Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе с целью развития интеллектуальных способностей учащихся
Выступление учителя начальных классов
Маркиной И.Л.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель начальных классов должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:
► управлять учебным процессом;
► создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
► создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы;
► размещать, систематизировать и хранить материалы учебного процесса;
► проводить мониторинг;
► использовать различные виды и формы контроля; ► осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса.
средство связи с родителями
организация воспитательной работы
внеклассная работа по предметам
Для чего нужно учителю информационное пространство?
публикация детских творческих работ
средство связи с учащимися
информационная поддержка учебного
процесса
Использование учителями начальных классов ИКТ
- Электронная обработка документов;
- Использование готовых и собственных мультимедийных продуктов;
- Использование ресурсов Интернета для подготовки к урокам или для самообразования;
- Использование электронной почты для общения с коллегами;
- Использование КТ во внеурочное время;
- Использование КТ в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО;
- Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях;
- Использование Интернета для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня;
- Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план самообразования или просто разработку мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Рабочие программы», «Классные часы», «Внеурочная деятельность», «Проекты», «Наше творчество», «Материалы для проведения уроков», «Мониторинг» и пр.
Презентации позволяют учителю:
- наглядно представлять материал;
- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
- скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета.
Видеофильмы
Инновационный учебно-методический комплекс
Тесты, диагностические и контрольные работы
Формы использования
ИКТ на уроках
Презентации
Учебные проекты
Обучающие программы
Тренажёры
Электронный учебник
Интернет
Открытия нового знания или инструктирования класса
Объяснение нового материала
Повторение пройденного материала
Закрепление нового материала
На каких этапах уроках целесообразно использование ИКТ
Диагностика усвоения пройденного
Обобщение пройденного материала
Рефлексия
Формы ИКТ активности детей на уроках
индивидуальное или групповое выступление: презентация с помощью ИКТ;
практикумы с интерактивными заданиями
индивидуальное компьютерное тестирование;
проектная работа: поиск, обработка готовых и создание собственных информационных объектов с помощью инструментов и средств ИКТ;
исследование процессов с использованием инструментов и средств ИКТ;
Преимущества ИКТ
Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе:
- активизирует познавательную деятельность учащихся;
- повышает мотивацию учащихся к изучаемым предметам;
- экономит время на объяснение материала;
- полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников;
- позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
- повышает качество усвоения материала;
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навыки исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим ресурсам;
- позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
- создаёт комфортность на уроках.
- .