СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая форма занятий создается на уроках  или вне учебной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые побуждают и стимулируют  учащихся к мыслительной и  учебной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ»

Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ Игра развивает речь, внимание, мышление, память, кругозор, умение находить аналогии, воображения, фантазию, творческие способности. И еще, игра - это удовольствие!

Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ

Игра развивает речь, внимание, мышление, память, кругозор, умение находить аналогии, воображения, фантазию, творческие способности. И еще, игра - это удовольствие!

Дети с ОВЗ и в младших классах, и в средней школе часто не имеют выраженной мотивации к учебной деятельности. Для того, что бы активизировать мыслительную деятельность, необходимо заинтересовать ребенка, привлечь его внимание. Одним из эффективных средств привлечения внимания является игра. Игровые технологии включают разнообразные методы и приемы. Основное отличие педагогической игры: есть четко поставленная цель и сформулированный результат. Результат игры должен быть явным и иметь познавательную направленность.

Дети с ОВЗ и в младших классах, и в средней школе часто не имеют выраженной мотивации к учебной деятельности. Для того, что бы активизировать мыслительную деятельность, необходимо заинтересовать ребенка, привлечь его внимание. Одним из эффективных средств привлечения внимания является игра.

Игровые технологии включают разнообразные методы и приемы. Основное отличие педагогической игры: есть четко поставленная цель и сформулированный результат. Результат игры должен быть явным и иметь познавательную направленность.

При выборе игры   мы ставим цель, какие навыки хотим улучшить или развить;   учитываем, какие особенности здоровья есть у ребенка;   какие у него есть предпочтения,   в какой форме ему лучше предложить игру (коллективную или индивидуальную);   есть ли у ребенка любимые темы (сказки) и т.д. Если ребенок активный, заинтересован получить поощрение, например, набрать больше других учеников баллов, можем предложить игру: Кто больше назовет слов на букву: … (называем разные буквы, записываем их на доске, тот, кто назвал большее число слов – сегодня у нас победитель (имя);
  • При выборе игры

 мы ставим цель, какие навыки хотим улучшить или развить;

 учитываем, какие особенности здоровья есть у ребенка;

 какие у него есть предпочтения,

 в какой форме ему лучше предложить игру (коллективную или индивидуальную);

 есть ли у ребенка любимые темы (сказки) и т.д.

  • Если ребенок активный, заинтересован получить поощрение, например, набрать больше других учеников баллов, можем предложить игру: Кто больше назовет слов на букву: … (называем разные буквы, записываем их на доске, тот, кто назвал большее число слов – сегодня у нас победитель (имя);
Игра развивает речь, внимание, мышление, память, кругозор, умение находить аналогии, воображения, фантазию, творческие способности. Можно усложнить задание: кто больше назовет фруктов (овощей, школьных принадлежностей, профессий и т.п.); Если детям нравится участвовать в таких играх, можно предложить по аналогии с игрой Съедобное-несъедобное, игру Большие-маленькие (например, сравниваем животных: слон-мышь, медведь - заяц и т.п.); В результате игры могут быть награды: пишем на доске победителей, у кого больше всего баллов, поздравляем, могут быть призы (наклейки, кто первый будет качаться на качелях и т.д.);

Игра развивает речь, внимание, мышление, память, кругозор, умение находить аналогии, воображения, фантазию, творческие способности.

Можно усложнить задание: кто больше назовет фруктов (овощей, школьных принадлежностей, профессий и т.п.);

Если детям нравится участвовать в таких играх, можно предложить по аналогии с игрой Съедобное-несъедобное, игру Большие-маленькие (например, сравниваем животных: слон-мышь, медведь - заяц и т.п.);

В результате игры могут быть награды: пишем на доске победителей, у кого больше всего баллов, поздравляем, могут быть призы (наклейки, кто первый будет качаться на качелях и т.д.);

Если ребенок предпочитает индивидуальную работу, предложить игру: кто быстрее соберет картинку (из разрезанных фрагментов, кто разгадает головоломку (например, со спичками), соберет геометрическую фигуру, назовет ее и т.п.). Если цель педагогической игры развитие социальных навыков, можем предложить сюжетную игру, например, поможем Красной шапочке найти дорогу к бабушке.

Если ребенок предпочитает индивидуальную работу, предложить игру: кто быстрее соберет картинку (из разрезанных фрагментов, кто разгадает головоломку (например, со спичками), соберет геометрическую фигуру, назовет ее и т.п.).

Если цель педагогической игры развитие социальных навыков, можем предложить сюжетную игру, например, поможем Красной шапочке найти дорогу к бабушке.

У нас картинка, по которой мы называем, что нужно научиться делать: - Спросить адрес у мамы (перейти дорогу, повернуть направо, пятый номер домика ) - Научиться правильно переходить дорогу (посмотреть налево-направо); - Выбрать, по какой тропинке идти: свернуть направо или налево; - Посчитать количество домиков, например, бабушка живет в доме номер 5 и т.д. Что делать, если встретишь волка (чужого человека)- не нужно с ним разговаривать и т.п.

У нас картинка, по которой мы называем, что нужно научиться делать:

- Спросить адрес у мамы (перейти дорогу, повернуть направо, пятый номер домика )

- Научиться правильно переходить дорогу (посмотреть налево-направо);

- Выбрать, по какой тропинке идти: свернуть направо или налево;

- Посчитать количество домиков, например, бабушка живет в доме номер 5 и т.д.

Что делать, если встретишь волка (чужого человека)- не нужно с ним разговаривать и т.п.

