Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО
Методическое объединение
старших воспитателей
ДОУ Алагирского района
Подготовила Таболова З.М.
Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ - компетентности педагогов дошкольного образования для успешной реализации ФГОС ДО.
Основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДО являются:
Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство
Что же такое ИКТ?
- Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
- Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей
Области применения ИКТ педагогами ДО
Ведение документации
- Паспорт группы
- Приложение к программе «От рождения до школы». Группа №
- Диагностика (Excel)
Методическая работа, повышение квалификации педагога
Воспитательно – образовательный процесс:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, реализацию проектов
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:
1. Способствует повышению профессионального уровня педагога, активизирует на поиск нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей.
2. Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.
3. Поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности о жизни ДОУ и усиливает интерес к событиям в детском саду.
Виды деятельности с ИКТ
НОД с мультимедийной поддержкой
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов
Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран
Совместная деятельность с компьютерной поддержкой
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
В совместной деятельности используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно
Требования, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер
- легкость для самостоятельных занятий ребенка
- развитие широкого спектра навыков и представлений
- высокий технический уровень
- возрастное соответствие
- занимательность
Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста
- Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
- «Говорящие» словари с хорошей анимацией.
- АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
- Игры-путешествия.
- Простейшие программы по обучению грамоте, математике и др
Виды деятельности с ИКТ
Диагностическая деятельность
Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.
В процессе проведения диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям.
Преимущества информационных технологий перед традиционными средствами обучения
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.
- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни.
- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:
Материальная база ДОУ
- Необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
Защита здоровья ребенка
- Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
- При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия.
- Проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий.
- Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам.
- В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Недостаточная ИКТ-компетентность педагога
- Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно- образовательной и коррекционной работы.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Благодарю за внимание!