ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
«…корни величайших достижений логической,
математической и научной мысли можно
найти в простых действиях, которые выполняют
маленькие дети над физическими объектами в своем мире».
Г. Гарднер
В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача познавательного развития детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и др.).
Актуальность:
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача современного педагога и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.
Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Особо подчеркнем роль логико – математических игр, как метода обучения и развития математических представлений. Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Приступая к работе над данной темой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательного процесса необходим основательный теоретический и практический багаж, изучение новинок методической литературы, поэтому прежде чем приступить к работе подробно была изучена методическая литература.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Работая по этой теме, я поставила перед собой
Цель: организовать работу по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых технологий
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых технологий.
Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений у дошкольников выстраиваю с учётом следующих принципов:
Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Научность.
Таким образом, определившись с задачами, я определила основные направления своей работы:
• Организация и использование игровых технологий как часть НОД по математическому развитию детей, и в кружковой работе
• Индивидуальная и групповая работа с детьми с использованием игровых технологий в течение дня
• Организация предметно - развивающей среды в группе
• Работа с родителями
В ходе наблюдений за играми детей было отмечено, что дети не умеют играть в игры с математическим содержанием, не проявляют к ним интерес. Так возникла идея исследовать игровые технологии, направленные на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи реализовывала в 3 этапа.
I этап – формирующий (подготовительный). 2016 - 2017гг.
Начало создания условий для активизации познавательных процессов: внедрение в математическое содержание новых игровых технологий.
Изучила нормативную и правовую, психолого-педагогическую и методическую литературу по математическому развитию детей. Изучила технологию логических блоков Дьенеша, технологию игр с палочками Кюизинера и развивающих игр Б. П. Никитина, что способствовало организации интегрированных занятий, разнообразию в преподнесении игрового материала, развитию мышления, внимания детей, лучшей результативности в усвоении знаний.
Создала предметно-развивающую среду. Оформила уголок развивающих игр для организации образовательной деятельности детей в области математического развития.
В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание развивающей предметно-пространственной среды. Среда группы формируется с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. При организации развивающей среды учитывала возраст детей, особенности развития
В группе специальное место и оборудование выделила для игротеки. Для себя определила его главным центром активности. Для познавательного развития детей по математике подобрала дидактические, развивающие игры:
“Логический домик”,
“Четвертый лишний”,
“Найди отличия”,
игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды,
конструктор Лего,
«геометрический конструктор».
Оформила уголок развивающих игр для организации образовательной деятельности детей в области математического развития. Уголок оборудован необходимыми учебно-игровыми пособиями: игры на передвижение «Составь ряд из геометрических фигур», игры на ориентацию в пространстве «Снежинка»; кубики Никитина «Сложи узор», развивающая игра «Танграм», коврограф Воскобовича для развития образного и вариативного мышления.
Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников играет наглядно-иллюстративный материал, помогающий детям лучше усвоить тему. Создала каталог схем для выкладывания фигур животных, узоров из счётных палочек, что способствовало формированию пространственно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук. Совместно с родителями изготовила иллюстрированный альбом, содержащий игровые задания для закрепления знания чисел, величин, геометрических фигур, цветов, классификацию, обобщение, развитие пространственно-временных представлений.
Создала картотеку дидактических игр с целью развития мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей детей. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки для развития сообразительности, находчивости, инициативности.
