СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня игровая технология по праву занимает ведущее место в системе дополнительного образования. По результатам исследований специалистов-психологов установлено: при использовании игровых методов, благодаря сближению учебного материала и практическому его применению во время игры, достигается высокое усвоение знаний и приобретение необходимого опыта. Плюс к этому, у детей значительно усиливаются мотивация и активность в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей»

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей


Сегодня игровая технология по праву занимает ведущее место в системе дополнительного образования. По результатам исследований специалистов-психологов установлено: при использовании игровых методов, благодаря сближению учебного материала и практическому его применению во время игры, достигается высокое усвоение знаний и приобретение необходимого опыта. Плюс к этому, у детей значительно усиливаются мотивация и активность в обучении.

Дополнительное образование, является полноправным партнером школьного образования, и выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры - все это требует от педагога высокого профессионализма. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

За счет игровой технологии решается одна из ключевых проблем педагогики — проблема мотивации получения знаний. Игра нравится обучающимся любого возраста: они готовы прикладывать много сил, тратить время, извлекать и использовать свой творческий потенциал. Именно поэтому игра, став средством педагогики, используется для достижения вполне конкретных целей, названных выше. При этом, как любое другое учебное занятие, педагогическая игра требует проектирования и подготовки. При разработке плана игрового занятия должны быть учтены и соблюдены основные принципы игровой технологии: – состязательность, организация здоровой конкуренции; – умение моделировать, имитировать, драматизировать; – демократизация образовательного процесса; – толерантность, конструктивность, свобода деятельности; - эмоциональная заряженность играющих и их физические нагрузки.

Следует отметить, что роль педагога в игровых технологиях – при всей кажущейся легкости организации и проведения занятия – ничуть не менее, а скорее даже более высока и ответственна, чем при обычном образовательном процессе.

Игровые технологии могут быть обучающими, развивающими, воспитательными, социальными, но все они направлены на то, чтобы

  • разбудить активность детей;

  • дать им оптимальный способ усвоения знаний, опыта;

  • подвести ребенка к процессу творчества;

  • вывести его на самостоятельность, активность, общение с другими детьми.

Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

  • развивающие: развитие качеств и структур личности;

  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

В то же время игровой метод – игровая технология построения занятия не синоним развлечению. Она направлена на раскрытие творческих способностей, выявление скрытых пока ресурсов, которые в потенциале могут быть реализованы. И здесь немаловажен вопрос дисциплины. Решается он достаточно просто - в соответствии с выбранной игровой технологией. Любой игре присущи правила, регламентирующие структуру и ход игры, они должны соблюдаться. Договоренность участников группы о правилах поведения на занятиях и есть. Сама сфера дополнительного образования позволяет педагогу реализовывать свои авторские идеи, при использовании игровых технологий у него гораздо больше возможностей проявить творческий подход, чем в общем образовании. Разумеется, используемые при этом приемы и выбранные игры должны работать на главное - успешное освоение образовательной программы - это правила игры.

Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

Игровые технологии строятся как целостное образование. Они охватывают определенную часть учебного процесса и отличаются сюжетом, содержание, персонажами. Определение места и роли игровых технологий в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций педагогических игр. Игровые приемы и ситуации на занятии реализуются следующим образом: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебный материал используется в качестве ее средства, учебная деятельность подчиняется правилам игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Причем игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс и усваивать ряд учебных элементов.

Таким образом, в первую очередь игровая технология способствует умению строить отношения в коллективе, закладывает основы работы в команде, что необходимо как для малыша, так и взрослого человека.

Важно понять, что именно в детские годы формируется характер, и не всегда время, потраченное, к примеру, на изучение иностранного языка, в будущем окупится, если у ребенка не окажется опыта командной работы, который формируется при игровых занятиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!