СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ технологий для повышения эффективности уроков русского языка в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены санитарные требования к использованию  ИКТ и использование специализированного мультимедиа-оборудования в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ технологий для повышения эффективности уроков русского языка в начальных классах»

Использование ИКТ технологий для повышения эффективности

уроков русского языка в начальных классах

План работы

  1. Актуальность данной темы

  2. Использование специализированного мультимедиа-оборудования

в образовательном процессе

  1. Санитарные требования к использованию ИКТ

  2. Практическая часть:

  • Электронные приложения к учебнику

  • Тренажёры

  • Какография и ИКТ

  • Использование ИД при изучение безударных падежных окончаний существительных ед. числа

  • Тесты и программы для создания тестов


Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования.

Роль ИКТ в образовательном процессе:

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.


Эффективное обучение школьников с использованием современных информационных технологий будет осуществлено в том случае, если современный учитель будет обладать:

  • общими педагогическими навыками

  • навыками владения современными ИКТ и мультимедиа-технологиями

  • навыками применения информационных и телекоммуникационных технологий и мультимедиа-технологий в системе общего среднего образования

Четыре основных направления использования ИКТ в обучении школьников :

Компьютер и ИКТ как объекты изучения

компьютер и ИКТ как средства представления, хранения и переработки учебной информации

компьютер как средство организации учебного взаимодействия учащихся

компьютер как средство управления учебной деятельностью школьников


Использование специализированного мультимедиа-оборудования

в образовательном процессе


Назначение специализированных мультимедиа-средств - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски.

Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

Чтобы управлять компьютером, достаточно только коснуться экрана. На доске можно писать с помощью специальных маркеров, а также специальным электронным пером или даже пальцем.

Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу

Благодаря использованию интерактивной доски экономлю массу времени на уроке, массу драгоценных минут!

За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

  • Презентационное программное обеспечение

  • Текстовые редакторы

  • CD-ROMы

  • Интернет

  • Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

  • Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения)

  • Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители

  • Программное обеспечение для интерактивной доски (тесты)

  • Программное обеспечение, относящееся к различным предметам

Используя доску, вы можете открывать файлы, работать с интернетом, показывать слайды, видео. На ней можно делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, а также, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования (печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте). Окончив работу, вы можете сохранить все ваши записи для последующего использования.

Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными.

Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что  ученики более заинтересованы и мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков.

Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам.

Если говорить о том, как относятся к использованию интерактивной доски на уроке ученики, смело можно сказать – положительно! Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более, что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения..

К урокам нужно готовиться более тщательно, нужно готовить интерактивные презентации, искать готовые материалы. Использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Но стоит помнить – доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока!

Санитарные требования к использованию ИКТ

Не нужно забывать о санитарных требованиях к использованию ИКТ

Интерактивная доска является техническим средством обучения (далее – ТСО), и ее применение на уроках регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”». Согласно данному нормативному документу, работа с интерактивной доской должна являться одним из этапов работы на уроке и использоваться либо при объяснении нового материла, либо при закреплении, отработке навыков и контроле. Сан- ПиН 2.4.2.2821-10 не ограничивает количество обращений к ТСО в день, требуется лишь чередовать виды деятельности учащихся в течение урока. 

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.




Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

Практическая часть

Интерактивную доску сначала использовала для показа мультимедийных презентаций, сделанных с помощью программы Microsoft Power Point. Однако презентации в виде слайд-шоу меня устраивали не всегда: во-первых, работа над ними отнимала много моего личного времени; во-вторых, дети не принимали участия в их создании, значит и пробуждения интереса, внутренней мотивации освоения знаний не происходило. Получалось, что работа строилась не с доской, а с проектором. Часто после проведённого урока испытывала неудовлетворённость, видела, что презентация, на которую потратила немало времени, стала лишь иллюстративным материалом, сомневалась, что это обеспечит успешность учебной деятельности и,  в конечном счёте, качество образования.

Настоящей находкой стала интерактивная доска и её возможности, которую использую с первого класса. Большим подспорьем на данном этапе является электронное приложение к учебнику «Азбука» Горецкого В.Г. В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонетического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Развивать фонематический слух мне помогает следующий приёмы работы: составление схем слов, анализ звуков (см презентация)

Ребята наглядно видят, что слияние состоит из двух звуков и это помогает им выделять отдельный звук из слияния, а в последствие из слова.

Очень качественно составлены электронные задания по русскому языку по каждой теме для каждого класса УМК ШКОЛА РОССИИ. (показ заданий)

Работая с интерактивной доской можно использовать различные тренажёры. Хотела бы показать тренажёр по развитию орфографической зоркости. (показ презентации тренажёр). С большим удовольствием учащиеся выполняют задания с ловушками и задания какографии (см презентация), ИД делает этот процесс более наглядным и действенным.

Большое место в работе занимают схемы, с появлением ИД, к этому процессу легко можно привлечь учащихся. Удобно то, что составленными схемами пользуемся несколько уроков.

Например: При изучении темы «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа», «Глаголы», «Мягкий знак после шипящих»

(см презентация)

Для проверки усвоения знаний по русскому языку использую, различные тесты: фронтальные и индивидуальные. Работа с тестами.


В копилке нашего класса уже есть несколько работ-презентаций учащихся.


Конечно, на первых порах работа по созданию уроков с компьютерной поддержкой достаточно трудоёмка. Но не стоит забывать, что со временем образуется коллекция электронных уроков, которую можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. Вот тогда-то ИКТ станет для каждого учителя незаменимым помощником, времени на подготовку к уроку будет уходить гораздо меньше.

Подводя итоги всему выше сказанному, отмечу:

Использование ИКТ технологий, повышает качество знаний учащихся, формирует положительную мотивацию учения, навыки делового общения учащихся и коллективную ответственность за результаты труда, развивает познавательный интерес, мышление и творческие способности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!