Все созданные условия позволили каждому ребёнку найти свой собственный путь в “математику” через игру, вызвать желание к познанию нового, способствовать умственному и личностному развитию
| 1 год | 2 год | 3 год |
октябрь | Блоки Дьенеша Альбом «Лепим нелепицы» (Обезьяна, лиса, воробей, лев). Игра «Волшебный мешочек». | Альбом «Спасатели приходят на помощь». Игра 1 «О коте», игра 2 «О зайке», игра 3 «Я загадаю – ты отгадаешь». | Альбом «Поиск затонувшего клада». Решение примеров. (Лист 1-2). Альбом «Спасатели приходят на помощь». Транспорт. «Танграм» |
ноябрь | Цветные палочки Кюизенера Альбом «Дорожки». | Альбом «Дом с колокольчиком» Стр.1-9. | Альбом «На золотом крыльце». «Танграм» |
декабрь | «Собери узор» Альбом «Чудо-кубики» Задания 1-4. | «Собери узор» Альбом «Чудо-кубики» Задания 15-19. «Волшебный квадрат» | «Собери узор» Альбом «Чудо-кубики». Задания 20-25. |
январь | Блоки Дьенеша Альбом «Лепим нелепицы» (Кот и собака, крокодил, снеговик, петух, коза и бабочка). Игра «Угадай-ка». «Собери квадрат» | Альбом «Спасатели приходят на помощь». Игра 4 «Транспорт к выезду готов», игра 5 «Восстанавливаем город». «Танграм» | Альбом «Поиск затонувшего клада». Решение примеров. (Лист 3-4). Альбом «Спасатели приходят на помощь». Восстанавливаем город. «Волшебный квадрат» |
февраль | Цветные палочки Альбом «Дорожки». «Собери квадрат» | Альбом «Дом с колокольчиком». Стр. 10-13. «Льдинки» | Альбом «На золотом крыльце». Плоский конструктор. |
март | «Собери узор» Альбом «Чудо-кубики». Задания 5-6. 13-14. | «Собери узор» Альбом «Чудо-кубики». Задания 7-12. «Танграм» | «Собери узор» Альбом «Чудо-кубики». Задания 25-30. «Танграм» |
апрель | Палочки Кюизенера и Блоки Дьенеша. Альбом «Вместе весело играть». Пришла весна. | Игры по выбору детей. «Оживи сказку». (Палочки). «Волшебная дверь» (Блоки)… Танграм» | Альбом «Поиск затонувшего клада». Решение примеров. (Лист 5-6). «Танграм» |
II этап. 2016-2018гг. (Внедренческий)
Внедрение игровых технологий и развивающих игр, направленных на развитие познавательных процессов детей: мышления, памяти, воображения.
На этом этапе дети познакомились с развивающей игрой «Сложи узор» (по методике Б.П.Никитина); «Блоками Дьенеша», «Цветными счетными палочками» по методике Кюизинера и т.д.
В течение года проводила знакомство детей с развивающими играми. Были созданы новые дидактические игры «Плоский геометрический конструктор», «Волшебный квадрат», «Гусеница», «Четвертый лишний», «Танграм», «Пентамино» (логическая игра и головоломка одновременно).
Формы, методы, приемы и средства математического развития дошкольников.
Основной формой организации работы являются развивающие игры и упражнения, которые используются на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей, в кружковой работе.
Игры или игровые упражнения я применяю для того, чтобы заинтересовать и привлечь внимание детей к изучаемому материалу. Для этого в начале образовательной деятельности использую сюрпризные моменты. Для создания которых, применяю современные компьютерные технологии. Вот некоторые из них:
На экране телевизора появляется «волшебное зеркало», которое показывает, что происходит в Сказочной стране.
Электронное письмо, получаем с детьми от разных персонажей мультфильмов и сказок.
Отправляемся в путешествие на паровозике: «чух-чух», в сопровождении весёлой песенки.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление.
Организую игры: «Что изменилось?»; «Какой цифры не стало?», «Путаница»; «Игра сколько?»; «Убери число»; «Считай не ошибись!», «Чудесный мешочек»
Для знакомства с днями недели, формирования ориентировки во времени использую игры «Живая неделя»; «Наш день»; «Когда это бывает?»; «Назови пропущенное слово»; «Что ты сейчас делаешь?».
Использую для закрепления пространственных представлений дидактические игры: «Помоги грузовичку»; «Кто быстрее до пруда?»; «Что изменилось?»; «Расскажи про свой узор» и другие.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала использовала игры «Кто больше увидит?»; «Найди такой же»; «Закрой окошко в домике», «Спрячь от дождика», «Какие фигуры»; «Весёлый поезд»; «Геометрическая мозаика»; «Геометрическое лото».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Организую следующие игры на развитие логического мышления «Поймай рыбу», «Разноцветные капельки»; «Кто лишний?»; «Найди отличия»; «Логические цепочки»; «Логическое лото»
Использование дидактических и развивающих игр хорошо помогает восприятию материала и способствует активному участию ребёнка в познавательном процессе. Поэтому в своей работе использую различные развивающие и дидактические игры. Организую работу с развивающими кубиками Никитина «Сложи узор».
В игре с кубиками «Сложи узор» у детей развивается пространственное воображение, внимание, графические способности, мелкая моторика рук, а так же умение комбинировать, анализ, синтез. Работать с кубиками можно с детьми любого возраста. Я начала работу с кубиками «Сложи узор» с детьми в средней группе. Своей яркостью кубики привлекли внимание детей. Дети просто сначала выкладывали башни, дорожки, площадки, лабиринты. В старшей группе дети выполняют задания из альбома, пытаются сами придумывать узоры, используют кубики в игровой деятельности.
Эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников является игра «Танграм». Дети по схемам собирают птиц, зверей, затем составляют о них рассказы и делятся друг с другом. Создала игру презентацию «Собери Танграм», что помогает детям сориентироваться в игре.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.
Применяю игры – презентации для закрепления полученных знаний и навыков, такие как:
«Третий лишний»,
«Какая картинка лишняя»,
«Какие фигуры спрятались в рисунке»,
«Геометрическая мозаика»,
«Головоломки»,
«Найди два одинаковых предмета» и другие.
Использую следующие методы и приемы
практические (игровые);
экспериментирование;
моделирование;
воссоздание;
преобразование;
конструирование.
Мною создана картотека игр «Занимательная математика».
Как одной из форм познавательно-игровой деятельности использовала интегрированные занятия.
Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Работа с родителями.
Вся работа по развитию у детей математических способностей проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
Совместная работа с родителями, оформление стендового материала по освещению этапов развития у детей математических способностей, познавательного интереса, советы в помощь родителям, активное участие самих родителей в играх, беседах, помогает расширить познавательные интересы детей. Во взаимодействии с родителями использовала разнообразные формы работы. Подготовила и провела консультации для родителей. Подготовила рекомендации по организации домашней игротеки и проведению развивающих игр с детьми в семье. Оформила фотовыставку «Играем в Танграм», разработала памятки-аннотации по использованию этой игры. Провела вечер вопросов и ответов по теме: «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников», что способствовало повышению компетентности родителей в вопросах развития математических способностей детей. Родители наши союзники, сотрудники, с которыми можно было легко решать последующие этапы обучения. У родителей появляется внимание к интересам и успехам детей».
Провела серию консультаций для воспитателей по развитию познавательных интересов у дошкольников по математическому воспитанию на тему «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
III этап 2018гг. (Аналитический)
Проделанная работа по математическому развитию детей показала хорошие результаты.
Использовала диагностические задания разработанные творческой группой на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированости математических способностей у дошкольников: сформирован, частично сформирован, не сформирован.
Проведенная работа по выявлению уровня сформированности математических представлений (2016 – 2018гг.) позволила выявить следующее: сформированность математических представлений о свойствах предметов в 2016 году – 22%, в 2018 году – 56%; по показателю количество и счёт: в 2016 году – 18%, в 2018 году – 63%.
Полученные результаты показали положительную динамику развития математических представлений у детей. У детей появился интерес к выполнению заданий математического содержания, дети стали планировать свою деятельность, задавать вопросы, проявлять любознательность, самостоятельность. При выполнении заданий стали более усидчивы, спокойны, настойчивы, радуются успехам, стремятся ещё больше проявить себя. Дети могут подолгу сами работать с какими-либо играми. Проявляют яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимаются с полюбившимися им играми.
Таким образом, положительной динамике способствовали занятия по математике с использованием игровых технологий.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. В своей работе с детьми я использую такую технологию, как квест - игра. Квест – универсальная инновационная образовательная технология. Образовательная деятельность в форме квеста замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДОУ. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Практика моей работы показала, что квест - игры, которые я использую на занятиях, не только эффективнее закрепляют полученные знания, с их помощью можно давать детям и новый материал. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Двигательная
Изобразительная
Музыкальная
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Алгоритм организации и проведения квест-игры:
1. Определить цели и задачи
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители), расчитать
количество организаторов и помощников.
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий
(конспект)
6. Подготовить задания, реквизит для игры.
7. Назначить дату и замотивировать участников.
8. Проведение игры.
9. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета,
информационный листок и пр.)
10. Провести анализ полученных результатов (слабые, сильные стороны,
возможности и угрозы)
Структура квеста
Введение – ясное вступление, где чётко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо детьми самостоятельно. Чётко определён игровой результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; проговорена проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена)
Ресурсы – список информационных ресурсов (в электронном виде, в бумажном виде) необходимых для выполнения заданий.
Процесс работы – описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.
Заключение – раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над квестом.
Предлагаю вашему вниманию математическую квест - игру на тему: «В стране невыученных уроков» и использованием игровых технологий.
Работа по внедрению и использованию игровых технологий ведётся и в подготовительной к школе группы посредством реализации детско-родительского проекта «Увлекательная математика».
Перспективы на будущее.
Продолжить работу с детьми по освоению игровых технологий по формированию элементарных математических представлений в рамках проекта «Увлекательная математика». Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, речь, т.к. основная моя задача подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе. Привить любовь к математике через игры, сказки и загадки-ребусы, что бы каждый ребенок нашел свой путь в мир познаний интересного и нового.