СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ИКТ в преподавании музыки»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи.

Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
««Использование ИКТ в преподавании музыки»»

РЕФЕРАТ





Тема:

«Использование ИКТ в преподавании музыки»







Выполнила:

учитель музыки высшей категории

КГБОУ «Железногорская школа №1»

Веселова М.И.





























г. Железногорск

2021 г.

Введение

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. В области образования имеют место процессы компьютеризации, интернетизации, а также информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие методической системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. В настоящее время образование осуществляет переход от «обучения» к «образованию», происходит становление непрерывного и опережающего образования.

Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей обучаемых, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, созданием единого интерактивного образовательного информационного пространства и, наконец, переходом к открытому образованию.

Совершенствование информационных коммуникационных технологий

(создание локальных и глобальных сетей, баз данных и знаний, а также экспертных систем) формирует специфическую учебную информационную компьютерную область, которая обогащает традиционные формы обучения. Быстрое развитие информационных коммуникационных технологий позволяет реализовать два главных принципа будущей системы образования: принцип доступности и принцип непрерывности. Именно информационные и телекоммуникационные технологии сделали личностно-ориентированное образование более доступным.

Процесс информатизации и компьютеризации общества трансформировал привычные представления об образовании и раскрыл необходимость новых подходов связанных с открытым образованием. Стратегическое значение информационных и коммутационных технологий, применяемых в области образования неоспоримо. Тем не менее, широкое применение информационных технологий не повлекло коренных изменений в системе образования, к глобальному переосмыслению методической системе обучения.

Под информатизацией понимается активный процесс введения компьютерной техники и новых информационных технологий в сферы образования, общественной и личной жизни людей.

Актуальность проблемы

Так как урок музыки – урок вхождения в мир искусства, не мыслимый без познавательной активности учащегося, то сегодня в организации этого процесса нельзя не учитывать созидательный аспект компьютерных технологий. Компьютерные технологии в широком смысле – это педагогический инструмент, влияющий на структуру и динамику познавательной активности учащихся.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития учащихся.

Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время, так как восприятие ребенка меняется, и он живет в мире технологических символов и знаков. Компьютерное пространство является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации. Поэтому становится понятной актуальность применения компьютерных технологий в практической деятельности учителя музыки.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционный урок, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету Музыка.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности.

Цели и задачи

Цели и задачи, стоящие перед современным образованием, сегодня меняются. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Можно соглашаться с запросами рынка и общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы – компетенции, которые стали жизненно необходимыми.

Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ждать встречи с уроком искусства и в качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Цель: 

  • формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования ИКТ на уроках музыки;

  • формирование информационной культуры в процессе использования ИКТ на уроках искусства;

  • развитие экспериментально-исследовательской деятельности;

  • развитие творческих способностей и интереса детей к музыкальному искусству на основе использования ИКТ;

  • в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки;

  • в выполнении социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»).

Задачи:

  • познакомиться с теоретическими аспектами по выбранной теме;

  • изучить труды других педагогов и ученых в данной области, как в литературных источниках, так и в интернете;

  • подготовить дидактические материалы для проведения уроков музыки с использованием ИКТ;

  • обобщить собственный опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки;

  • апробировать полученные данные и подготовленные дидактические материалы на практике, провести открытые уроки с применением ИКТ.

Результат:

Повышение познавательного интереса и качества обучения учащихся посредством использования ИКТ на уроках музыки.

В процессе работы по данному вопросу предполагается

- анкетирование и опрос обучающихся,

- наблюдения в ходе уроков,

- анализ результатов образовательного процесса.

Основная часть

Использование ИКТ в преподавании музыки

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

ИКТ имеют большое значение для учащихся как начальной школы, так и основной школы на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.

Информатизация в значительной степени преобразовала процесс получения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением компьютера учитель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов.

Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Именно это и отличает современные компьютерные технологии от традиционных средств обучения. Современные компьютерные технологии, включая и Интернет-технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом.

Мультимедийные образовательные ресурсы:

  • электронные библиотеки,

  • энциклопедии,

  • нотные архивы,

  • музыкальные антологии,

  • виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов),

  • каталоги обучающих музыкальных программ,

  • электронные пособия, разработанные в виде учебного курса с приложенными к нему тестовыми заданиями.

Программные средства обучения

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

· музыкальные проигрыватели,

· программы для пения караоке,

· музыкальные конструкторы,

· музыкальные энциклопедии,

· обучающие программы,

· программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, WinAmp и т.д. Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной системы Windows.

Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.