Игра помогает развивать социальные навыки, общение (нужно задать вопрос маме), умение ориентироваться (где дорога, идти направо или налево, запоминать, считать (сколько домиков нужно обойти, что бы найти домик бабушки), оценивать ситуацию (если человек незнакомый с ним не нужно разговаривать ) и т.п. Игровая форма занятий создается на уроках или вне учебной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые побуждают и стимулируют учащихся к мыслительной и учебной деятельности. Игра является добровольной, захватывающей деятельностью, в которой есть элемент соревновательности и удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Игра помогает развивать социальные навыки, общение (нужно задать вопрос маме), умение ориентироваться (где дорога, идти направо или налево, запоминать, считать (сколько домиков нужно обойти, что бы найти домик бабушки), оценивать ситуацию (если человек незнакомый с ним не нужно разговаривать ) и т.п.

Игровая форма занятий создается на уроках или вне учебной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые побуждают и стимулируют учащихся к мыслительной и учебной деятельности.

Игра является добровольной, захватывающей деятельностью, в которой есть элемент соревновательности и удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Педагог ставит задачу и обучает способам ее решения, тем самым способствуя развитию самостоятельного мышления ребенка. Важно подобрать те игровые приемы, которые помогут активизировать процессы анализа, сравнения, обобщения, которые могут стать опорными моментами мышления. Ребенок или подросток может увидеть, как совершая определенные шаги, получить нужный результат. При этом сознание ребенка переключается на способы достижения цели. Тренируются навыки концентрации внимания, фиксации цели, поиск вариантов ее достижения.  Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

Педагог ставит задачу и обучает способам ее решения, тем самым способствуя развитию самостоятельного мышления ребенка.

Важно подобрать те игровые приемы, которые помогут активизировать процессы анализа, сравнения, обобщения, которые могут стать опорными моментами мышления. Ребенок или подросток может увидеть, как совершая определенные шаги, получить нужный результат. При этом сознание ребенка переключается на способы достижения цели. Тренируются навыки концентрации внимания, фиксации цели, поиск вариантов ее достижения.

Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

Игры, предназначенные для повышения эффективности запоминания базируютс я на повторении, смысловом и ассоциативном связывании материала. Важно осуществить подбор игр для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ, учитывая следующие условия: 1.Игра должна стимулировать интеллектуальную активность во всех видах деятельности и во всех формах. 2.Педагог поощряет стремление к принятию любых видов самостоятельных решений, побуждает к этому через создание игровых ситуаций и т.п. 3. В процессе игры необходимо поддерживать психологически комфортную атмосферу в классе, создавать «ситуации успеха» для всех участников. 4. Учитель выступает как тренер и участник игры. 5. Игры должны быть разнообразными и решать комплексные задачи.

Игры, предназначенные для повышения эффективности запоминания базируютс

я на повторении, смысловом и ассоциативном связывании материала.

Важно осуществить подбор игр для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ, учитывая следующие условия:

1.Игра должна стимулировать интеллектуальную активность во всех видах деятельности и во всех формах.

2.Педагог поощряет стремление к принятию любых видов самостоятельных решений, побуждает к этому через создание игровых ситуаций и т.п.

3. В процессе игры необходимо поддерживать психологически комфортную атмосферу в классе, создавать «ситуации успеха» для всех участников.

4. Учитель выступает как тренер и участник игры.

5. Игры должны быть разнообразными и решать комплексные задачи.

Для лучшего усвоения пространственных отношений очень полезно рисовать с ребенком планы и схемы. Педагог может предложить родителю поучаствовать в развивающей игре. Например, игра «Клад». Ребенку предлагается сыграть в игру и спрятать/найти какое-то сокровище. Для этого предварительно школьник при помощи взрослого должен нарисовать план дома, двора, школы и т.д. А затем взрослый прячет «сокровище», обозначает его место на плане, а ребенок ищет. С помощью данной игры можно изучить пространственные отношения, предлоги, условные обозначения, научить рисовать схемы и ориентироваться в них.

Для лучшего усвоения пространственных отношений очень полезно рисовать с ребенком планы и схемы.

Педагог может предложить родителю поучаствовать в развивающей игре. Например, игра «Клад». Ребенку предлагается сыграть в игру и спрятать/найти какое-то сокровище. Для этого предварительно школьник при помощи взрослого должен нарисовать план дома, двора, школы и т.д. А затем взрослый прячет «сокровище», обозначает его место на плане, а ребенок ищет. С помощью данной игры можно изучить пространственные отношения, предлоги, условные обозначения, научить рисовать схемы и ориентироваться в них.

Применение игровых технологий в различных сферах развивает, обогащает ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формирует познавательные интересы и способности. Дидактические игры - это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовать общему развитию ребёнка.

Применение игровых технологий в различных сферах развивает, обогащает ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формирует познавательные интересы и способности.

Дидактические игры - это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовать общему развитию ребёнка.

Основные функции дидактических игр. • формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму; • формирование новых нейронных связей; • формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; • формирование навыков самоконтроля и самооценки; • формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Основные функции дидактических игр.

• формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

• формирование новых нейронных связей;

• формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

• формирование навыков самоконтроля и самооценки;

• формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Современные подходы к обучению предполагают индивидуализацию обучения, учитывают особенности развития, и с их учетом, формируют и развивают необходимые качества, навыки. В конечном итоге, формируют разностороннюю и полноценную личность.

Современные подходы к обучению предполагают индивидуализацию обучения, учитывают особенности развития, и с их учетом, формируют и развивают необходимые качества, навыки. В конечном итоге, формируют разностороннюю и полноценную личность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!