных технологий. Игровая деятельность часто присутствует на уроках Бариевой А.Г. и всегда вызывает положительный отклик у учеников.
Грамматические игры преследуют следующие цели:
- обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике;
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца и активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения;
- развить речевую творческую активность учащихся.
Предлагаем различные виды игр, которые Айшат Бариевна часто использует на своих уроках.
1.Модальные глаголы.
Цель: автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Одна придумывает предложение с заданным модальным глаголом, другая команда должна отгадать это предложение. С этой целью задаются вопросы типа: «Можете ли вы...?», «Должны ли вы…?». Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.
2. Глагол «to be».
Класс делится на две команды, каждая команда по очереди называет английские слова или имена собственные, которые можно заменить местоимениями he, she, it. Выигрывает та команда, которая назовет последнее слово.
3. «Что было вчера?».
При изучении времени «Past Indefinite» учитель предлагает детям расспросить его о том, что он делал в воскресенье. Класс делится на команды. Представители каждой команды по очереди задают вопросы. Очко засчитывается в том случае, если учитель отвечает утвердительно и если вопрос задан правильно. Если игра проводится на начальном этапе изучения темы или в слабой группе, преподаватель пишет на доске схему вопроса и дает две формы наиболее распространенных неправильных глаголов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
4. Describe the picture.
В процессе данной игры школьники задают вопросы, отвечают на них в Present Indefinite Tense и описывают тематические картинки.
Учитель дает первой команде картинку (например, по теме "Классная комната") и предлагает ребятам в течение двух-трех минут внимательно ее рассмотреть. Затем он передает картинку членам второй команды, которая задает вопросы своим противникам. Например: How many desks are there in the class room?; Where is the chair?; What things do you see on the desk?; Where is the book?
После ответов на вопросы, правильность которых контролируются членами второй команды, картинка вывешивается снова, и члены второй команды описывают ее.
5. Игра: У нас гость.
Цель: отработка вопроса: "Are you from …?", названия континентов; Кто-то из детей становится гостем из другой страны. Остальные ребята задают ему вопросы, стараясь угадать, из какой он страны, и какая у него профессия. Например: Are you from America? Are you from England? Are you a teacher? Are you a worker? И т.п. Глагол" to have".
На уроках Бариевой А.Г. всегда царит атмосфера дружелюбия, доброты; все учащиеся вовлечены в учебный процесс, относятся друг к другу с уважением и терпением, помогают друг другу в выполнении заданий. Всегда позитивно настроенная, Айшат Гаджиевна является эталоном настоящего педагога, мастера своего дела, любящего работу и находящегося в постоянном поиске новых методов и средств повышения мотивации учащихся к обучению английскому языку.
Опыт обобщила Рамазанова З.М., доцент кафедры ФиСГО ДИРО
89882273715