СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний учащихся в коррекционной школе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на августовской конференции, секция учителей естественно-научного цикла.

Просмотр содержимого документа
««Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний учащихся в коррекционной школе»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 10

города Асино Томской области»












«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний учащихся в коррекционной школе»






Елена Рудольфовна Иванова,

учитель биологии первой квалификационной категории












Август 2018 год

Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.

Георг Зиммель.

Слайд 1.


Слайд 2. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития.

Слайд 3. Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально корригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.

Слайд 4. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках биологии разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика.

Слайд 5. Целью моей работы является апробация форм и методов применения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, показать возможности использования информационных технологий на уроке биологии для повышения качества знаний учащихся.

Слайд 6. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ — помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Поэтому электронные презентации и электронные учебники можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, доставляющее показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к учебным пособиям, как вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной темой и общими принципами дизайна.

Слайд 7. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Слайд 8. На уроках биологии ИКТ используется различные программные продукты, электронные пособия, которые помогают наглядно сопровождать объяснения учителя или ученика.

Слайд 9. Информационно-коммуникационных технологий используются на разных этапах урока и имеют разные задачи.

Слайд 10. При использовании компьютера на этапе объяснения нового материала, тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты изучаемой темы, что дает возможность учащимся в течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. Изложение учебного материала учителем сопровождается видеорядом, который может быть представлен

Слайд 11. анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми таблицами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу растительного и животного мира, помочь учащимся ощутить живые, яркие и увлекательные моменты. Это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Анимация при показе опытов, роста и развития растений, особенностей жизнедеятельности животных позволяет учащимся лучше усвоить материал и активизирует познавательную деятельность учащихся.

Слайд 12. На таких уроках есть возможность показать большое количество схем, таблиц, что позволяет их использовать в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты, поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью.

Слайд 13. На этапе закрепления полученных знаний используются задания-тренажеры из электронных учебников или других программных материалов, опыты.

Слайд 14. На этапе контроля знаний используются различные электронные ресурсы, а так же тесты изготавливаются учителем, непосредственно для каждого класса или ученика.

Слайд 15. Опыт проведения уроков с использованием компьютерных презентаций позволил мне сделать вывод о том, что учащиеся не должны быть пассивными зрителями и слушателями во время уроков и рассказа учителя. Выполнение заданий обостряет внимание учащихся, заставляет осмысливать полученную информацию.

Слайд 16. Основные итоги, которые сводятся к следующему: мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Он позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов.

Слайд 17. Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:

  • заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т.д.);

Слайд 18.

  • предъявляет наглядность (фотографии, схемы, таблицы и т.д.);

  • осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.)

  • дополняет учебник;

  • облегчает использование фотоизображений и видеозаписей позволяет расширить и углубить знания учащихся о многообразии животного и растительного мира.

  • используется в качестве пишущей машинки при подготовки с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.

Слайд 19. Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:

  • резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;

  • учитель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;

  • изменяется отношение к компьютеру, как к игрушке, учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

  • создаются условия для развития наглядно-образного мышления, внимания;

Слайд 20. При использовании компьютерных презентаций на уроке биологии подчеркну положительные моменты, что данные технологии:

  • Позволяют создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

  • Позволяют обеспечить методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.

  • Позволяют оптимально использовать время на уроке;

  • Позволяют видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;

  • Позволяют учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом.

Слайд 21.

  • Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.

  • Презентации позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.

  • Применение презентаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Слайд 22. Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей с особенностями в развитии, дает положительные результаты:

  • вызывает интерес детей к изучению биологии,

  • помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность учеников,

  • помогает постоянно следить за усвоением знаний, и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности,

Слайд 23. Физминутку для учащихся также может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений). Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Слайд 24. Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также способствует росту профессионализма и самообразования учителя.

Слайд 25. Введение ИКТ технологий в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.

Слайд 26. Спасибо за внимание!