СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий в начальной школе. Бадьина Е.А. учитель высшей категории Ермакова Н.И. учитель 1 категории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из-за перенасыщенности современного школьника информацией актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий в начальной школе. Бадьина Е.А. учитель высшей категории Ермакова Н.И. учитель 1 категории»

Бадьина Е.А.

учитель высшей категории

Ермакова Н.И.

учитель 1 категории

МАОУ «СОШ №1», г. Набережные Челны.

Использование игровых технологий в начальной школе.

Из-за перенасыщенности современного школьника информацией актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, являются игровые технологии, способствующие практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно - эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоения информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, так что усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игровая деятельность может быть использована в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Игровые технологии ориентированы следующим образом:

  • дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности ; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.);

  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.);

  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности);

  • социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению).

Игровые технологии могут иметь место на всех уроках в начальной школе. Они формируют познавательный интерес к уроку. Игра делает элементы урока эмоционально насыщенными, вносит позитивный настрой, стройность мыслей при решении логической задачи. Для поддержки интереса к игровым заданиям необходимо, чтобы смысл заданий был понятен детям; решение задания должно быть доступно каждому ребенку; ответы должны получаться быстро. Необходимые вычисления должны выполняться устно; задания не должны быть похожими на обычные, стандартные задания.

Цель игровых технологий: пробудить интерес к познанию, науке, учению. Данные игры кратковременны (10-15 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность учащихся, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Игру можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении и отработке навыков, домашнем задании. Она же, в свою очередь способствует концентрации на учебной задаче, позволяет школьникам сосредоточиться на сложном материале даже в конце урока, не требуя от них особого напряжения (процесс игры позволяет это осуществить).

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Использование игровых технологий оправдано только в том случае, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе закрепления и повторения изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр

сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.

1.Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».

3.Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».

4.Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.

В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»

5.Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь»

Игровые педагогические технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Таким образом, игра способствует развитию психических процессов, таких как: внимание, память , речь, мышление. Позволяет в более адаптированной, для младших школьников, форме повторить изученный материал и закрепить его в памяти. Игра способствует формированию у учащихся интереса к предмету, так как она создает более непринужденную обстановку на уроке. Учащимся, при использовании такого средства обучения, проще высказать своё мнение, игра не требует от школьников напряжения, они не испытывают чувства вины, если делают ошибку. Игра - это естественная для младшего школьника и гуманная форма обучения. Она является первой школой мысли ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновение элементов среды.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. А также она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучение и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала. Феномен игры заключен в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.











Литература:

  1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литература», 2005 год.

  2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов – Москва: Просвещение, 1988 год.

  3. Букатов В.М. «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения»; Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000 год.

  4. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников //Начальная школа плюс до и после, 2005 год - №2.

  5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002 год.

  6. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении /С.А.Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов н/Д 2004 год.

  7. Селевко П.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998 год.