СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»»

«Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционно-развивающей работе игровых технологий.

В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам игротерапии. Эти методы оказывают творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений обучающихся.

Её задачи: достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Характерные признаки:

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у обучающихся развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;

В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности : внимание, память, интерес, восприятие и мышление.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

Игры могут различаться:

- по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

- по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

- по характеру игровой методики -игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

- по содержанию - музыкальные, математические, логические и т. д.

- по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии систематическое общение педагога и детей.

Используя элементы игровых технологий в развивающе – коррекционной работе, я стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка. Ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.

Игровые технологии способствуют развитию мышления обучающегося. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы педагога-психолога и решением его основных задач.

Цель игровой терапии - не менять обучающегося и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что применение игровых технологий в развивающе – коррекционной работе помогает детям раскрепоститься, у детей появляется уверенность в себе. Как показывает практика, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, обучающиеся легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Вывод.

Использование элементов игровых технологий помогает педагогу - психологу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

- обогащает детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор детей;

- способствует повышению самооценки;

- формирует, в определенной степени, сотрудничество между ребенком, педагогом – психологом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!