С. С. Гирина
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н. А. Плутова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель начальных классов должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:
► управлять учебным процессом;
► создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
► создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы;
► размещать, систематизировать и хранить материалы учебного процесса;
► проводить мониторинг;
► использовать различные виды и формы контроля; ► осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса.
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план самообразования или просто разработку мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Рабочие программы», «Классные часы», «Внеурочная деятельность», «Проекты», «Наше творчество», «Материалы для проведения уроков», «Мониторинг» и пр.
Использование учителями начальных классов ИКТ
- Электронная обработка документов;
- Использование готовых и собственных мультимедийных продуктов;
- Использование ресурсов Интернета для подготовки к урокам или для самообразования;
- Использование электронной почты для общения с коллегами;
- Использование КТ во внеурочное время;
- Использование КТ в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО;
- Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях;
- Использование Интернета для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня;
- Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)
Преимущества ИКТ:
Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе:
активизирует познавательную деятельность учащихся;
повышает мотивацию учащихся к изучаемым предметам;
экономит время на объяснение материала;
полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников;
позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
повышает качество усвоения материала;
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навыки исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим ресурсам;
позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
создаёт комфортность на уроках.
Роль ИКТ в воспитательном процессе
Использованием ИКТ в воспитательном процессе это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более действенных подходов к воспитанию и является наиболее эффективным средством воспитания. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного, назидательного способа воспитания к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом воспитательной деятельности. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.
Цели ИКТ в воспитательном процессе
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Одними из основных задач для выполнения поставленной цели являются развитие познавательных интересов учащихся посредством внедрения инновационных технологий и гуманизация воспитательного процесса. Эти задачи направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Список используемых источников:
1. Использование ИКТ в воспитательном процессе начальной школы. https://kladraz.ru/blogs/blog16210/ispolzovanie-ikt-v-vospitatelnom-procese-nachalnoi-shkoly-shag-k-formirovaniyu-novogo-cheloveka.html
2. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-ikt-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse.html
3. Ганиев, М. М. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся / М. М. Ганиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/301/67202/ (дата обращения: 18.10.2024).