Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на логопедических занятияз»
Введение.
- В условиях информатизации школьного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, возможности вариантов обучения
Использование ИКТ в коррекционно-развивающнм процессе
Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером
- Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:
для детей - 15-20 минут в день;
- Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
- Время и место проведения гимнастики
- Зрительная гимнастика во время работы на компьютере
- Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера
Цели использования компьютерной технологии:
- оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
- создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.
Задачи:
- Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
- Развитие познавательной активности, самоконтроля.
- Активизация словаря.
- Закрепление знаний цветов спектра.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Создание положительного эмоционального фона.
- Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышлен-ным героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.
- Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
ИКТ для устранения устной речи
" Игры для Тигры" (автор Лизунова Л.Р.). преимущества :
- Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).
- Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).
- Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям).
- Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.
- Сокращение сроков реабилитации.
- Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).
Программа включает в себя четыре блока:
« Просодика", "Звукопроизношение", "Фонематика", "Лексика".
Способствует коррекции, формированию и развитию:
- длительности и силы речевого выдоха;
- громкости (интенсивности) и тембра голоса;
- темпоритмической организации речи;
- интонационной выразительности речи;
- чёткости и разборчивости речи;
- эффективного и аффективного звеньев речевой системы;
- неречевого слухового гнозиса;
- речевого анализа и синтеза;
- структуры значения слова;
- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических);
- грамматического значения слова;
- коммуникативных навыков детей.
ИКТ для устранения письменной речи
- Решению использовать обучающие игры по русскому языку способствовало также возникновение проблемы дисграфии (отсутствия орфографической зоркости) у большого количества учащихся.
- Такая практика позволила решить многие проблемы коррекции оптических нарушений у учащихся. Известно, что работа с оптическими нарушениями требует занятий тренировочного характера с предъявлением ученику большого количества наглядного материала, скрупулезной работы по развитию зрительного внимания и памяти. ИКТ позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие развитию зрительного внимания и памяти .
- Другой положительный момент использования ИКТ состоит в том, что речевой материал игр обычно разбит на блоки по годам обучения и по грамматическим темам.
Вывод
- Таким образом, целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми школьного возраста позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи и в целом содействуют гармонизации развития. Опыт проведения подобных занятий в течение трех лет позволяет сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях ИКТ: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход, и способствуют динамике устранения нарушений письма.
Список литературы
Список использованной литературы.
1. Гаркушина Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. " Новые информационные технологии в логопедической работе" Логопед М., 2004. № 2.
2.Леонова Л, А, "Дошкольник и компьютер" издательство Москва - Воронеж 2004.
3.Лизунова Л.Р. "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста".
Перечень используемых источников.
1.«Букварь»,ООО «Мультимедийные образовательные системы», Калуга, 2005
2."Игры для Тигры" (автор Лизунова Л.Р.)
3.«Скворцова И.В.Трудные звуки.», ОЛМА Медиа Групп, 2007
4.«Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 кл.» ( серия «Начальная школа»),Москва, 2008
5.«Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 кл.» ( серия «Начальная школа»), Москва, 2008
6.«Уроки Кирилла и Мефодия.Русский язык. 1 кл.» ( серия «Начальная школа») Москва, 2008,
Перечень Интернет- ресурсов:
http://festival.1september.ru/ (фестиваль педагогических идей)
http://infoteka.intergu.ru/ (интергу. ру)