Магомедова Софият Сабировна
учитель начальных классов МБОУ
гимназии №17
г. Махачкала, РФ
Использование информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности младших школьников при обучении математике
Аннотация
Статья посвящена роли информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников при обучении математике.
Ключевые слова: компьютер, элементы, письмо, навык
Стремительное развитие компьютерной техники и ее разнообразного программного обеспечения - одна из характерных черт современного общества. Технологии, основным компонентом которых является компьютер, проникают практически во все сферы человеческой деятельности.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), внедрение которых сегодня является одним из приоритетных направлений развития образования, уверенно занимают свое место в учебном процессе, входят в жизнь каждой школы в системах образования различных уровней. Основной целью внедрения новых информационных технологий обучения является подготовка учащихся к полноценной жизнедеятельности информационного общества, развития творческих способностей учащихся, их применение позволяет изменить саму технологию предоставления образовательных услуг, сделать урок более наглядным и интересным, обеспечивает активизацию деятельности преподавателей на уроке, способствует осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения, развития специальной или общей одаренности, формированию знаний. Все это дает возможность улучшить качество обучения [1, c.35].
Актуальность использования ИКТ в обучении математике обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они дают широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.
Средства активизации познавательной деятельности, воздействующие на мотивационный компонент, предполагающие формирование познавательной потребности, воспитание устойчивых познавательных интересов направлены на:
создание проблемных ситуаций;
установление недостаточности имеющихся знаний и умений;
осознание необходимости и значимости приобретения новых знаний;
возбуждение интереса к сущности новых фактов, свойств, возможностям их использования;
постановку познавательных и исследовательских учебных задач, формулировку учебных проблем;
стимулирование мотивов собственного роста и саморазвития [2, c.44]..
Для конструирования таких средств в процессе обучения математике могут быть использованы следующие возможности информационно- коммуникационных технологий.
Визуализация учебной информации, состоящая в наглядном представлении:
практических ситуаций, реальных процессов и явлений, демонстрирующих недостаточность математических средств для описания ситуации на языке математики или приводящих к получению новой не изученной математической модели;
чертежей, графиков, моделей, иллюстрирующих задачи теоретического характера, попытка решения которых приводит к созданию проблемных ситуаций;
Моделирование и интерпретация информации об изучаемых или
исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений - как реальных, так и виртуальных. Эта возможность в рамках мотивационного компонента реализуется в процессе обучения математике через осуществление виртуальных экспериментов по выполнению наблюдений, опытов, измерений, построению чертежей и графиков, их преобразований, исследованию моделей, позволяющих обнаружить новые неизвестные факты и свойства еще не нашедшие описания, объяснения, обоснования [3, c.5].
Следующим компонентом познавательной активности является содержательно - операционный (деятельностный) компонент, предполагающий готовность учащихся к самоуправлению процессом учения, сформированность интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации.
Такие средства, должны обеспечивать:
осуществление анализа проблемной ситуации, вычленение проблемы и постановку познавательной задачи;
выявление и накопление сведений, фактов, свойств, необходимых для решения учебно-познавательной задачи (проблемы);
получение эмпирического материала (результатов измерений, вычислений, иллюстраций, примеров, опытов), создающего основу для дальнейшей обработки теоретическими методами;
Таким образом, использование информационных технологий на уроках математики значительно повышает эффективность обучения, обеспечивает развитие личности, формирование жизненных и социальных компетенций учащихся.
Список использованной литературы
Андреев А.А. Введение в Интернет-образование. - М.: Логос, 2013.
Андресен Б. Мультимедиа в образовании - М.: Дрофа, 2014.
3. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников М.: Логос, 2015.
© Магомедова С.С., 2019г.