Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ в период дистанционного обучения
Гончар Е.А.,
учитель ОРКСЭ
ГОУ ЛНР ССШ №32
им.П.Л. Дремова
Как выжить в дистанционном образовании, сделав его комфортным для педагога и учеников?
- Как выжить в дистанционном образовании, сделав его комфортным для педагога и учеников?
- Задача учителя ОРКСЭ Найти платформу/ соцсеть для оперативного выхода на связь в любое время. Активизировать деятельность учеников НА УРОКЕ, максимально включив их в работу.
Организация закрепления изученного материала, контроль и оценка УУД по предмету ОРКСЭ УСПЕХ Задача родителей — направить ребенка, нацелить на получение знаний по предмету ОРКСЭ. На родителей падает ответственность за контроль и вовлеченность детей в образовательный процесс.
Минусы дистанционного обучения предмета ОРКСЭ:
- Отсутствие высокоскоростного интернета в сельской местности лишает возможности учителя ОРКСЭ использования современных образовательных платформ.
- Отсутствие выбора предмета ОРКСЭ в информационно-образовательной среде «Российская электронная школа».
- Отсутствие предмета ОРКСЭ в мобильном приложении «Моя школа в online » ( https ://cifra.school / )
- Контроль образования младших школьников зависит от ответственности родителей и их уровня образования.
Вывод:
Учителю придется стать обучаемым. В период дистанционного обучения мы все чувствовали себя потерявшимися среди большого многообразия современных сервисов. Хочется верить, что это пройдет. И мы найдем то, что подойдет нам, нашим детям и родителям . Хочется верить, что нас вооружат четкой нормативной базой и ресурсами. Но главное – не потерять самое главное – само образование, которое и есть общественное благо и нравственный оплот нашего будущего
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева). Дистанционный учитель - автор урока. Он проводит подготовительную работу по созданию учебного образовательного ресурса.
Цели и задачи дистанционного урока ОРКСЭ
Цель дистанционного урока : освоение учебных программ с использованием дистанционных технологий, с целью формирования у учащихся навыков творческого, критического мышления, самостоятельности в организации и регулировании собственной деятельности, развитии уровня ИКТ-компетентности. В процессе обучения учащийся приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии.
Задачи:
- формировать у учащихся навык эффективного поиска и отбора информации, ее структурирования, анализа и оценки, давать оценку информации с точки зрения ее дидактических свойств: достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности);
- формирование навыков самооценивания, сравнения получаемых в автоматическом режиме результатов с прогнозируемыми. Осуществление самокоррекции своей учебной деятельности, развитие навыка рефлексии
- модернизировать формы педагогического контроля в условиях применения новых средств обучения: сетевых учебных курсов, интерактивных обучающих компьютерных программ, тренажеров, тестов;
- освоения учащимся новых видов деятельности: работа в тестовом режиме, интерактивный (онлайн) режим.
Виды дистанционных уроков
1. Анонсирующие занятие
2. Вводное занятие
3. Индивидуальная консультация
4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний
5. Синхронная телеконференция
6. Асинхронная телеконференции
Основные требования к образовательному ресурсу, размещенному в сети Internet на странице сайта школы или учителя ОРКСЭ
Образовательные ресурсы урока могут быть представлены в виде:
- текстовых документов (doc, PDF, …)
- презентаций PowerPoint в демонстрационной версии
- аудио- и видеофрагментов
- интерактивных карт
- интерактивных заданий
- тестовых заданий
- электронных рабочих тетрадей
- Flash–аним
Сетевое взаимодействие, организация сотрудничества равноправных партнеров – учителя и учащихся, на всех этапах дистанционного урока ОРКСЭ
- Приветствие
- Целеполагание
- Актуализация знаний и умений
- Изучение нового материала и закрепление
- Подведения итогов
План-конспект дистанционного урока
- Тема занятия, учебный предмет.
- Тип занятия.
- Девиз, цитата и т.п.
- Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности).
- Предполагаемый состав учащихся – класс (возраст), количество.
- Проблема занятия или главный вопрос.
- Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися.
- Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии.
- Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
- Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся) – примерные вопросы, необычные сведения, творческие задания и др.
- Перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия.
- Перечень видов деятельности самого дистантного педагога и других возможных участников занятия.
- Перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятия (ссылки на web-сайты, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др.)
Рекомендации для учителя ОРКСЭ дистанционного урока
- Старайтесь как много меньше говорить и больше задавать вопросов.
- Как можно больше старайтесь приблизить учебный материал к жизни и к тому, что находится за окном у ребёнка, ведь эти ученики знают о мире гораздо меньше, чем их сверстники
- Не всегда есть необходимость работать в дистанционном режиме все 45 минут.
- Продумайте физкультминутки для ребёнка, когда он сможет «оторваться» от экрана монитора и расслабиться.
Онлайн-сервис LearningApps https://learningapps.org довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно создавать и свои упражнения, подобные имеющимся.
