СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий в системе дополнительного образования детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий в системе дополнительного образования детей»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Как уникальный пласт общечеловеческой культуры, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, даѐт отдых, обогащает досуг людей, воссоздавая целостность бытия человека.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования.

Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учѐными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Игра рассматривалась как развлечение, забава. На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и форме феномен игры развивался на всѐм протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл.

Многие исследователи связывают происхождение игры с религиозной культурой, к примеру, народные и праздничные игры, сохранившиеся в духовной жизни людей, возникшие из языческих религиозных обрядов.

Нельзя не отметить такой точки зрения ученых, как связь происхождения игры с происхождением искусства. Приверженцами ее были такие философы XIX века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Побуждением к игре, согласно Шиллеру, служит красота; человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова «человек», и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Английский философ Г.Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма упражнения.

По Платону, игра - свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она источник удовольствия.

Аристотель не придавал играм самоценного значения, но ценил игру за развлечения и отдых, за то, что игра готовит к труду.

Значительный вклад в теорию игры внесли З. Фрейд, Фромм, Вундт, а также нидерландский учѐный Й. Хѐйзинга. Он определяет игру следующей формулой: «Игра есть добровольное действие, либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключѐнной в нѐм самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости».

Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой жизни для детей.

В отечественной педагогике серьѐзно разрабатывали теорию игры К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, и другие. К.Д. Ушинский доказывал дидактическое значение игры. Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем.

С.А. Шмаков более 50 лет занимается теорией детской игры. Вместе со своими учениками им была предпринята попытка перенесения игры в контекст деятельности школы, в еѐ учебный и внеучебный процессы. По его мнению, игра - это совокупность способа взаимодействия ребѐнка с миром, познание и открытие его, и нахождение своего места в нѐм.

В науке сложились разные трактовки детской игры: универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактовка понимают еѐ как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспитательный потенциал игры.

Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приѐмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Классификация педагогических игр

Место и роль игровой технологии в учреждениях дополнительного образования, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом классификации педагогических игр. Попытку классифицировать педагогические игры в соответствии с различными основаниями осуществил Г.К. Селевко:

I. По области деятельности:

1.Физические (двигательные) игры (спортивные, подвижные) - это самые разнообразные и многочисленные во всѐм пространстве детских игр. Они развивают спортивные умения и навыки, физические данные, укрепляют здоровье, вырабатывают дух коллективизма и взаимопомощи. Наибольшее количество народных забав - это подвижные игры. В их основе - спортивная борьба, состязательность, конкуренция.

2.Трудовые игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. Часто объект игры-труда (крепость, дом, подъѐмный кран и т.д.) необходим детям для ролевой или иной игры как обязательный еѐ аксессуар.

3.Социальные игры. Все игры социальны в своей основе. Но существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на социализацию личности ребѐнка. К ним относятся деловые и сюжетно-ролевые игры.

4.Интеллектуальные игры (викторины) - особый вид игр, основанный на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире. Это игры, осмысленно ориентированные на обучение ребѐнка.

II. По характеру педагогического процесса:

1.Обучающие, тренинговые, обобщающие игры дают возможность детям понять и изучить учебный материал, формируют у них умения и навыки.

2.Репродуктивные, продуктивные, творческие игры развивают у детей активность, творческие способности.

3.Коммуникативные, диагностические, профориентационные игры учат детей общаться, способствуют их раскрепощению, в процессе таких игр прослеживается диагностика у ребят.

4.Познавательные, развивающие, воспитательные игры развивают творческие способности, любознательность, обогащают словарный запас.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и форме феномен игры развивался на всѐм протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл. Анализируя тезисы по рассмотрению проблемы игры учеными на протяжении двух столетий, можно сделать вывод, что человеческая культура без игры немыслима, что игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении. Игра является обязательной функцией человеческой жизни, представляющей собой вид непродуктивной деятельности.

Игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является ее основой функцией: общение между играющими и между теми, кто играет и наблюдает.

Место и роль игровой технологии в учреждениях дополнительного образования, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом классификации педагогических игр. Классификация игр должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию.

Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей в учреждениях дополнительного образования. Так, например, она позволяет создавать для подростка ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости, на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры), подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.

Применение игровых технологий в учреждениях дополнительного образования оказывают большое влияние на развитие жизненной активности детей, организаторских, коммуникативных и других не менее важных качеств личности, формирование которых связано с увеличением «удельного веса» самообучения и саморазвития в собственном педагогическом процессе работы над собой и над своей ролью в жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!