Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков
у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
XXI век - век технологий
Информационные технологии
Согласно «Словарю методологических терминов» (авторы Э.Г. Азимов, А.И. Щукин)
«Информационные технологии» - это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров.
От обучения как функции запоминания к процессу умственного развития
От статистической модели знаний к динамической системе умственных действий
От ориентировки на усреднённого ученика к индивидуальным программам обучения
От внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции
Актуальность исследования
Информационные технологии не способны избавить ребенка с ТМНР от его особенностей развития и снять все возникшие с этим проблемы.
Однако осознание того, что ему становиться доступны новые знания, умения, формы общения, игры дает ребенку веру в свои силы.
Речевая компетен-ция
Языковая компетен-ция
Учебно-познова-тельная компетен-ция
Коммуника-тивная компетен-ция
Социальнокультурная компетен-ция
Компенса-торная компетен-ция
1.Обучение адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей;
2.Обучение использованию доступных знаковых систем (говорящие кнопки, планшет с карточками, озвученные жесты, собственная речь) для их реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своем состоянии, выр
Задачи педагогической работы по формированию
коммуникативных навыков с использованием ИКТ
1. Обучение адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей;
2. Обучение использованию доступных знаковых систем (говорящие кнопки, планшет с карточками, озвученные жесты, собственная речь) для их реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражении просьб;
3. Воспитание элементарных социальных умений в общении: приветствие, прощание, благодарность.
Виды ИКТ
Использование интерактивной доски для ребенка
— повышение мотивации к урокам,
— создание благоприятного эмоционального фона для ускорения коррекционного процесса и улучшения его результативности;
— преодолевается речевой негативизм, т.к. формируется мотивация к речевой коммуникации;
— ускоряется процесс автоматизации звуков в речи;
— повышается уровень развития лексико-грамматического строя речи;
— появляются значительные возможности в развитии высших психических функций;
— осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память; — развиваются такие коммуникативные компетенции как сотрудничество, высказывание своих суждений и т.д.;
— развивается мелкая моторика рук;
— совершенствуется познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, образное мышление.
Методы работы с ИКТ
«Работа с маркером»
«Перемещение»
«Скрытие»
«Гиперссылка»
Требования по использованию видеопродукции и
информационно-коммуникационных технологии
в обучении детей с ТМНР
1. ИКТ должны занимать строго определенное место в процессе обучения, выступать одной из его органичных частей.
2. ИКТ должны логично укладываться в тему, которую хочет донести педагог до своих слушателей.
3. ИКТ не призваны излагать ту или иную тему целиком, а ограничивается раскрытием в динамике определенных явлений, теоретическая интерпретация которых становится предметом разговора после просмотра/ прослушивания/ прочтения/ поиска.
4. Информация, предназначенная для демонстрации, должна соответствовать уровню знаний ребенка, его общему восприятию картины мира.
5. Отобранная информация, переданная при помощи применения информационно-коммуникационных технологий, должна быть дидактически обработана.
Спасибо за внимание