СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день много внимания уделяется использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что нынешний век – это век информационных технологий. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить своё выступление с точки зрения способности ИКТ помогать преподавателю в достижении этой цели.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБПОУ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ

СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»









Доклад



Использование

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

на уроках русского языка и литературы








Выполнила: Юрьянова В. В.,

преподаватель русского языка

и литературы








Хоронхой

2019 год

Использование

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

на уроках русского языка и литературы



На сегодняшний день много внимания уделяется использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что нынешний век – это век информационных технологий. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить своё выступление с точки зрения способности ИКТ помогать преподавателю в достижении этой цели.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у юношей);

  • активизируют познавательную деятельность обучающихся;

  • развивают творческий потенциал обучающихся;

  • осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала;

  • закреплении;

  • повторении;

  • контроле знаний, умений и навыков.

При этом для обучающегося он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий преподавателя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках.

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).

  • Тренажёр.

  • Контроль за умениями, навыками обучающихся.

  • Самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.

В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?

  • Стимулирование познавательной деятельности обучающихся, которое достигается путём участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке.

  • Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций.

  • Визуализация учебного материала.

  • Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой.

  • Повышение мотивации учения обучающихся и закрепление интереса к изучаемому предмету.

  • Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы.

  • Стимулирование воображения обучающихся.

  • Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает преподавателю управлять потоком ассоциаций, будить воображение обучающихся, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед преподавателем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдов-иллюстраций, снабжённых необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приёмами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово преподавателя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

  1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками обучающихся.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

(Обзор компьютерных образовательных программ.)

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  • повысить интерес обучающихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний обучающихся;

  • сэкономить время на опрос обучающихся;

  • дают возможность обучающимся самостоятельно заниматься не  только на         уроках,       но и в домашних условиях;

  • помогают и преподавателю повысить уровень своих знаний.

 

  1. Самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала обучающихся. Преподаватель может научить ребёнка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашёл, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать преподаватель, чтобы подобная работа всё же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав её, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Обучающиеся оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность обучающихся в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от обучающихся.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник техникума, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя  забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей обучающихся, развитии их творческих способностей.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

  • повышению качества обучения;

  • выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

  • радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

  • эффективной организации познавательной деятельности обучающихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

  • развитию у каждого обучающегося собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали­зации и дифференциации учебного процесса;

  • развитию самостоятельности обучающихся;

  • развитию сложившейся методологии образования за счёт явных преимуществ новых информационных технологий, а именно:       

а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация);                          

б) применения удалённого доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации;

  • непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех учебных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока, возможность сочетания разных программных средств, а также побуждающий аспект активизации деятельности обучающихся. На мой взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажёра; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.

Используя информационные технологии на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки обучающегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.

При проведении таких уроков преследую следующие цели: а) формирование умений работать с информацией, развитие коммуникатив­ных способностей; б) формирование исследовательских умений; в) закрепление материала, изученного на уроках (главная цель). Использование презентационных и мультимедийных технологий, представляющих собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, звука, видео и анимации. Презентации существенно повышают наглядность и доступность учебного материала. Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность обучающихся.   Выполнение детских работ в виде презентации, докладов с помощью компьютерных программ новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования обучающихся, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!