СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках русского языка – средство повышения познавательной активности учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс, выступление

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка – средство повышения познавательной активности учащихся»

Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Мирный

муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан

(МОБУ СОШ с. Мирный)






Мастер-класс на тему:


«Использование ИКТ на уроках русского языка – средство повышения познавательной активности учащихся».







Подготовила: Сагитова.И.Н.




с.Мирный 2019

Д обрый день, уважаемые коллеги! Тема, которую я сегодня представляю на семинаре, звучит так:

Слайд 1. «Использование ИКТ на уроках русского языка – средство повышения познавательной активности учащихся». Над этой темой самообразования я проработала в течение 5 лет. Своими наработками я сегодня поделюсь с вами.

Что же привело учителя гуманитарных дисциплин в компьютерный класс? Прежде всего, желание оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. В современной школе учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовит авторские уроки – мультимедийные презентации, тестеры, информационно – дидактические игры. И первые успехи в их разработке, как правило, вызывают, чуть ли не детский восторг. Использование современных технологий помогает достичь высоких результатов в преподавании своего предмета.

Каждый урок требует чего – то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе мне помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни".

Моей основной целью является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование ИКТ.

Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Э лектронные учебники, видеоуроки, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешной организации учебного процесса.

Слайд 2. Применение ИКТ на уроках усиливает:

– положительную мотивацию обучения;

– активизирует познавательную деятельность обучающихся;

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

способствует повышению качества образования.

Делает урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

Сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Слайд 3. Системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, а значит, повысить качество обучения школьников

С лайд 4. Основные направления моей работы:

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Power Point, ПромоШОУ, Microsoft Word, Movie Maker, Киностудия);

- работа с ресурсами Интернет;

- использование текстовых материалов, тестов;

- использование интерактивной доски.


С лайд 5. ПромоШОУ. Эту программу считают лучшей для создания презентаций, она обладает уникальными инструментами, отличными от тех, что предлагает PowerPoint. Основное предназначение программы – создание презентаций со звуковым сопровождением и разными эффектами. Самое важное, что эта программа для презентаций на русском. Но помимо этого качества у нее есть немало других: отлаженная работа технологии создания презентаций; хороший набор инструментов, включающий в себя множество видов эффектов, переходов; поддерживает трехмерную графику; гибкая настройка показа каждого слайда;

Слайд 6. Презентация Power Point.

Приводит к целому ряду положительных эффектов:

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор;

повышает производительность труда учителя и учащихся

развивает навыки самостоятельной работы на уроке и при подготовке к нему.

Слайд 7. В своей практике я использую несколько вариантов презентаций:

Н а уроках литературы пользуюсь «Лекционной презентацией» – это визуальные материалы, иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.

Презентацией «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей, допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и создают максимальный эффект присутствия.

Презентацией «Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его, отсюда: задействуют три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала

А вот «Интерактивные презентации», на мой взгляд, наиболее эффективны на уроках русского языка при организации самостоятельной деятельности обучающихся во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.

Слайд 8. Технологические приемы(Power Point)

«Листание»- Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить сюжет произведения, творчество художника, поэта, писателя и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги, например, при описании череды событий. (пример 1)/ (пример 2)

«Лови ошибку»- Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. (пример)

«Интерактивный тренажер» -является также мультимедийным средством обучения. Тренажер – это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения заданий (пример)

«Лупа» - Этот прием можно использовать на уроках развития речи. В более сложных компьютерных программах он, безусловно, работает эффективней, но и в условиях постановочных демонстраций его применение оправдано, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы

«Анимированная Сорбонка» — это двусторонняя карточка, с одной стороны которой находится вопрос, а с другой — ответ на него. (пример)

«Плакат» - вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.


С лайд 9. Я создаю, и ученики мне в этом помогают, и свои фильмы (пример)

С лайд 10. С помощью электронных таблиц на уроках русского языка дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.

Слайд 11. Фонохрестоматия . Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться

Может даваться как иллюстрация

Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров.

Слайд 12. Очень часто в свои уроки русского языка и литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников и сети Интернет, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается.

С лайд 13. Не секрет, что в наше время дети не любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь на помощь приходят диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет возможности посмотреть фильм в полном объеме, но отдельные эпизоды все же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения слабых учеников.

С лайд 14. Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В -третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Овсянку, Константиново, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

Слайд 15. Видеопоэзия позволяет лучше понимать смысл и настроение поэтов, обращать внимание на красоту стихотворного ряда.

Видеопоэзия является эффективным, доступным и интересным методом изучения лирических произведений, развивающим воображение, ассоциативное и креативное мышление.

Слайд 16. Использование занимательных и обучающих тестов

позволяет начать подготовку к ГИА уже с 5 класса. Выполнение электронных тестов позволяет мне осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, ученики узнают о своих ошибках и анализируют их сразу же на уроке.

Слайд 17,18. Преимущества использования ИКТ:

1.Делают обучение более эффективным.

2.Способствуют индивидуализации обучения.

3.Повышается мотивация обучения.

4.Активизируется познавательная деятельность учащихся.

5.Обеспечивается оперативность и объективность контроля.

6.Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

7. Облегчают деятельность педагога и создают эффективную обратную связь.

8.Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов.

9. Повышается интерес к изучаемому предмету.

С лайд 19. Но я не только использую материалы Интернета, я размещаю на разных сайтах для учителей и свои разработки уроков, презентаций, внеклассных мероприятий, классных часов и др.

Слайд 20. В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

Слайд 21. «ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЁД – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ…» (КЬЕРКЕГОР)

Слайд 22. Я благодарю вас за внимание и желаю, чтобы в новом году вас не покидало хорошее настроение и радость от общения с детьми. Спасибо!