Использование индивидуальных творческих заданий в процессе организации самостоятельной работы студентов в предмете «Композиция и постановка танца»
Преподаватель хореографических
дисциплин Саломатина С.А.
Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.
Предмет «Композиция и постановка танца» предполагает организацию активной самостоятельной работы студентов при подготовке, разводке и постановке танца.
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый студентом без непосредственного контакта с преподавателем, опосредовано, через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя.
В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в цикле хореографических дисциплин.
В основе самостоятельной деятельности студентов лежит создание условий и предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации.
В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки практической реализации теоретических знаний.
Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе.
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя в предмете «Композиция и постановка танца» протекает в форме делового взаимодействия: студент индивидуально получает непосредственные указания, рекомендации по самостоятельной деятельности в подготовительный период, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Организация самостоятельной работы студентов протекает в несколько этапов, где каждый студент получает индивидуальные творческие задания, результатом выполнения которых должно стать законченное хореографическое произведение.
1 этап. Студент через самостоятельное прослушивание находит музыкальный материал для будущей хореографической постановки и выполняет самостоятельный анализ в следующем порядке:
Внимательно прослушать музыкальный отрывок.
Определить его характер, темп, ритм, музыкальный размер, количество тактов.
Оценить музыкальную тему, мелодию отрывка.
Определить музыкальные части отрывка, его нюансы.
Соотнести тему музыкального отрывка с нафантазированным образом, явлением природы, заданным объектом.
Проанализировать музыкальный отрывок относительно частей основных законов драматургии.
Определить развитие действия придуманного объекта относительно законов драматургии.
На основе анализа музыкального произведения индивидуально в беседе со студентом определяется тема, идея, образы, задачи будущего хореографического произведения.
2 этап. Студент самостоятельно выполняет необходимые подготовительные работы:
Осуществляет поиск необходимой информации.
Сочиняет сюжет на основе законов драматургии.
Составляет композиционный план.
Определяет состав исполнителей среди однокурсников.
Совместно с преподавателем, студент анализирует композиционный план и получает рекомендации по его выполнению.
3 этап. Студент самостоятельно сочиняет хореографический текст, где соблюдает определённый порядок действий:
Провести подготовительную работу:
Выбрать основное движение.
Выбрать движения, которые сочетаются с основным.
Определить характер и музыкальный темп комбинации.
Соотнести с музыкальным материалом.
Проанализировать танцевальный материал, на основе которого будет сочиняться комбинация:
Проанализировать музыкальный материал: прослушать музыку и определить её характер и музыкальный размер, выявить музыкальные акценты и нюансы.
Осуществить практическое сочинение комбинации, руководствуясь следующими правилами:
Обеспечить равномерную работу обеих ног и рук;
Каждое последующее движение должно логически вытекать из предыдущего.
Соблюдать сочетание сложных и простых движений с танцевальными элементами;
Учитывать музыкальность и характер исполнения сочетающихся движений;
Активно применять танцевальные элементы, которые выражают манеру исполнения заданного стиля и жанра;
В структуре комбинации должен быть заложен «квадрат», т. е. количество тактов затраченных на исполнение должно быть кратно 4.
Сочинённые комбинации, студент разучивает с исполнителями во внеаудиторное время. Преподаватель на уроках-просмотрах осуществляет контроль выполнения самостоятельной работы студента: анализирует, даёт рекомендации, оценивает и утверждает или не утверждает результат.
4 этап. Студент самостоятельно сочиняет рисунок танца, где соблюдает определённый порядок действий:
Внимательно прослушать музыкальный отрывок.
Определить его характер, темп, ритм, музыкальный размер, количество тактов.
Оценить музыкальную тему, мелодию отрывка.
Определить музыкальные части отрывка, его нюансы.
Сочинить рисунки танца для каждой музыкальной части, руководствуясь основными законами драматургии.
Определить основные и переходные рисунки танца.
Распределить их по тактам на определённые, подходящие музыкальные части.
Выполнить запись рисунков танца на бумаге.
Сочинённые рисунки, студент разучивает с исполнителями во внеаудиторное время. Преподаватель на уроках-просмотрах осуществляет контроль выполнения самостоятельной работы студента: анализирует, даёт рекомендации, оценивает и утверждает или не утверждает результат.
5 этап. Студент индивидуально совместно с преподавателем обсуждает и осуществляет художественное оформление будущего хореографического произведения по следующим направлениям:
Создание хореографических образов в танце.
Художественность хореографических решений.
Оформление костюмов, декораций.
6 этап. Студент самостоятельно осуществляет отработку созданного хореографического произведения, где соблюдает определённый порядок действий:
Проанализировать хореографический текст:
Определить, какая комбинация является основной.
Определить, какие комбинации и рисунки являются вспомогательными и связующими.
Выявить наиболее трудные места в исполнении танца.
Определить причину трудности и наметить способы ее преодоления.
Практически отработать танец, с учётом следующих моментов:
Отрабатывать танец по частям, что будет способствовать более качественному его усвоению.
Разучивая танцевальную комбинацию, чётко следить за выполнением методики исполнения всех составляющих её движений.
Проработать танец целиком без остановок до тех пор, пока в исполнении не будет допускаться ошибки.
Отработку танца, студент осуществляет с исполнителями во внеаудиторное время. Преподаватель на уроках-просмотрах осуществляет контроль выполнения самостоятельной работы студента: анализирует, даёт рекомендации, оценивает и утверждает или не утверждает результат.
Готовое хореографическое произведение, сочинённое студентом демонстрируется в практической части экзамена или зачёта.
Таким образом, самостоятельное выполнение индивидуальных творческих заданий позволяет в полной мере формировать профессиональные компетенции будущего специалиста хореографии, руководителя хореографического объединения:
ПК 1.3. Демонстрировать владение хореографической деятельностью в области дополнительного образования (сочинение и постановка хореографических композиций):
иметь практический опыт:
Сочинения танцевальных комбинаций в разных видах танца;
Создания хореографических произведений разных форм;
Организации постановочной и концертно-исполнительской деятельности.
студент должен уметь:
Сочинять танцевальные комбинации и композиции малых и больших форм разного жанрового направления;
Подбирать и музыкальный материал для постановки танцев разной жанровой направленности;
Сочинять законченное хореографическое произведение с выраженными идеей, темой, образами героев по законам драматургии;
студент должен знать:
Методику исполнения движений танцев разной жанровой направленности;
Особенности манеры исполнения танцев разных народов;
Оосновные понятия композиционного построения танца;
Виды индивидуальных творческих заданий для самостоятельной работы студента:
Изучение и анализ лекционного материала по технологии создания композиционного плана и методике построения хореографического произведения.
Определение основы танца – музыкального материала.
Определение темы, идеи и задач будущего танца.
Разработка сюжет произведения, определение его действующих лиц, их характеров и их действий.
Составление и разработка композиционного плана будущего хореографического произведения.
Сочинение хореографического текста, рисунка танца, определение композиции, хореографических решений относительно законов драматургии.
Определение исполнителей-однокурсников будущего хореографического произведения.
Осуществление хореографических воплощений авторских решений в практических разводках с исполнителями.
Разработка художественного оформления сцены и костюмов.
Отработка хореографического произведения с исполнителями.