С. А. Романенко
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н. А. Плутова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. ИКТ в повседневной жизни присутствуют в таких разнообразных сферах, как образование, культура, медицина и финансы. Информационные и коммуникационные технологии-это инструменты, которые способствуют как выпуску информации, так и доступу к ней, а также адекватному обращению, которое способствует улучшениям в обществе. [2]
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. [1]
Основные направления использования ИКТ в начальной школе:
1. Электронные учебники и обучающие материалы.
Использование электронных учебников и мультимедийных обучающих программ позволяет ученикам начальных классов знакомиться с материалом в интерактивном формате.
2. Цифровые тесты и задания.
ИКТ позволяют создавать и использовать различные цифровые тесты и задания, которые помогают учителю контролировать уровень усвоения материала обучающимися. Такие тесты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что делает процесс обучения разнообразным и интересным.
3. Использование социальных сетей и мессенджеров для общения с обучающимися и родителями.
Социальные сети и мессенджеры позволяют учителю быстро и эффективно общаться с учениками и их родителями, решать возникшие проблемы и вопросы, а также контролировать выполнение домашнего задания.
4. Веб-конференции и видеоконференции.
Учитель начальных классов может использовать веб-конференции и видеоконференции для проведения дистанционных уроков, обмена опытом с коллегами, а также для участия в различных образовательных мероприятиях.
5. Электронное портфолио.
Использование ИКТ позволяет учителю начальных классов создать электронное портфолио своих достижений и успехов, которое может быть использовано при прохождении аттестации и участии в профессиональных конкурсах.
6. Дистанционное обучение.
В случае введения дистанционного обучения учитель начальных классов может использовать ИКТ для организации учебного процесса на расстоянии. Онлайн – платформы, такие как Сферум, Google Classroom и другие, позволяют проводить уроки и контролировать выполнение заданий и поддерживать обратную связь с обучающимися и их родителями.
7. Переход на оформление основной документации в электронном формате.
Это и составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, и создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Контрольные, проверочные работы и тесты», «Чтение», «Природоведение», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Педсовет», и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.
8. Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, иргу так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить!
В этом, конечно же, помогает использование компьютерных технологий. Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятий
С помощью программы создания презентаций можно оформить мультимедиа альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.
В целом, использование ИКТ в начальной школе позволяет учителям разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, интерактивным и эффективным. Однако, при использовании ИКТ необходимо соблюдать баланс между традиционными методами обучения и современными технологиями, чтобы обеспечить высокое качество образования для обучающихся.
Список использованных источников:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/549112
2. Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности учителя начальных классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_informatcionno_kommunikatcionnih_t_214038.html