Изотова О.С.,
учитель начальных классов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования, программ обучения в начальной школе, учебных пособий показал, что объем теоретического материала, предложенного для усвоения младшим школьником, многократно возрос.Подача этого материала должна обеспечиваться современными средствами. Изменилась и роль ученика в образовательном процессе. Ребёнок теперь выступает как субъект отношений с людьми, миром и собой, что предполагает его успешность и самореализацию в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребёнка.
Среди требований, предъявляемых ФГОС НОО к метапредметным результатам обученияследует особо выделить«… активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;использование различных способов поиска (в справочныхисточниках и открытом учебном информационном пространстве сетиИнтернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи иинтерпретации информации в соответствии с коммуникативными ипознавательными задачами и технологиями учебного предмета;…»1
Использование информационных технологий позволяетсделать урок по-настоящему развивающим, современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Умение учитьсяявляется существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.
УУД заявлены к формированию на всех предметах, в том числе на уроках «Окружающего мира».
Приоритетной целью предмета «Окружающий мир» является формирование целостного взгляда на познаваемый ребенком мир. Содержание программы отбиралось с учетом раскрытия связей в системе природа - человек - общество, взаимодействия человека с природной и социальной средой. 4
Преподавание уроков предмета «Окружающий мир» строится на использовании системно – деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности как таковой.
Отличает такую систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития (область потенциальных возможностей), что позволяет учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка.
Использование ИКТ на уроках «Окружающего мира»возможно на любом этапе: этап самоопределения к деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа, включение в систему знаний и рефлексия деятельности.
Так, в 1 классе (тема «Наши помощники – органы чувств») на этапе самоопределения к деятельности ИКТ используется как демонстрационное средство.
Слайд 3 (зимний пейзаж)
Зима, холодно. Так хочется тепла, солнышка. А вы хотите в лето? А давайте поколдуем. Закройте глаза. И начинаем считать: раз, два, три. Откройте глазки.
Слайд 4 (летний лес, звуки леса)
Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке землянику с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая?
Слайд 5 (кора дерева)
Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево?
Слайд 6 (камни, песок)
А вот около речки увидели камни. Расскажите, какие они.
-Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне?
Ягода красная, сладкая, ароматная. Ствол дерева шершавый. Камень круглый и холодный.
Что вам помогло дать такие ответы?
Глаза, нос, руки, рот.
Подумайте и попробуйте определить тему нашего урока.5
А на уроке по теме «Путешествие капельки» (2 класс) при показе круговорота воды в природе учитель использует не привычную схему, а интерактивный плакат, на котором изменение агрегатных состояний воды показано с использованием анимации.
Подобный интерактивный плакат – «Физическая и политическая карта полушарий» может быть использован при изучении раздела «Мы – жители Земли» (2 класс). 8Здесь же используется модель – карта Солнечной системы, дающая возможность не только рассмотреть планеты под любым углом, но и проследить траекторию их движения, а также получить краткую характеристику интересующего объекта.7
На уроке по теме «Что мы знаем о воде?» на этапе открытия новых знаний при определении свойств воды невозможно обойтись без опытов. Однако некоторые опыты потенциально опасны (например, переход воды из жидкого в газообразное состояние). Здесь неоценимую помощь оказывает ЭОР «Кирилл и Мефодий» (уроки для 2 класса). С одной стороны, опыт неопасен, т. к. его проводит виртуальный персонаж, а с другой стороны, проведением опыта руководит сам обучающийся, т. е. от его (обучающегося) действий зависит тот или иной результат опыта. Срабатывает принцип деятельности, который подразумевает получение знаний не в готовом виде, в ходе самостоятельной или групповой работы.
Насыщенность и объемность материала, данного для изучения по одной теме, подразумевает самостоятельную работу (принцип минимакса и вариативности). И здесь ЭОР, составленные авторами программы, просто незаменимы. Обучающийся работает с ЭОР не только на уроке, но и самостоятельно дома, имея возможность вернуться в начало темы или (при достаточно высоком уровне усвоения материала) просмотреть «Материалы для любознательных» и проверить свою эрудицию по данному вопросу. Кроме того, ЭОР содержит фото и видеозаписи, которые дополняют целостную картину изучаемой темы.5
ИКТ позволяют также обучающемуся творчески подходить к процессу выполнения домашнего задания.В качестве проверки домашнего задания возможно предложить обучающимся интерактивное тестирование. Многие из интерактивных тестов, созданных в программе MicrosoftOfficePowerPointне только оснащены возможностью выбора правильного ответа и перехода от одного вопроса к другому, но и имеют функцию выставления отметки и определенияколичества неверных ответов.
Создание мультимедийных презентаций стало одной из распространенных форм защиты проектов и исследовательских работ. Оформление работы в виде презентации дает возможность наглядно, четко, кратко ознакомить слушателей с проведённым исследованием. На этапе представления своих исследований учащиеся должны не только ознакомить слушателей с темой, целями и задачами своего исследования, но и уметь ответить на возникшие в ходе выступления вопросы, отстоять свою точку зрения, приведя веские аргументы.
Результативность использования ИКТ по формированию универсальных учебных действий возможно отследить с помощью учебно-методического комплекта «Учимся учиться и действовать», который представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса.Диагностические мероприятия позволяют выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.3
Данные о результатах проведения данного мониторинга позволяют говорить о наличии прогресса в формировании универсальных учебных действий при использовании информационно – коммуникационных технологий.
Таблица 1.
Мониторинг УУД. 2 класс. Обобщенный прогресс в развитии УУД в целом по классу | |
Блоки умений | Регулятивные УУД | Познавательные УУД |
% детей, имеющих прогресс в развити УУД | 60% | 45% |
Таблица 2. Мониторинг УУД. 2 класс. Прогресс в развитии УУД по отдельным умениям в целом по классу. | |
| Планирование | Оценка | Анализ | Синтез | Сравнение | Классификация | Обобщение | Причинно-следственные связи | |
% детей, имеющих прогресс в развитии УУД | 60% | 60% | 40% | 72% | 36% | 44% | 48% | 28% | |
Диаграмма 1.
Однако использование компьютерных технологий в школе, особенно начальной, затруднено ограничениями Санитарных Правил и норм, СанПиН. «Допускается нахождение детей перед экраном компьютера не более 10-20 мин в день, что почти исключает возможность использования компьютерных обучающих программ». 6 Кроме того, чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их. Необходимо подчеркнуть, что понимание процесса обучения в информационном обществе не требует отказа от традиционных дидактических представлений, но требует их развития, рассмотрения с новых позиций, в том числе и с различных дидактических подходов.