- Упражнения представлены в разных формах:
- Викторины с открытым ответом, викторины с выбором ответа;
- Задания на сопоставление, правителя и портрета, правителя и события;
- Задание заполнить пропуски в тексте;
- Задания найти на карте;
- Кроссворд;
- Аудио-, видеоконтент.
- Все задания сопровождаются картинками и анимациями для наглядности, в случае выбора неправильного ответа, указывается ошибка, можно попробовать выбрать ответь еще раз.
Онлайн-сервис
- Онлайн-сервис Quizizz, https://quizizz.com/ , позволяет создавать онлайн-викторины, дистанционные уроки, домашнее задание с отсрочкой времени. Учащиеся могут проходить онлайн-задания на мобильных устройствах, что особенно удобно при дистанционном обучении. Интерфейс простой и понятный. Чтобы создать необходимое упражнение, следует соблюдать простую пошаговую инструкцию в данном онлайн-сервисе. В Quizizz мы создаем интерактивные уроки для обучающихся с объяснением нового материала, которые дети могут посмотреть дома, викторины и опросники. Также имеется библиотека готовых заданий и викторины по любой области знаний.
Онлайн-сервис
- Образование нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Электронные ресурсы позволяют работать на уроках в новых форматах и предлагать детям увлекательные интерактивные игры, одной из которых является Веб-квест (webquest) - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В основе веб-квеста лежит индивидуальная работа учащихся по решению заданной проблемы, подготовленных автором - учителем. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний. Прохождение веб-квеста способствует формированию навыков поиска информации, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков и расширению словарного запаса, поощрению самостоятельности учеников. Мы предлагаем ученикам прохождение Квест-комнаты на сайте Learnis «Облачная комната», https://www.learnis.ru/390574/. В данном квесте имеются задания, которые спрятаны в комнате. Выполнять их можно в любом порядке. Нажимая на предметы, необходимо догадаться по скрывающимся подсказкам, где находится вопрос, на который надо дать правильный ответ. Главное, внимательно фиксировать ответы на вопросы, чтобы без ошибок записать код и «выйти из комнаты». Код записывается по порядку, без пробелов.
Онлайн-сервис
- Онлайн-сервис Wordwall, https://wordwall.net/ru - это многофункциональный онлайн-инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры, имеется 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати. После создания учебного задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента. Например, задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур. Бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей. Также можно пользоваться имеющимися готовыми заданиями. В сервисе Wordwall мы создаем игры и занятия, в которых дети отвечают на вопросы играя, составляем кроссворды.
Онлайн-сервис
- Применение онлайн-сервисов, при изучении учебного предмета ОРКСЭ, позволяет педагогу значительно повысить качество обучения, сделать изучаемый материал более интересным, интерактивным, личностно ориентированным и результативным. Мы используем в своей работе такие онлайн-сервисы, как онлайн-конструктор для создания тестов, квизов и викторин Моретестов. https://moretestov.com/ , где удобно создавать собственные тесты с возможностью их последующей интеграции на сайте образовательного учреждения. В сервисе Моретестов мы создаем тесты и опросники для обучающихся по пройденным темам и используем их на уроках и в качестве домашнего задания.
Онлайн-сервис
Онлайн-сервис
- Для закрепления и обобщения материала или выполнения домашнего задания предлагаем обучающимся пройти онлайн-викторины, созданные в Google-формах. Google-формы - один из облачных сервисов Google, связанный с облаком и таблицами. Как и для использования любых других продуктов Google, для авторизации достаточно просто иметь почтовый ящик на Gmail. Гугл-формы - простой, удобный и надёжный инструмент. Он интуитивно понятный, лёгкий в освоении, быстро внедряется и, что немаловажно, бесплатный. В данном сервисе можно проводить опросы и собирать полученные результаты в таблицы.
Онлайн-сервис
- Большие возможности для обучающихся и педагогов при изучении модуля ОРКСЭ открывают электронные библиотеки, в которых можно найти произведения православных авторов, книги о православии и другую литературу. Это актуально не только потому, что в обычных библиотеках не всегда можно найти интересующие книги, но и потому, что школьники чаще бывают в Интернете, чем в библиотеке. Учитель, преподающий основы православной культуры, должен не только развивать детей и воспитывать в них нравственные качества, но и сам расти духовно, и в этом ему, конечно же, помогает православная литература. Я в своей работе используем сайт «Библиотека православного христианина», http://wco.su/biblio/ , который отвечает всем этим запросам.
Веб-список сайтов «Православный интернет»
Милосердие.ру http://www.miloserdie.ru/
Официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/
Патриарх – детям http://www.patriarch-detyam.ru
Патриарший Центр духовного развития детей и
молодежи http://www.cdrm.ru/
Православие.ру http://www.pravoslavie.ru/
Православная энциклопедия. Один из самых полных сводов знаний по
Православию и истории религии http://www.pravenc.ru/
Православный образовательный проект «СЛОВО» http://www.portal-slovo.ru/
Русская Православная Церковь. Официальный сайт отдела
внешних церковных связей http://www.mospat.ru/