СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий для развития интереса к учёбе у младших школьников.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концептуальный методический подход,основанный из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий для развития интереса к учёбе у младших школьников.»

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

концептуальный методический подход, основанный на опыте работы

Использование игровых технологий для развития интереса к учёбе у младших школьников.


«Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

В. А. Сухомлинский

В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Современные образовательные стандарты нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которые могут быть достигнуты только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и «научиться учиться». Именно на это должен быть ориентирован современный процесс обучения.

В настоящее время педагоги-практики и учёные-теоретики сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели и, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить и заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Путей повышения интереса младших школьников  к учебной деятельности множество. Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила использовать их в процессе проведения своих занятий.

С приходом ребёнка в школу кардинально меняется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и её основным видом становится учение. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе, по моему мнению, наиболее эффективным является использование именно игровой технологии.



Все игры, которые могут использоваться в процессе обучения, разделяют на группы: обучающие, развивающие, репродуктивные, диагностические. Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу. В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее. Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически. Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью.

Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности. Лучшего результата удастся достичь, если совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, заведомо зная, что он пройдет в нестандартной форме.

По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на 5 групп.

1. Игры, требующие исполнительской деятельности.

В данных играх дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами. Их свойствами, овладевают пространственными представлениями. Эти игры целесообразно применять в первые месяцы обучения в 1-м классе.

2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, которые способствуют формированию вычислительных навыков и навыков правописания.

3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К этому виду можно отнести, например, такие игры, как «Я – учитель», «Контролёр», в которых ребята проверяют выполненную кем-то работу.

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

В играх данной группы ребята выводят закономерность, которая является ключом к данным заданиям.

Например игра «Придумай слово из данных букв:

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие.

Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.

Дидактических игр великое множество, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

Одной из важнейших задач в начальной школе является обучение ребёнка чтению. Любой учитель, работавший с первоклассниками, знает, какой нелегкой задачей является это в первые месяцы обучения. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств сделать обучение увлекательным? И здесь на помощь учителю приходит игра.

Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.

Сопоставляя букву с изображением знакомых предметов, ребята быстрее запоминают написание заданной буквы.

На каждом уроке провожу игры, в ходе которых ребята придумывают слова с изучаемой буквой.

Игра «Любопытный»

- Как тебя зовут?  Андрей

- А фамилия?  Азбукин.

Откуда ты приехал?  из Астрахани

- А что там растёт?  арбузы

- А на чём поедешь обратно?  на автобусе

- Какой подарок привезёшь маме?  астры

На уроках обучения грамоте и на уроках чтения я провожу артикуляционную разминку: мы читаем скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

Необходимо отметить, что роль учителя остается значительной на всём протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все дети одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. И здесь очень важно, чтобы помощь какому-либо отдельному ученику или группе учеников была, по возможности, скрытой от других детей. Это необходимо для того, чтобы все ученики смогли почувствовать себя равноценными участниками игрового процесса.

Ребенку можно помочь, упростив материал игры или сократив объем мыслительных операций. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» во 2-м классе можно использовать «игровое лото». Сущность этой игры заключается в следующем. На карточках лото изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; портфель, ранец, сумка. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из изображённых предметов, а в случае выигрыша назвать и записать их. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими и даже выигрывать.

Нередко русский язык представляется многим ученикам скучным и неинтересным уроком. Поэтому я задумалась над проблемой повышения интереса к этим урокам.

Например, игру «Слово – змейка» я провожу, начиная с 1 класса, постепенно усложняя задания. Если в 1 классе ребята составляют слова по последней букве предыдущего слова, то в следующих классах можно усложнить игру, попросив детей составить слова с безударными гласными.

Основная цель в изучении русского языка - орфографическая грамотность. На каждом уроке я провожу орфографическую разминку.

Горка, горочка, гора,
Под горой есть нора.
В той норе живёт лиса,
Среди всех лесов – краса.
О лисе той не тужите,

Сколько правил здесь, скажите?

Применение на уроках упражнений с элементами какографии способствуют развитию орфографической зоркости. А если ошибки делает какой-либо сказочный герой, то дети исправляют их с ещё большим интересом.

Я пишу в тетрадь карова,
А карова- нездорова.
Я пишу: сабака фомка,
А сабака лает громко.
Я пишу: бильчоно к тишка,
А бильчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит:
- Лучше правила учи!

На уроках Математики включаю дидактические игры и упражнения, которые позволяют чаще менять виды деятельности на уроке.

Игра «Назови соседей числа»

Учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, ребёнок должен назвать смежные 20 и 22.

Игра «Старик Хоттабыч»

На рисунке кувшин с любыми числами, задание

Найдите «лишнее» число.

Выпишите чётные, нечётные числа.

Составьте равенства и неравенства.

Увеличьте или уменьшите числа на 2.


Таким образом, игровая технология является одной из эффективнейших форм обучения младших школьников, позволяющей сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность игры делает положительной и эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность, способствует преодолению пассивности на уроках.


Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.


Спасибо за внимание!

Всем конкурсантам желаю успеха и победы!

А тем, кому не повезет, есть мудрый афоризм «Иногда поражение дает для души больше, чем победа!»

































Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи: Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи. Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе. Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса. Большинство педагогов считает, что игровая технология в начальной школе должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса у ребят младшего возраста.





 Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа».

Отсюда Ш.А. Амонашвили предлагает три постулата:
1.  Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно.
Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.
2.   У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.
3.   Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.

   Гуманно-личностный подход к детям осуществляется также на осознании целостности природы ребенка и на понимании того, что в природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:
- страсть к развитию;
- страсть к взрослению;
- страсть к свободе.

 УРОК: У-Рок. Рок – это судьба. То есть – урок является важнейшей формой процесса создания судьбы ребенка. В  уроке аккумулируется жизнь ребенка и именно в нем обогащается ребенок знанием и духовностью.

В педагогике нет мелочей – утверждает Шалва Александрович. Дети очень наблюдательные и чувствительные. Они все замечают: и наше настроение, и небрежность в одежде, даже то, какой от нас запах. Образ любимого учителя станет для них примером, образцом для подражания.

Итак, давая свой урок, Учитель призван вносить Свет в судьбы своих учеников. Такова миссия учителя на всю жизнь.









Основоположник игровой технологии - Ф. Шиллер - американский философ-прагматик, психолог и педагог.

В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко) и др.        



 В России дидактическое  значение игры  доказывал  еще  К.Д.Ушинский.  Педагогический  феномен  игры  учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского.





Технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые.































6