Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Колокольчик» п. Витим» Использование ИКТ при изучении правил дорожного движения
выполнила
Карелина Елена Олеговна воспитатель
Вид проекта : информационно-познавательный Сроки реализации : краткосрочный Объект проекта : совместная деятельность воспитателя и детей средней группы По числу участников — групповой (дети средней группы, воспитатели, музыкальный работник, логопед, родители, сотрудники ГИБДД) Предмет исследования : знания детей средней группы детского сада о правилах безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте через использование технологии MIKROSOFT KINEKT
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму».
Целью данного проекта является: создание мотивационной сферы для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о навыках безопасного, осознанного поведения на дорогах с использованием современных технологий и повысить интерес к изучению пдд, формирование навыков безопасного поведения на дорогах путём использования информационно-коммуникационных технологий.
ЗАДАЧИ
-Формировать знания детей о правилах дорожного движения и применять их в реальной жизни; -Развивать психологoфизиологические особенности детей для обучения детей ПДД -Создавать педагогические условия обучения детей для углубления знаний по ПДД -ВЛАДЕТЬ современными технологиями обучения детей ПДД
Актуальность
У ребенка дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Неожиданное появление детей на дороге, их столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте, жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ре¬бенка перед реальными опасностями, в частности, и на улицах. Такое поведение – наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния ИКТ на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем просмотрит или прочитает книгу. Новая информация - это рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В непосредственно образовательной деятельности со своими детьми можно использовать мультимедийные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети знакомятся с новыми знаниями, что наиболее эффективно будет использование знакомства с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем “сухой” традиционный подход, где использовались иллюстрации. Ведь с помощью компьютерных технологий: графики и звука светофор “оживает”, он может сигналить, мигая разными огоньками, улыбаться и разговаривать, а также они помогают формировать психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.
Отсюда возникла гипотеза: если использовать современную технологию для ознакомлении детей дошкольного возраста с ПДД , соблюдать правила дорожного движения, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и сотрудники ГИБДД, тогда жизнь наших детей будет в безопасности.
При реализации проекта руководствовалась следующими принципами: Целенаправленное изучение правил безопасного поведения на улице, на дороге. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области дорожной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности
Ожидаемые результаты Дети проявляют интерес к изучению ПДД через современные технологии Принимают активное участие в различных играх Различают сигналы светофора Имеют представление о видах транспорта (водный, воздушный, наземный) Обучающиеся знают правила безопасного поведения на улице, дороге Имеют навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на дороге Соблюдают правила дорожного движения, внимательны на дороге
Реализацию проекта осуществляла в 4 этапа. Цель первого- подготовительного этапа -определение основных направлений реализации проекта, подборка программно- методического обеспечения. Постановка проблемы осуществлялась через такую форму работы, как самообразование, обогащение предметно-развивающей среды-через оформление уголков ПДД, подборкой дидактических игр. Подготовка программно-методического обеспечения для реализации проекта осуществлялась через такие формы работы, как подбор литературы и наглядного материала. Использование интернет-ресурсов,презентаций, использование технологии MIKROSOFT KINEKT для ознакомлении детей дошкольного возраста с ПДД
На втором этапе- рефлексивно-диагностическом, выявлялись исходные показатели знаний воспитанников и их родителей по теме проекта. В содержание этого этапа входило: Уточнение представлений детей о ПДД, их личный опыт. Здесь использовались такие формы работы, как беседы, наблюдения, первичный мониторинг. Выявление уровня знаний родителей по данной проблеме производилось через анкетирование, индивидуальные и групповые консультативные встречи. Составление тематического перспективного планирования работы с детьми и родителями. осуществлялось через самообразование (изучение литературы, интернет-ресурсов)
Работа с родителями
Цель третьего- практического этапа- реализация проблемы формирования целостного представления детей о правилах дорожного движения. В реализации этого этапа применялись разнообразные формы работы с детьми, познавательный процесс тесно переплетался с элементами игры-ведущего вида деятельности дошкольников.
На 4 – заключительном этапе реализации проекта осуществлялся мониторинг, определялись дальнейшие формы реализации проекта. В содержание этого этапа входило: Анализ знаний , умений и навыков детей по теме проекта, осуществлялись через такие формы работы, как беседы, занятия, наблюдения, итоговый мониторинг. Анализ полученных знаний и умений родителями, их интерес к данной проблеме через такие формы работы, как КВН, викторины, анкетирование. Определение дальнейшей деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге, осуществлялось через корректировку перспективного плана по данной проблеме. В начале и конце учебного года проводился мониторинг усвоения детьми ПДД по следующим критериям: классификация транспорта, виды дорожных знаков, правила безопасного поведения на дороге, терминология. По данным критериям выявился общий уровень развития по обучению детей навыкам безопасности дорожного движения.
Методическая разработка диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения
.
Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка. Цель, задачи обследования детей по ПДД. Педагогическое обследование ребёнка предполагает: - Выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы; - определение уровня сформированности учебных навыков; - определение уровня развития познавательной деятельности у детей. Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить знаРаботу по ознакомлению детей с дорожными знаками провожу в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и с Правилами дорожного движения, которые изложены на основе официального издания (М.: ПИТЕР, 2008) и включают указанную в Правилах нумерацию дорожных знаков: 1.1, 3.9, 5.19 и т.д. Эти правила помогают мне в проведения диагностического обследования.
Характеристика уровней: Низкий уровень – Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Пограничный уровень между низким и средним: ребенок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД. Средней уровень – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень – Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы. Этапы проведения диагностического обследования детей старшего возраста. Диагностическое обследование включает в себя три этапа: 1. Подготовительный; 2. Основной; 3. Заключительный.
Достигнутые результаты
- Согласно мониторингу, проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, они меньше устают, появился интерес и расширились знания к данной теме;
- Применение современных технологий в организации работы с детьми и родителями по данной теме.
- Созданы достаточные условия для организации использования современных технологий в условиях ДОУ по охране и безопасности жизни детей.
- Разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
- Установлены прочные связи с родителями воспитанников, инспекторами ГИБДД. Повысился интерес родителей к данной проблеме.
- Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современные технологии работы даёт положительные результаты – за время нашей работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.