Большую помощь на уроках музыки оказывают музыкальные обучающие энциклопедии:

«Развиваем музыкальные способности»,

«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»,

«Шедевры мировой музыки»,

«Энциклопедия музыкальных инструментов»,

«Знакомство с театром»,

«Народные инструменты»,

«Симфонический оркестр»,

«Искусство России для детей».

Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия », где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

В программе «Шедевры мировой музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.

Программа «Музыкальный класс», позволяющая заниматься музыкой, носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов. В этой программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики»«Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков.

Такой раздел программы, как  программа «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором ». Эта функция для учеников делает возможным создание собственного произведения в выбранном стиле. Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях. Использование на уроках компьютера и одновременно синтезатора привлекательно для обучаемых. Они могут прослушать произведение в исполнении своего учителя, используя разные тембры.

А развивающие программы, такие как «Щелкунчик», «Волшебная флейта», «Я музыкант!» – сочетают в себе увлекательную интерактивную игру, загадки, викторины, музыкальную энциклопедию и сказочные приключения.

Участие в игре способствует самоутверждению ребенка, развивает его стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества. Одно из условий формирования и развития ассоциативного мышления – включение в творческую деятельность. Для этой цели я использую музыкальные загадки с картинками. Данная игра, в начальных классах, используется при знакомстве детей с различными видами музыкальных инструментов и сопровождается презентацией: сначала появляется текст, дети пытаются отгадать загадку, затем появляется картинка с изображением инструмента, затем название инструмента, и в конце раздается звучание инструмента.

Учитывая, что основным видом деятельности учащихся начальных классов является игра, компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия помогает решить многие задачи. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, назовёшь музыкальные инструменты по звучанию - продвинешься ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. «Презентация» - переводится с английского как "представление”. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Программа Power Point дает возможность использования на уроке:

  • картин известных художников,

  • изображения музыкальных инструментов,

  • портреты композиторов.

Презентация используется на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Так как современные школьники живут в эпоху технического прогресса, то в своей работе я использую программы караоке (van Basco´s Karaoke Player), прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Очень важно научить ребенка слышать мелодию в музыке и данная программа в этом хорошо помогает. Учащимся гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, чем под звуки одного простого инструмента (особенно подросткам).

Музыкально-пластические движения используются для того чтобы изменять деятельность на уроке музыки. Движение под музыку является важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей, метро - ритмического чувства, развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

Текстовый редактор Word помогает мне в создании текстов песен, тестов, групповых и проверочных заданий и пр.

Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок операми, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Специфика музыкального искусства заключается в том, что оно способно выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Это означает, что успех работы учителя музыки во многом зависит от его способности влиять на впечатлительность и эмоциональность детей.

Положительные стороны использования ИКТ на уроках музыки:

  • наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;

  • музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить;

  • интересно и удобно создавать презентации к урокам самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного урока. Хотя, презентациями других учителей я так же пользуюсь.

Чтобы презентация была не только наглядностью, я даю детям возможность записать необходимый материал в тетрадь (понятия, ФИО автора и название произведения);

  • интерактивный момент в презентации дает возможность проверить знания детей (тестирование) или ещё раз, с целью закрепления, прослушать музыку.

Всем известно, что информации по музыке в наших библиотеках не так много, соответственно ребята с большим удовольствием делают сообщения на предлагаемые вопросы с помощью интернета, тем самым развивают и закрепляют навык поиска и обработки информации.

Отрицательные стороны использования ИКТ на уроках музыки

Сокращается время живого музыкального исполнения, дети всё больше хотят слышать музыку именно в электронном исполнении.

Заключение

  Анализ результатов бесед с учащимися, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (дети отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету.

Использование ИКТ на уроках музыки помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

ИКТ позволяют значительно повысить эффективность образования. Они способствуют развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль учителя, которого не сможет заменить ни один компьютер.

Список литературы

  1. Смолина Е. А., Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2009г.

  2. Затямина Т.А., Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: Издательство «Глобус», 2011г.

  3. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке.

Серия «Модернизация общего образования». - СПб., 2004- с.129

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.:

Академия, 2003 г.

  1. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе

цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005

  1. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. – М., 2007

  2. http://festival.1september.ru/articles/310931/

  3. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и инфюрмационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. - М., 2006. - №1.- с. 29-50

  4. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М., 1999.-№7,8.-с.30-31.

  5. Краснова Г.А. Новые информационные технологии в образовании // Проблемы теории и методики обучения.- 2001.- № 5.- с. 39-42.

  6. Лоренц А. Развитие и распространение Интернет - образования во всем мире // Высшее образование сегодня.- М., 2002.- № 7/8.- с.42-45




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!