Использование ЭОР и ЦОР на уроках географии
Лыга Г.В. - учитель географии
МОУ «Благодатновская школа» Амвросиевского района ДНР
26 октября 2016 года
Цели и задачи: - Поделиться опытом использования ЭОР и ЦОР для получения, обобщения знаний и умений и навыков. - Показать , как с помощью компьютерных технологий повысить эффективность и качество знаний.
- Выступление в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко 26 октября 2016 года на международной научно-практической конференции «География – от теории к практике», посвященная юбилею кафедры географии – 80 лет.
Ожидаемые результаты :
- В зависимости от дидактических целей и специфики курса географии нужно использовать различные виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные.
Виды работ : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Направления использования ИКТ в процессе обучения
- овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений;
- компьютерные технологии как мощное средство обучения , которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
Формирование информационной грамотности учащихся
- получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей;
- овладение современными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Элементы ИКТ в учебном процессе
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- интерактивная доска,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и программы тестирования,
- образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
- видео и аудиотехника,
- интерактивные конференции и конкурсы,
- материалы для дистанционного обучения,
- научно-исследовательские работы и проекты,
- дистанционное обучение.
Электронные версии учебников
Работа и интерактивной доской
Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point
- лекционные , которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме; уроки-иллюстрации по темам , где существует необходимость ярких зрительных образов; уроки - наглядные пособия , помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно
- лекционные , которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
- уроки-иллюстрации по темам , где существует необходимость ярких зрительных образов;
-
- уроки - наглядные пособия , помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно
Инструменты учебной деятельности
- Наиболее часто применяемыми в образовательном процессе технологиями в рамках ИКТ являются офисные программы Word, Excel, Power Point, электронные учебники, автоматизированный контроль знаний, Интернет.
- Применение офисных технологий значительно повышает эффективность урока. В социально-экономической географии очень часто используется статистический материал для анализа происходящих процессов в населении и хозяйстве.
Построение диаграмм, используя офисную технологию программы MS Excel
- Тема «География отраслей мирового хозяйства». Анализ статистических данных и построение диаграмм, в которых отражают страны-лидеры в различных отраслях мирового хозяйства.
- Тема «Оценка мировых природных ресурсов». Анализ запасов минеральных ресурсов и др.
Творческие домашние задания и практические работы
- составление кроссвордов, например, «Государства и их столицы», которые в дальнейшем используются на уроках в качестве закрепления и проверки знаний по теме «Политическая карта мира»;
- построение диаграмм, например,
«Десяток стран мира, обладающих крупнейшими запасами нефти, газа» с последующим анализом.
Анализ статистического материала
Темы:
«Население мира»,
«Население стран и субрегионов» и др. в 10- 11 классах;
«Население России» и «Население Донецкого края» и др. в курсе географии 9 класса.
С помощью программы Google Планета Земля можно совершить путешествие по всей планете и посмотреть спутниковые снимки, карты, рельеф и 3D-здания, долететь до дальних галактик и погрузиться в океанские впадины.
Счетчик населения России ( online) http://nopredel.narod.ru/pop/mini_ru.htm
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Школьная геоинформационная система «Живая география 2.0»
Использование GPS- приёмника:
- Подключение к персональному компьютеру;
- Подключение GPS- приёмника к школьной геоинформационной системе «Живая география 2.0»;
- Нанесение передвижения на цифровую карту;
- Проведение съёмки местности.
Использование GPS- приёмника
Место школьной ГИС с GPS в тематическом планировании школьных курсов ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ГЕОГРАФИИ
Класс
Название курса
4
Тема в курсе
Окружающий мир
6
8-9
Краткое описание работы
Родной край- часть большой страны
Начальный курс географии
География России
План и карта
Составление плана пришкольного участка
Фиксация маршрута на цифровой карте
Источники географической информации.
10-11
Составление цифровой карты местности.
Комплексный геоэкологический практикум.
Экономическая и социальная география мира
Составление цифровой карты изучаемой территории и привязка к ней данных геоэкологического мониторинга
Современная география
Составление цифровых карт территорий, привязка к системе геогр. координат и системы информационных слоёв (админ. деление, дорожная сеть, характер рельефа, гидрография, населён. пункты, растительность, с/х - ные угодья, возрастной состав населения и т.д.)
Особенности школьного географического образования путем его информатизации:
• универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями;
• возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности;
• организация индивидуальной и дифференцированной работы на качественно новом уровне;
• доступ к большому объему информации;
• отработка в интерактивном режиме базовых умений и навыков;
• организация самоконтроля;
• усиление значимости экспериментальной, творческой и проектно-исследовательской деятельности.
Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать . Гете
Внедрение современных цифровых образовательных ресурсов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса.