Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе учащихся начальных классов.
Мы живем в мире расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать новые знания посредством общения с Интернетом. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Информационно-коммуникационные технологии – это целый комплекс приемов и методов, связанных с получением, обработкой и передачей информации. В настоящее время в рамках урочной и внеурочной работы по преподаваемым предметам активно внедряю два направления компьютеризации обучения.
Первое направление включает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую теперь нередко называют «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни — неотъемлемая часть багажа современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.
Второе направление - компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность. В зависимости от дидактических целей, специфики темы и формы занятия можно выделить различные виды компьютерных программ. Начиная с 2008 года, применяю элементы информационно-коммуникационных технологий, позволяющих активизировать познавательную активность детей, выйти за рамки учебника и разнообразить учебную и внеурочную деятельность по предмету.
1.Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, приближенному к программированному обучению с разветвленной программой.
2. Программы - тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал учащимися уже усвоен.
3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Это тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и тестовыми.
4. Демонстрационные программы — это материалы, предназначенные
для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу также можно отнести и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и использования для творческой работы учащихся.
5. Информационно-справочные материалы необходимы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
Современные средства обучения
Для эффективного решения задач развития познавательной активности обучающихся, я использую современные средства обучения, которые лежат в основе формирования новой информационно-образовательной среды.
В 2011 году наша школа получила комплекты учебно-лабораторного оборудования в составе автоматизированных рабочих мест педагогического работника и обучающихся (АРМ), включая средства обучения, разработанные на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС). Современные (инновационные) средства обучения на базе цифровых технологий используются мной в сочетании с традиционными, привычными для участников образовательного процесса (печатные материалы, натуральные объекты, модели и т.п.). Эти средства обучения обеспечивают оптимальные формы передачи знаний, повышают уровень познавательной активности обучающихся.
Оборудование, которое входит в современную систему средств обучения представлено различными интерактивными устройствами. Для достижения максимальных результатов развития познавательной активности, я использую следующие интерактивные устройства: ноутбук / нетбук, доска интерактивная, документ-камера, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
Использование этого оборудования позволяет мне делать занятия интересными и развивать мотивацию обучающихся, активизировать детей.
Компьютер (ноутбук/нетбук) предназначен для поиска, обработки, хранения и визуализации информации, результатов образовательной деятельности обучающихся (формирование портфолио), организации дистанционного обучения. Способствует решению образовательных задач участников образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий.
Использование интерактивной доски предоставляет больше возможностей для участия в творческой коллективной работе, групповых дискуссиях, для развития личных и социальных навыков. Обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе, детям не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность и активность обучающихся с ограниченными возможностями.
С помощью документ-камеры активизирую работу с игровым дидактическим материалом в виде карточек, домино или лото и др. Демонстрация правил работы с такими «мелкими учебными пособиями» с помощью документ-камеры становится простой, наглядной и увлекательной. Ещё организовываю динамическую презентацию результатов работы обучающихся. Очень часто требуется продемонстрировать результаты работы, которыми могут являться изготовленные обучающимися предметы или мелкие движущиеся объекты, когда нужно показать последовательность действий, освоенных учащимися при изучении предмета (особенно это касается информационных технологий). В этих случаях трансляция реальных действий выступающего на экран, создаёт эффект вовлечённости класса в процесс презентации, которая принимает активный, «живой» характер.
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся. В основе работы PROClass лежат три принципа: интерактивность, удобство, успех.
Интерактивность – способствует созданию атмосферы доверия, открытости на уроке:
когда задаю вопрос классу, то все обучающиеся могут отвечать и участвовать в обсуждении. При этом даже те обучающиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили;
вопросы адресуются всему классу, полученные ответы немедленно отражают понимание материала каждым обучающимся, темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства обучающихся;
по окончании занятия система автоматически создает подробный отчет для педагога (родителей) – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех обучающихся, а также ответов на все вопросы во время урока. По результатам опроса можно определить, кому из обучающихся было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь.
Удобство – легко и быстро осваивается, просто в эксплуатации, повышает эффективность работы:
Благодаря статистическому представлению результатов, сразу вижу слабые места в подготовке – соответственно, можно вернуться к пройденной теме и проработать ее с классом еще раз.
Возможность проведения интерактивного урока без предварительной подготовки презентации. Более того, можно использовать любой вариант подачи материала – на доске, на бумаге, непосредственно с web-сайтов.
Успех – легко и просто достигаются лучшие результаты образовательной деятельности педагога и обучающихся.
Организации сетевого взаимодействия обучающихся в блоге.
С каждым днем необходимость в использовании компьютерных технологий возрастает по многим причинам, одни из которых – наглядность, активность, эффектность, экономия времени. Я стараюсь усовершенствовать навыки работы на компьютере, перехожу на электронный документооборот, привычным становится Интернет-взаимодействие между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса с помощью блогов. Это новый ресурс, в котором я систематизирую и отражаю свой опыт работы, а так же результаты по внедрению ФГОС; ученики активно и с интересом общаются в блоге, получают необходимую информацию для самостоятельной работы, подготовки проектов, рефлексии, сетевого общения; родители в блоге находят ответы на волнующие их вопросы. Для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса мной создано несколько блогов.
Сайт класса: http://orljta-2010.ucoz.ru/
На сайте есть сведения о нашем городе, школе, самоуправлении класса. Дети могут найти на сайте расписание уроков, кружков; игры, словари. В детском уголке есть библиотека, тренажёры по различным предметам, сведения о конкурсах и результатах, поздравления с днём рождения, физминутки, электронный журнал, музыка для слушания, кинозал. Учителя найдут материал для работы. Родители – советы и помощь в воспитании детей. У сайта есть много друзей, с которыми поддерживается постоянная связь. Каждый пользователь сайта может оставить фотографию, написать отзыв в гостевой книге, принять участие в опросах.
В блоге учителя http://Uhtxrbyf23.blogspot.com/ содержится информация для учителей начальных классов, объявления о конкурсах и их результаты, новости в предметной области, учебные материалы и ссылки на интересные блоги. Для детей и родителей размещена информация о мероприятиях, которые проводятся; планы внеурочной работы, учебные материалы и тренажёры, фотографии и видео класса, поздравления с днём рождения, выпускаются номера детской интерактивной газеты Огонёк и т. д.
В детском блоге «Почемучки» (http://uhtxrbyf23y.blogspot.ru/) организовано сетевое общение обучающихся по реализации проектов: «Город, в котором мы живём» и «Благоустройство школьного двора».
В ещё одном детском блоге «Математический калейдоскоп» (http://uhtxrbyf.blogspot.ru/) проходит классная дистанционная игра «Математические составлялки».
Одним из вариантов эффективной организации сетевого взаимодействия обучающихся в блоге стала проектная деятельность. Ребята получали и выполняли проектные задания, научились представлять свою работу в форме Google-презентации: оформление совместных слайдов; при работе с Google-таблицей вносили в таблицу необходимые изменения-записи и картинки.
В блоге учителя дети создают интерактивную газету «Огонёк» с использованием веб-доски Stixy: размещают стикеры с необходимыми записями, картинки (фото), файлы различных форматов, листочки виртуального календаря. Темы газет разнообразные, по интересам детей.
Организация сетевой учебной деятельности школьников помогает мне решить ряд важных задач:
эффективно развивать познавательную активность школьников, используя их интерес к современным ИКТ;
формировать у школьников компетентности, умения и качества XXI века;
организовывать дополнительную работу с одарёнными учениками, стремящимися получить дополнительные знания по предмету (и слабоуспевающие дети тоже проявляют большую активность к интерактивной форме работы, быстрее включаются в работу по ликвидации пробелов в знаниях).
Соотношение уроков с применением ИКТ
![]()
Работая над обобщением опыта, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:
1) на уроках при изложении нового материала (мультимедийные презентации);
2) при закреплении изложенного материала (тренинг: разнообразные обучающие программы, работа с нетбуками);
3) в системе контроля и проверки (система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, тестирование с оцениванием; контролирующие программы, разработанные мной интерактивные тесты по математике );
4) при самостоятельной, контрольной работе обучающихся (самоконтроль с использованием интерактивной доски);
5) участие в сетевых проектах, дистанционная игра, интерактивная газета дистанционное общение в блогах;
6) использование ЦОР, ЭОР, Интернет-ресурсов, которые систематизированы в медианавигаторе « Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе» на основе требования ФГОС.
В процессе работы я пришла к выводу, что активное использование информационно-коммуникационных технологий позволило расширить обучающие возможности урока, повысить мотивацию учащихся и познавательную и творческую активность, организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Литература
1.Багирян В.Б., Смелова В.Г. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Пособие для учителей, Москва БизнесМеридиан, 2011.
Информационные ресурсы
2.Балыко Е.А., Смелова В.Г. Автоматизированное рабочее место педагога. Руководство пользователя: Пособие для учителей общеобразовательных школ. Балыко Е.А., Смелова В.Г.-М: БизнесМеридиан, 2011.-48 с. 3.Формирование ИКТ-компетентности младших школьников
http://nachalka.edu.ru/attach/8/1100.doc