СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа поможет понять для чего можно использовать ИКТ на уроках окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках окружающего мира»

О.Карманова

ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н.А.Плутова

Использование ИКТ на уроках окружающего мира.

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.

В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

-  развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Позволю себе напомнить то, что изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Исходя из опыта работы по данной теме, я убедилась насколько проще решать данные задачи, стоящие перед учителем при подготовке и проведении уроков окружающего мира с использованием ИКТ. Мне  уже трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной или исследовательской работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний, тем самым способствуя формированию и развитию навыков и умений, необходимых на данном этапе.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в учебной деятельности, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного обучения, используя мультимедийный комплекс, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний.

Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет, и эти данные с каждым годом увеличиваются. Считаю, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет только возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать и требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, появилась возможность для обеспечения  эффективной организации познавательной деятельности учащихся. 

Основной источник повышения интереса к учебной деятельности –  это создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

Использование различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в  обучении позволяет организовать урок, которому  свойственно следующее:

- интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Считаю, что применять различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий можно на всех этапах: при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, обобщения опыта работы в электронном виде.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

- средство подготовки текстов, их хранение;

- графический редактор;

- средство подготовки выступлений;

- вычислительная машина больших возможностей.

И в заключении, хотелось бы сказать, по-моему, проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует не только меня, но и всех учителей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это и есть основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя, ведь эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы – педагоги их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Рисунок 1 – применение ИКТ на уроке