Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Мирный
муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
(МОБУ СОШ с. Мирный)
Мастер-класс на тему:
«Использование ИКТ на уроках русского языка – средство повышения познавательной активности учащихся».
Подготовила: Сагитова.И.Н.
с.Мирный 2019
Д
обрый день, уважаемые коллеги! Тема, которую я сегодня представляю на семинаре, звучит так:
Слайд 1. «Использование ИКТ на уроках русского языка – средство повышения познавательной активности учащихся». Над этой темой самообразования я проработала в течение 5 лет. Своими наработками я сегодня поделюсь с вами.
Что же привело учителя гуманитарных дисциплин в компьютерный класс? Прежде всего, желание оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. В современной школе учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовит авторские уроки – мультимедийные презентации, тестеры, информационно – дидактические игры. И первые успехи в их разработке, как правило, вызывают, чуть ли не детский восторг. Использование современных технологий помогает достичь высоких результатов в преподавании своего предмета.
Каждый урок требует чего – то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе мне помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни".
Моей основной целью является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование ИКТ.
Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Э
лектронные учебники, видеоуроки, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешной организации учебного процесса.
Слайд 2. Применение ИКТ на уроках усиливает:
– положительную мотивацию обучения;
– активизирует познавательную деятельность обучающихся;
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования.
Делает урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
Сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Слайд 3. Системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, а значит, повысить качество обучения школьников
С
лайд 4. Основные направления моей работы:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами MS Office (Power Point, ПромоШОУ, Microsoft Word, Movie Maker, Киностудия);
- работа с ресурсами Интернет;
- использование текстовых материалов, тестов;
- использование интерактивной доски.
С
лайд 5. ПромоШОУ. Эту программу считают лучшей для создания презентаций, она обладает уникальными инструментами, отличными от тех, что предлагает PowerPoint. Основное предназначение программы – создание презентаций со звуковым сопровождением и разными эффектами. Самое важное, что эта программа для презентаций на русском. Но помимо этого качества у нее есть немало других: отлаженная работа технологии создания презентаций; хороший набор инструментов, включающий в себя множество видов эффектов, переходов; поддерживает трехмерную графику; гибкая настройка показа каждого слайда;
Слайд 6. Презентация Power Point.
Приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор;
повышает производительность труда учителя и учащихся
развивает навыки самостоятельной работы на уроке и при подготовке к нему.
Слайд 7. В своей практике я использую несколько вариантов презентаций:
Н
а уроках литературы пользуюсь «Лекционной презентацией» – это визуальные материалы, иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.
Презентацией «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей, допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и создают максимальный эффект присутствия.
Презентацией «Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его, отсюда: задействуют три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала
А
вот «Интерактивные презентации», на мой взгляд, наиболее эффективны на уроках русского языка при организации самостоятельной деятельности обучающихся во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.
Слайд 8. Технологические приемы(Power Point)
«Листание»- Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить сюжет произведения, творчество художника, поэта, писателя и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги, например, при описании череды событий. (пример 1)/ (пример 2)
«Лови ошибку»- Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. (пример)
«Интерактивный тренажер» -является также мультимедийным средством обучения. Тренажер – это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения заданий (пример)
«Лупа» - Этот прием можно использовать на уроках развития речи. В более сложных компьютерных программах он, безусловно, работает эффективней, но и в условиях постановочных демонстраций его применение оправдано, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы
«Анимированная Сорбонка» — это двусторонняя карточка, с одной стороны которой находится вопрос, а с другой — ответ на него. (пример)
«Плакат» - вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
С
лайд 9. Я создаю, и ученики мне в этом помогают, и свои фильмы (пример)
С
лайд 10. С помощью электронных таблиц на уроках русского языка дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.
Слайд 11. Фонохрестоматия . Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться
Может даваться как иллюстрация
Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров.
Слайд 12. Очень часто в свои уроки русского языка и литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников и сети Интернет, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается.
С
лайд 13. Не секрет, что в наше время дети не любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь на помощь приходят диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет возможности посмотреть фильм в полном объеме, но отдельные эпизоды все же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения слабых учеников.
С
лайд 14. Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?
Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.
Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.
В
-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Овсянку, Константиново, поэтому такие экскурсии замещают "живые".
Слайд 15. Видеопоэзия позволяет лучше понимать смысл и настроение поэтов, обращать внимание на красоту стихотворного ряда.
Видеопоэзия является эффективным, доступным и интересным методом изучения лирических произведений, развивающим воображение, ассоциативное и креативное мышление.
Слайд 16. Использование занимательных и обучающих тестов
позволяет начать подготовку к ГИА уже с 5 класса. Выполнение электронных тестов позволяет мне осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, ученики узнают о своих ошибках и анализируют их сразу же на уроке.
Слайд 17,18. Преимущества использования ИКТ:
1.Делают обучение более эффективным.
2.Способствуют индивидуализации обучения.
3.Повышается мотивация обучения.
4.Активизируется познавательная деятельность учащихся.
5.Обеспечивается оперативность и объективность контроля.
6.Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
7. Облегчают деятельность педагога и создают эффективную обратную связь.
8.Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов.
9. Повышается интерес к изучаемому предмету.
С
лайд 19. Но я не только использую материалы Интернета, я размещаю на разных сайтах для учителей и свои разработки уроков, презентаций, внеклассных мероприятий, классных часов и др.
Слайд 20. В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Слайд 21. «ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЁД – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ…» (КЬЕРКЕГОР)
Слайд 22. Я благодарю вас за внимание и желаю, чтобы в новом году вас не покидало хорошее настроение и радость от общения с детьми. Спасибо!